В ГК РФ не устанавливается доля основного общества в уставном капитале дочернего общества, которая позволяет ему определять решения дочернего общества, тогда как такие параметры указываются для зависимых обществ.
Так, в ст. 106 ГК РФ дано определение зависимого хозяйственного общества, которое признается таковым, если другое (преобладающее, участвующее) общество имеет более 20% голосующих акций акционерного общества. Как зависимым, так и преобладающим может быть только акционерное общество и общество с ограниченной ответственностью. Пределы взаимного участия хозяйственных обществ в уставном капитале друг друга и число голосов, которыми одно из таких обществ может пользоваться на общем собрании участников или акционеров другого общества, определяются законом.
Другие аспекты определения участия, зависимости и контроля между обществами рассматриваются в Законе Российской Федерации "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" от 22 марта 1991 г. №948-1 с изменениями и дополнениями, последние из которых внесены Федеральным законом от 6 мая 1998 г. №70-ФЗ.
В соответствии со ст. 18 этого Закона приобретение лицом (группой лиц) акций (долей) с правом голоса в уставном капитале хозяйственного общества, при котором такое лицо (группа лиц) получает право распоряжаться более чем 20% указанных акций (долей), а также приобретение лицом (группой лиц) прав, позволяющих определять условия ведения хозяйствующим субъектом его предпринимательской деятельности либо осуществлять функции его исполнительного органа, осуществляются с предварительного согласия федерального антимонопольного органа на основании ходатайства юридического или физического лица.
Предварительное согласие на осуществление таких сделок требуется также в случаях, когда суммарная балансовая стоимость активов покупателей превышает 100 тыс. минимальных размеров оплаты труда или одним из участвующих в сделке лиц является хозяйствующий субъект, внесенный в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющий долю на рынке определенного товара более 35%, либо приобретателем является группа лиц, контролирующая деятельность указанного хозяйствующего субъекта.
Кроме того, Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства в приложении к приказу "Об утверждении и направлении на регистрацию Положения о порядке представления антимонопольным органам ходатайств и уведомлений в соответствии с требованиями ст.ст. 17 и 18 Закона Российской Федерации "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" от 13 ноября 1995 г. №145 дает определения, конкретизирующие статьи ГК РФ.
Группа лиц – это совокупность юридических или юридических и физических лиц, применительно к которым выполняется одно или несколько условий:
Прямой контроль трактуется как возможность юридического или физического лица определять решения, принимаемые юридическим лицом, посредством одного или нескольких действий:
Косвенный контроль рассматривается как возможность юридического или физического лица определять решения, принимаемые юридическим лицом, через третьих лиц, по отношению к которым первое обладает одним или несколькими правами или полномочиями:
Участник группы лиц – это юридическое или физическое лицо, прямо или косвенно контролирующее другое юридическое лицо либо прямо или косвенно контролируемое другим лицом.
Участники одной группы лиц – это:
а) лица, прямо или косвенно контролирующие одно юридическое лицо, включая это юридическое лицо;
б) лица, контролируемые лицами, указанными в пункте а). Определение контроля, установленное в современном российском законодательстве, является ключевым при выяснении необходимости составлять консолидированную отчетность. Оно достаточно близко к определению контроля на Западе.
Вместе с тем отсутствует понятие материнской компании, эквивалентом которому в ГК РФ выступает в одних случаях основное общество (товарищество), а в других – преобладающее общество либо центральная компания в финансово-промышленных группах.
Российское определение дочернего общества, по сути, достаточно схоже с определением, данным в зарубежном законодательстве, в частности, в международных стандартах, а российские зависимые общества можно назвать аналогом британских ассоциированных или родственных компаний, определение которых содержится в международных стандартах.
Наряду с этим, некоторые вопросы составления консолидированной отчетности дополняются и конкретизируются в действующем корпоративном законодательстве.
Так, в Законе Российской Федерации "О финансово-промышленных группах" от 30 ноября 1995 г. №190-ФЗ финансово-промышленная группа (ФПГ) определяется как совокупность юридических лиц, действующих в качестве основного и дочерних обществ либо полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы (система участия) на основе договора о создании ФПГ в целях технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест.
Участниками ФПГ признаются юридические лица, подписавшие договор о ее создании, и учрежденная ими центральная компания либо основное и дочерние общества, образующие ФПГ.
Дочерние хозяйственные общества и предприятия могут входить в состав ФПГ только вместе со своим основным обществом (унитарным предприятием-учредителем).
В состав ФПГ могут входить коммерческие и некоммерческие организации, в том числе иностранные, за исключением общественных и религиозных организаций (объединений). Участие более чем в одной ФПГ не допускается.
Среди участников ФПГ обязательно наличие организаций, действующих в сфере производства товаров и услуг, а также банков или иных кредитных организаций.
Государственные и муниципальные унитарные предприятия могут быть участниками ФПГ в порядке и на условиях, определяемых собственником их имущества.
В состав участников ФПГ могу также входить инвестиционные институты, негосударственные пенсионные и иные фонды, страховые организации, участие которых обусловлено их ролью в обеспечении инвестиционного процесса в ФПГ.
Центральная компания ФПГ является юридическим лицом, учрежденным всеми участниками договора о ее создании или являющимся по отношению к ним основным обществом и уполномоченным в силу закона или договора на ведение дел. Регистрация вновь учрежденной центральной компании ФПГ осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации для регистрации юридических лиц.