Улучшение и оптимизация структуры источников доходов
Эта задача облегчается в случае, если акционерами корпорации являются банки, которые сами могут осуществлять функции контроля и надзора независимо от совета и постепенно приобретут необходимый для этого опыт и компетентность в мониторинге и оценке деятельности компаний.
При любой системе управления главная обязанность Советов директоров корпорации – обеспечение подотчетности менеджмента, а главное средство реализации этой обязанности – контроль и оценка работы менеджмента. В странах с устоявшимися рыночными отношениями для этого обычно устанавливаются точные и четко сформулированные процедуры оценки деятельности управленцев. Эти процедуры не фиксируются законодательно и не являются универсальными, а вводятся самими корпорациями и варьируются в зависимости от конкретных условий и потребностей.
Общая стратегия корпорации
Выработка стратегии развития корпорации обеспечивает эффективное распределение и использование всех ресурсов: материальных, финансовых, трудовых ресурсов, земли и технологий и на этой основе – устойчивое положение на рынке в конкурентной среде. В этой связи, в первую очередь необходим переход от реактивной формы управления (принятие управленческих решений как реакция на текущие проблемы) к управлению на основе анализа и прогнозов (рис. 5).
Рис. 5. Структура общей стратегии корпорации
Выработка стратегии корпорации осуществляется на основе проведенных прогнозов развития рынков выпускаемой продукции, оценки потенциальных рисков, проведенного анализа финансово-хозяйственного состояния и эффективности управления корпорацией, а также анализа сильных и слабых сторон корпорации (рис. 6) [5, 8]. На наш взгляд, общая стратегия зависит от типа корпоративного объединения.
Рис. 6. Процесс выработки стратегии корпорации
Поведение на рынке
Формирование стратегии поведения на рынке включает определение следующих параметров [7]:
регион или территория, на которую направлен сбыт, степень географической дифференциации сбыта;
доля рынка, которую предполагается занять;
группа потребителей, на которую направлен сбыт;
определение связи "продукт – рынок" в качестве основы концепции маркетинга (выбор между дифференциальным и нишевым маркетингом);
базовая ценовая стратегия (лидерства по издержкам, дифференциации, ниши и т.д.);
выбор вида стратегии деятельности корпорации (стратегия конкуренции, стратегия расширения рынка и т.п.);
квалификация и практический опыт персонала, необходимый для успешной конкурентной борьбы;
необходимость кооперации.
Внутренняя структура корпорации
В соответствии с выбранной стратегией рыночного поведения определяется взаимоувязанная система принципов внутренней структуры корпорации, которая состоит из:
снабженческо-сбытовой политики (выбор маркетинговой стратегии и тактики на всем протяжении от появления продукции до ее продажи, послепродажного обслуживания, мониторинге оперативной информации о рынке, переход на прямые поставки продукции, создание сбытовой сети);
производственно-технологической и инновационной политики (минимизация издержек производства, приведение качества продукции в соответствие с запросами потребителей, создание оптимальной системы обеспечения сервисных служб, повышение конкурентоспособности на базе усовершенствования производимой продукции и действующей технологии производства, создание принципиально новых продуктов и производств);
ценовой политики (установление цен в рамках политики управления сбытом с целью достижения наиболее выгодных объемов продаж, средних затрат на производство и наивысшего возможного уровня прибыльности операций);
кадровой политики и управления персоналом (формирование идеологии и принципов кадровой работы, планирование, привлечение, отбор и высвобождение персонала, организация работ и руководство персоналом, повышение квалификации и подготовка персонала, внедрение системы стимулирования его деятельности, развитие социального партнерства).
финансовой политики (стратегии), которая состоит из:
кредитной стратегии (анализ и планирование денежных потоков, выбор стратегии привлечения внешних ресурсов (кредиты, эмиссионная форма привлечения капитала), управление дебиторской и кредиторской задолженностью, разработка учетной и налоговой политики, контроль и управление издержками);
инвестиционной стратегии (определение общего объема инвестиций корпорации, способов рационального использования накоплений, сочетания различных направлений финансирования, размещение мобилизованных средств).
