Деловые ситуации "внутреннего пользования"


Деловые ситуации "внутреннего пользования"
Одно из обвинений, наиболее часто предъявляемых к тренингам, это надуманность, искусственность практического задания или заданий, оторванность их от реальной жизни и реальной деловой среды, в которой работают слушатели учебного курса. Опыт показывает, что наилучший эффект обучения и самого задания, так же как наилучшее восполнение пробелов в знаниях слабого ученика, достигается в тех случаях, когда задание основывается на правдоподобной деловой ситуации либо на ситуации, имевшей место в действительности, информация о которой, как правило, преподносится самими учащимися.
Единственное, что следует помнить в отношении деловых ситуаций для внутреннего пользования, это необходимость их частого пересмотра и переосмысления для обеспечения их соответствия задачам современности: корпоративная стратегия и политика меняются со временем, и если эти изменения вовремя не принять в расчет, авторитет задания может быть подорван.
Это предостережение особенно уместно в отношении долгосрочных программ, а также в случае, когда вы, тренер-консультант, имеете дело с готовой программой.
 
Деловые ситуации в реальной жизни
Бывают случаи, когда деловые ситуации для внутреннего пользования либо отсутствуют и не могут быть иллюстрацией конкретного примера, либо просто не соответствуют ему. В такой ситуации тренер-консультант, желающий включить в курс новые практические задания, должен их где-то искать. Искомые задания должны включать в себя опорные точки обучения, необходимые для развития знаний, их консолидации и проверки.

Часто бывает так, что реальная деловая ситуация, которая, бесспорно, сообразна курсу, к сожалению, не имеет тех опорных точек обучения, которые вы ищете.
К счастью, современный рынок предлагает достаточное количество готовых заданий почти всех видов, которые только могут вам понадобиться, и хотя задание может не совсем совпадать с ситуацией, для которой его ищут, большинство заданий можно без особого труда изменить, приведя в соответствие с ситуацией. Негативная сторона ситуации, в которой вам доступно практически любое задание, это такое изобилие практических заданий, игр и упражнений, расплодившихся за последние 10 лет, что становится весьма проблематичным "раскопать" именно то, что вам нужно (хотя оно непременно там есть!). Предполагается, что вы имеете доступ ко всем коллекциям и базам данных ресурсов.
Первым источником, к которому вы обратитесь за новым материалом для практической деятельности, будет соответствующий банк данных вашей собственной организации, если только она таковым располагает. У вас также может быть своя собственная коллекция материалов либо возможность позаимствовать материалы у других тренеров-консультантов, как в вашей организации, так и за ее пределами. В случае если вам не удается добыть искомые материалы ни одним из приведенных выше путем, вы можете сами "изобрести" практическое задание, либо изменив для этой цели уже имеющееся, либо попросту придумав все задание "с нуля", попутно "встроив" в него необходимые опорные точки обучения.
Если же все эти подходы невозможны, запрос направляется в вышеупомянутые базы данных. И, как уже было отмечено, здесь вы можете столкнуться с проблемой слишком большого количества баз данных практических заданий, игр и упражнений.
Вероятно, при этом вас посетят следующие мысли.
В какой/чьей базе данных мне следует искать соответствующее задание?
 

  • Я хорошо помню, что видел именно то, что нужно. Но в какой из коллекций я это видел?
  • Правда ли, что именно в этих коллекциях я найду лучшее, что мне нужно?
  • Существуют ли какие-то другие коллекции, располагающие тем, что я ищу?

Ответом на все эти вопросы был бы универсальный указатель опубликованных практических заданий. Но, к сожалению, такого указателя с описанием заданий, целей, аудитории, на которую они рассчитаны, необходимых ресурсов и времени, отпущенного на них, просто не существует в природе. Что-то в этом роде можно купить, как, например, указатель по деловым играм Криса Элгуда (Elgood, 1993), где перечислены 300 игр для коммерческого распространения.


Проблема становится более осязаемой либо масштабы ее вырастают, стоит вам только обратиться к описанию некоммерческих игр и коллекций. Коллекции игр и заданий всех видов публикуются издательствами Kogon Page, Gower, McGraw-Hill, Longman, BACIE, Pfeiffer и др. Когда в 1993 г. я написал статью, посвященную этой проблеме, и составил список основных опубликованных коллекций практических заданий и деловых игр, с которыми я был неплохо знаком, этот список включал 49 публикаций, содержащих 2198 заданий.

