Деловые ситуации "внутреннего пользования"
Одно из обвинений, наиболее часто предъявляемых к тренингам, это надуманность, искусственность практического задания или заданий, оторванность их от реальной жизни и реальной деловой среды, в которой работают слушатели учебного курса. Опыт показывает, что наилучший эффект обучения и самого задания, так же как наилучшее восполнение пробелов в знаниях слабого ученика, достигается в тех случаях, когда задание основывается на правдоподобной деловой ситуации либо на ситуации, имевшей место в действительности, информация о которой, как правило, преподносится самими учащимися.
Единственное, что следует помнить в отношении деловых ситуаций для внутреннего пользования, это необходимость их частого пересмотра и переосмысления для обеспечения их соответствия задачам современности: корпоративная стратегия и политика меняются со временем, и если эти изменения вовремя не принять в расчет, авторитет задания может быть подорван.
Это предостережение особенно уместно в отношении долгосрочных программ, а также в случае, когда вы, тренер-консультант, имеете дело с готовой программой.
Деловые ситуации в реальной жизни
Бывают случаи, когда деловые ситуации для внутреннего пользования либо отсутствуют и не могут быть иллюстрацией конкретного примера, либо просто не соответствуют ему. В такой ситуации тренер-консультант, желающий включить в курс новые практические задания, должен их где-то искать. Искомые задания должны включать в себя опорные точки обучения, необходимые для развития знаний, их консолидации и проверки.
Часто бывает так, что реальная деловая ситуация, которая, бесспорно, сообразна курсу, к сожалению, не имеет тех опорных точек обучения, которые вы ищете.
К счастью, современный рынок предлагает достаточное количество готовых заданий почти всех видов, которые только могут вам понадобиться, и хотя задание может не совсем совпадать с ситуацией, для которой его ищут, большинство заданий можно без особого труда изменить, приведя в соответствие с ситуацией. Негативная сторона ситуации, в которой вам доступно практически любое задание, это такое изобилие практических заданий, игр и упражнений, расплодившихся за последние 10 лет, что становится весьма проблематичным "раскопать" именно то, что вам нужно (хотя оно непременно там есть!). Предполагается, что вы имеете доступ ко всем коллекциям и базам данных ресурсов.
Первым источником, к которому вы обратитесь за новым материалом для практической деятельности, будет соответствующий банк данных вашей собственной организации, если только она таковым располагает. У вас также может быть своя собственная коллекция материалов либо возможность позаимствовать материалы у других тренеров-консультантов, как в вашей организации, так и за ее пределами. В случае если вам не удается добыть искомые материалы ни одним из приведенных выше путем, вы можете сами "изобрести" практическое задание, либо изменив для этой цели уже имеющееся, либо попросту придумав все задание "с нуля", попутно "встроив" в него необходимые опорные точки обучения.
Если же все эти подходы невозможны, запрос направляется в вышеупомянутые базы данных. И, как уже было отмечено, здесь вы можете столкнуться с проблемой слишком большого количества баз данных практических заданий, игр и упражнений.
Вероятно, при этом вас посетят следующие мысли.
В какой/чьей базе данных мне следует искать соответствующее задание?
Ответом на все эти вопросы был бы универсальный указатель опубликованных практических заданий. Но, к сожалению, такого указателя с описанием заданий, целей, аудитории, на которую они рассчитаны, необходимых ресурсов и времени, отпущенного на них, просто не существует в природе. Что-то в этом роде можно купить, как, например, указатель по деловым играм Криса Элгуда (Elgood, 1993), где перечислены 300 игр для коммерческого распространения.
С тех пор было опубликовано еще некоторое количество коллекций, и теперь общее число заданий превышает 6000.
подумайте, чем вы будете заниматься в то время, пока участники . будут выполнять задание;
Ознакомление с заданием
Худшее из всего, что может ожидать тренера-консультанта, это представить задание и оказаться неспособным четко объяснить группе, что должно произойти; оказаться не в состоянии ответить на дополнительные вопросы участников по поводу задания; не суметь провести эффективное итоговое обсуждение по завершении задания. Все эти неудачи, как правило, следствие недостаточной подготовленности и осведомленности тренера в отношении практического задания. А эти явления часто имеют место оттого, что тренер-консультант берет готовый курс с готовым интересным заданием, а не подбирает его сам.
Опубликованные задания должны быть снабжены четкими и подробными инструкциями к ним: как их представлять, проводить, сколько времени следует им уделить, какое оптимальное количество участников в группе, сколько групп может участвовать одновременно и т.