Вполне реально, что десять лет описанного правового порядка создадут благоприятную макроэкономическую обстановку. Стабильность рубля, жесткая конкуренция на рынке банковских и страховых услуг российских и ведущих иностранных финансовых институтов обеспечат постепенную дедолларизацию экономики. В политической среде крепкий рубль подорвет экономическую основу сепаратизма.
РАЗВИТИЕ ТРЕТЬЕГО СЕКТОРА В БЛИЖАЙШЕЕ ДЕСЯТИЛЕТИЕ
Государство будет постепенно ухо-
дить из целого ряда сфер деятельности (преимущественно связанных с прямым финансированием социально-культурной сферы).
До 1917 г. Россия была страной с молодым, но быстрорастущим третьим сектором (негосударственными неприбыльными организациями, существовавшими на частные пожертвования). Строились и работали без участия государства больницы, универститеты, библиотеки, исследовательские институты, галереи и театры.
Ориентиром на будущее для оценки возможных масштабов замещения социальной активности государства частной инициативой может служить третий сектор сопоставимых с Россией по населению и территории развитых стран, где объемы средств осваиваемых этими организациями немногим уступают расходам на оборону. При этом эффективность расходов в этом секторе как правило гораздо выше, поскольку цепочка контроля от плательщика до исполнителя работ несопоставимо короче и легче осуществляется, чем в государственном секторе.
Очевидное преимущество таких институтов перед государственными - компактность, прозрачность и подконтрольность обществу через различные надзорные попечительские органы, что подтверждается примерами действующих уже сейчас структур, ориентированных на сбор пожертвований (как правило техника, оборудование, зарплата персоналу финансируется за счет иностранных грантов; продукты питания, медикаменты, одежда и часть инвентаря жертвуются в натуральном виде российскими предпринимателями).
Государственные ведомства 2010 г. видятся открытыми общественному контролю. В печати, на серверах в Интернете оперативно публикуются все более подробные данные по сбору налогов. Благодаря использованию методики обезличенного, смоделированного распределения налоговых поступлений по всем видам налогов и сборов, защищающей коммерческую тайну и неприкосновенность частной жизни появляется возможность публиковать весьма подробные данные не только по расходам, но и по доходам, раскрывая весь механизм исполнения бюджета.
Это позволит общественным институтам брать на себя весомую долю нагрузки по обеспечению качества основных финансовых решений (бюджетного и налогового законодательства). Возникает возможность для сокращения госаппарата, что позволит делать места на государственной службе все более престижными и хорошо оплачиваемыми при сокращении общей доли расходов на государственное управление.
Чем лучше государство выполняет свои непосредственные, основные задачи, тем больше функций в состоянии брать на себя общество в лице некоммерческих организаций.
РЕГИОНЫ РОССИИ К 2010 ГОДУ
Становлению и развитию правового порядка, созданию все более благоприятного предпринимательского климата будет способствовать конкуренция регионов за инвестиции. Отсутствие возможностей обеспечивать ";придворным"; предпринимателям идеальные условия за счет остальных (вследствие жесткости федеральной правоохранительной системы и эффективности судебного производства в сочетании с контролем независимой прессы) заставит администрации регионов ограничивать расходы.
Жесткое искоренение всех рецидивов института прописки, слом ограничений конкуренции в сфере медицинского страхования (что в настоящее время приводит к тому, что проблемы с медицинским обслуживанием могут возникнуть даже у москвича, переехавшего в другой административный округ своего же города) настолько снизит издержки переезда в другой город или регион, что миграция рабочей силы станет значимым фактором, влияющим на ее распределение по стране и смягчающим проблему безработицы.
Мощные потоки внутренней миграции рабочей силы будут дополнительно стимулировать конкуренцию регионов. Региональные власти, не способные обеспечить порядок, защиту прав, приемлемое состояние инфраструктуры будут терять наиболее мобильных и предприимчивых налогоплательщиков.
Государству запрещено нанимать или иметь собственные общественно-политические СМИ, кроме бюллетеней для публикации нормативных актов, объявлений о тендерах и Интернет-серверов для публикации все расширяющегося обязательного списка сведений о деятельности правительства, региональных и местных администраций. То есть государство не сможет нанять ни одного журналиста-комментатора (это нарушит конкурентный порядок на рынке программ-новостей). За этим тщательно следят Министерство по антимонопольной политике, Центральная избирательная комиссия и оппозиция.
ФАКТОРЫ, НЕБЛАГОПРИЯТНЫЕ ДЛЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО КЛИМАТА
Основными препятствиями на пути предпринимательской активности в современной России являются следующие.
Во-первых, высокие издержки ";входа"; на рынок, создаваемые не уровнем рыночной конкуренции, а административными барьерами на пути предпринимательской активности. От забюрократизированности процедуры открытия нового предприятия страдают и отечественные предприниматели, и иностранные, что приводит к потере значительных объемов потенциальных инвестиций. Но особенно от высоких административных ";барьеров входа"; страдает малый и средний бизнес.
Теряет и государство, поскольку для экономических агентов гораздо проще и эффективнее вести незарегистрированную, то есть не облагаемую налогом, хозяйственную деятельность.
Во-вторых, неблагоприятная среда функционирования предпринимателей. Процесс хозяйственной деятельности является объектом внимания примерно трех десятков контролирующих инстанций, которые действуют по своим внутриведомственным инструкциям. Масштабы контроля и разного рода проверок почти ничем не ограничены.
На практике это приводит к искусственному созданию льготных условий для отдельных (дружеских власти) коммерческих структур или для вымогания взяток.
В-третьих, деятельность естественных монополистов, которые в современном виде представляют собой мощные не только хозяйственные, но и политические образования, в значительной мере находящиеся вне контроля властей.
В-четвертых, вводимые региональными органами власти разного рода ограничения на движение товаров, капитала и рабочей силы по территории страны. В результате происходит резкое сужение рынка для одних производителей и сдерживание действия конкурентного механизма.
В-пятых, непрозрачность процедуры издания и применения подзаконных нормативных актов, нацеленных на регулирование и контроль предпринимательской деятельности.
В-шестых, неразвитость трудового законодательства и рынка труда. Существенные остатки советского трудового права, препятствующие в современной ситуации заключению полноценных трудовых контрактов.
В-седьмых, дестимулирующая роль налогового законодательства. Причем помимо высоких ставок налогов, существует проблема распространения налогообложения на основные фонды, то есть расходы, идущие на расширение деятельности, не вычитаются из налогооблагаемой прибыли, что тормозит развитие бизнеса.