С тех пор было опубликовано еще некоторое количество коллекций, и теперь общее число заданий превышает 6000.


Существует и другая проблема количества имеющихся баз данных практических заданий. Организации с "безразмерными" бюджетами, отпущенными на пополнение библиотек, учебных или ресурсных центров, не испытывают проблем: весь опубликованный материал может быть ими легко приобретен. Проблемы возникают, когда в интересах экономии или по каким-либо другим причинам необходимо принять решение о закупке не полного объема, а его части.
Каждое из расписанных заданий должно было бы быть "первичным", "оригинальным" в какой-то момент времени, и задания самых разных видов и категорий создаются таким же путем. Последующие задания сходного типа представляют собой производные от "оригиналов", причем некоторые из них бесспорно полезны, некоторые вызывают недоумение, ряд заданий представляют собой простые
 
копии, ну а остальные задания, разработанные по специальным заказам.
Но существует предел для всех этих производных, а многое из опубликованного материала всего-навсего слегка видоизмененные копии с "оригинала", который, в свою очередь, тоже плагиат.
Подобное дублирование не всегда выливается в большую проблему, если вы начинаете поиск не с личной библиотеки ресурсов и не с библиотеки организации, так как нет большой разницы, какую коллекцию вы приобретете первой. Но уже вторая покупка может спровоцировать проблему. Недавно я просмотрел три подборки ролевых игр, где публикации, имея разные названия, содержали задания, предлагающие одинаковые ситуации, развивающиеся по сходному сценарию с небольшими вариациями.
Если кто-нибудь знает, как справиться с этой проблемой, пожалуйста, напишите!
Необходимо учесть еще один фактор при изучении какой-то определенной подборки или коллекции заданий. Некоторые коллекции, как большинство книг и материалов, имеют стандартные ограничения на копирование, запрещающие производство копий без предварительного на то разрешения. Другие, наоборот, предоставляют достаточную свободу тем, кто приобретает коллекции, до тех пор, пока материалы используются ими для внутреннего пользования, но не для коммерческого распространения.
Подготовительные мероприятия
Как только вы приняли решение об использовании в вашем курсе практического задания или заданий, об их количестве и месте в программе и даже имеете соответствующие ресурсы, вы должны быть готовы немедленно приступить к подготовительным мероприятиям по практическому внедрению задания в программу курса.
Личный контрольный листок представляет собой полезный инструмент, где вы делаете пометки и отслеживаете необходимые мероприятия. Подобный контрольный листок может включать перечень следующих рекомендаций к действию:

  • хорошенько ознакомьтесь с заданием;
  • испытайте задание на группе коллег;
  • напишите краткую вводную часть и инструкции к заданию;
  •  

 

  • убедитесь, что располагаете всеми ресурсами, необходимыми для выполнения этого задания;
  • примите во внимание физические возможности участников;
  • решите, каким образом вы будете выбирать членов группы, если в этом будет необходимость;
  • проверьте, достаточно ли места для многочисленных членов групп и подходит ли имеющееся помещение для размещения участников;
  • проверьте факторы безопасности, если необходимо;
  • уточните время, необходимое для задания;
  • подготовьте устную презентацию для групп-участниц;
  • продумайте вашу стратегию наблюдения;

подумайте, чем вы будете заниматься в то время, пока участники . будут выполнять задание;

  • решите, как вы собираетесь контролировать ход выполнения задания;
  • договоритесь с коллегами-участниками об обсуждении задания и его полезности (особенно в отношении нового задания) после применения.

Ознакомление с заданием
Худшее из всего, что может ожидать тренера-консультанта, это представить задание и оказаться неспособным четко объяснить группе, что должно произойти; оказаться не в состоянии ответить на дополнительные вопросы участников по поводу задания; не суметь провести эффективное итоговое обсуждение по завершении задания. Все эти неудачи, как правило, следствие недостаточной подготовленности и осведомленности тренера в отношении практического задания. А эти явления часто имеют место оттого, что тренер-консультант берет готовый курс с готовым интересным заданием, а не подбирает его сам.
Опубликованные задания должны быть снабжены четкими и подробными инструкциями к ним: как их представлять, проводить, сколько времени следует им уделить, какое оптимальное количество участников в группе, сколько групп может участвовать одновременно и т.



Содержание раздела