В настоящее время в этой области [6]:
разрабатывается программа мер по снижению издержек, снижению энергоемкости, материалоемкости продукции, ее сертификации, решению проблем экологии;
реализуются мероприятия по обеспечению прозрачности финансового состояния корпорации (на основе совершенствования управленческого учета, перехода на международные стандарты бухгалтерского учета), а также меры по обеспечению контроля за финансовыми потоками;
определяются механизмы и направления инвестирования, возможные источники привлеченных средств, кредитных ресурсов, гарантий (в том числе за счет средств и механизмов Бюджета развития);
разрабатывается стратегия вывода ценных бумаг корпорации на фондовый рынок с определением издержек использования различных фондовых инструментов (определение вида ценных бумаг (акции, векселя, облигации);
формируется порядок выбора первичного дилера ценных бумаг или портфельного инвестора и согласования с ним условий продажи и торговой площадки для первичных торгов, сопутствующей рекламной кампании и т.д.);
осуществляется подготовка предложений по продаже, сдаче в аренду и залогу части активов, ликвидации или консервации отдельных мощностей и объектов (в том числе нерентабельных, мобилизационных).
Организационно-управленческая структура
В соответствии с основными направлениями деятельности и избранной стратегией организационно-управленческую структуру корпорации рекомендуется формировать с учетом следующих принципов:
обеспечение гибкого реагирования на изменения рынка;
обеспечение оптимального уровня децентрализации управленческих решений;
организацию и выполнение каждой функции, реализуемой корпорацией, предлагается закрепить за каким-либо ее структурным подразделением, причем дублирование выполнения одних и тех же функций указанными подразделениями недопустимо;
ответственность за организацию и выполнение функций, реализуемых корпорацией, целесообразно персонифицировать.
Указанные принципы целесообразно закрепить в положении об организационной структуре, определяющем:
основные направления деятельности корпорации;
основные функции управления корпорации (маркетинг, организация производства, финансы, экономика, бухгалтерский учет, персонал, информационная служба);
обслуживающие функции деятельности корпорации;
определение типа структуры (линейная, линейно-функциональная, дивизиональная, матричная, комбинированная);
организационные звенья корпорации и закрепляемые за ними функции по осуществлению направлений деятельности корпорации с определением порядка работы по их выполнению (права, обязанности, сроки, меры поощрения и наказания);
выделение самостоятельных подразделений (вспомогательных, обслуживающих), формирование центров прибыли;
определение порядка контроля соответствия организационной структуры направлениям деятельности корпорации и персонификация ответственности за выполнение указанной функции контроля.
Стратегия управления корпорацией
Структура системы управления корпорацией
Специфика корпоративного управления состоит в том, что объектом управления является совокупность в основном независимых друг от друга предприятий – участников корпорации, которые взаимодействуют между собой для достижения поставленных целей.
Особенность данного взаимодействия заключается в том, что каждое предприятие – участник корпорации является неотъемлемой ее частью, что позволяет рассматривать их совокупность как единое целое при осуществлении процесса управления. Поскольку операции распределены между предприятиями – участниками корпорации, то их можно расположить в порядке выполнения операций, например, по переработке сырья таким образом, что продукция предыдущего является сырьем для последующего. Упорядоченные таким образом предприятия представляют собой технологическую цепочку (ТЦ).
Цели объединения предприятий в корпорации:
Финансовые цели
Стратегические цели
Рост доходов
Увеличение рыночной доли
Рост дивидендов
Повышение качества товаров
Увеличение доходов на инвестированный капитал
Более низкие издержки по сравнению с конкурентами
Повышение кредитного и облигационного рейтингов
Расширение ассортимента продуктов и повышение их привлекательности
Рост потоков наличности
Укрепление репутации перед потребителями
Повышение курсов акций
Повышение уровня (качества) обслуживания
Улучшение и оптимизация структуры источников доходов
Расширение применения инноваций
Укрепление конкурентных позиций на международном уровне
Кратко поясним цели объединения предприятий в корпорации.