Познание экономической практики требует изучения многих наук - системы теоретических наук об экономике, а также истории практики и мысли о ней.
Фундаментальная экономическая теория, написанная на основе диалектической логики, одновременно объясняет:
Настоящее позволяет познать прошлое
Вы изучили (или одновременно изучаете) историю экономической практики. Теперь речь идет об изучении истории экономической мысли (или учений или теории).
Прошлое облегчает познание настоящего
Вне знания истории нельзя понять современности и, тем более, будущего. Прошлое позволяет понять настоящее и будущее. Их следует познавать в единстве.
Основой этому является теория, построенная в форме соритов, кладограмм, которые показывают одновременно прошлое, настоящее и перспективы (будущее). В то же время самостоятельное значение имеет изучение истории в качестве фактора понимания современности. Опережающее изучение экономической теории является условием познания истории экономических учений (ИЭУ).
В то же время изучение ИЭУ является фактором познания экономической теории, практики.
ИЭУ
пропедевтическая прагматическая
Можно выделить различные их типы.
Курсы ИЭУ
общие частные
определенных проблемные
“эк. школ”
Общие курсы ИЭУ дают представление обо всей истории экономической мысли - с древности по настоящее время. Они дают ее на разных уровнях конкретности, начиная с кратких вводных курсов, затем - солидных пособий и, наконец, многотомных ее изданий, пытающихся охватить все страны и периоды развития. Частные (специальные) ИЭУ показывают или историю определенных экономических школ, например книга М. Блауга, или определенных проблем, например, индустриализации или хозрасчета.
Это важно обычно профессиональным экономистам, которые к ней обращаются как к средству решения проблем. Педагоги также знают ее не как прагматическое средство.
Объектом ИЭУ является процесс формирования экономических представлений - возникновение и отрицание тех или иных конкретных идей об экономике.
К ИЭУ подходят различно. Основные подходы (по М. Блаугу) показаны схематично:
ИЭУ
основания самостоятельное
новых идей значение
«житие святых» идеи
(биографии)
монументальные история анализа
коллекции ошибок (достижения)
историческая кумулятивный
неповторимость идей подход
При начальном изучении ИЭУ наиболее рационален кумулятивный подход, который проявляется в теоретическом понимании объекта.
При изучении истории экономических учений их следует оценивать не только с современных позиций, а сравнительно с господствовавшими в то время воззрениями. Все авторы высказывают не только положительные идеи, но и допускают различные промахи, выдвигают ошибочные положения.
При познании сложных явлений важно изучать историю мысли о них. Например, в ХХ веке возникло понятие хозрасчета. Его сущность пока не стала ясной для многих. В связи с этим весьма важно изучать развитие мысли по данному вопросу в 20е годы [см. 4, глава 9].
В таком случае познание истории учений имеет вспомогательное значение. В то же время ее изучение имеет и самостоятельное значение. При этом одних читателей интересуют авторы, а других - их идеи.
С точки зрения последующих поколений, особенно недалеких людей, эти идеи, порой, трактуют как монументальные коллекции ошибок. В то же время значение имеет познание истории анализа экономики. При этом обращается внимание, прежде всего, на накопление (кумуляцию) обществом экономических знаний и их теоретический синтез.
И большинство современных людей также понимают экономику. В последующем возникли учения как совокупности экономических представлений об экономике. Они являются высшим достижением экономической науки сегодня.
Но уже давно они не адекватны потребностям современной практики. Давно назрела необходимость перехода к экономическим теориям, но камнем преткновения является отсутствие адекватного философского основания экономической науки.
При изучении истории экономических знаний следует различать знания труда, производства, экономики:
труд хозяйство экономика производство
технология,
15 тыс. лет назад
распределение
30 тыс. лет назад
распорядительство
40 тыс. лет назад
Развитие труда привело к накоплению знаний о нём - профессиональных знаний. С древности они передавались по наследству в процессе научения - совместной жизни, труда. И сегодня очень часто так происходит, хотя уже давно существуют специальные школы по обучению профессиям. Хозяйство возникло 40-50 тысяч лет назад.
Позднее - экономика. И, естественно, у людей появились мысли о них. На этом уровне развития сознания безграмотные люди живут и сегодня.
Они живут здравым рассудком и выполняют простейшие формы присваивающего труда.
Развитие производства началось 15 тыс. лет назад и предполагало появление техники, технологии. В связи с этим возникли особые - технических науки, которые специально изучают технику и технологию. Они не относятся к экономическим знаниям.
Семь тысяч лет назад начался новый этап в развитии общества - становление государств, возникновение рабовладения. Центром этой цивилизации в течение 3-4 тысяч лет был Египет, затем Китай, Вавилон. В этих странах возникли профессиональные знания, естественные и технические науки.
В этот период существовали различные формы наставлений лидерам общества (фараонам и т.п.).
Две с половиной тысячи лет назад началось формирование учений об экономике, обособление экономической науки (Ксенофонт) от других наук.
Большое число людей внесло свой вклад в развитие экономических знаний.
Разработчики экономических идей
неизвестные известные
мало (слабо) всеобще
просто классики науки
определенных доктрин общенаучные
Великие экономисты - продукты своего времени. Они появляются редко. И они решают те проблемы, которые поставлены практикой. В связи с этим обычная структура лекций по истории экономических учений обычно включает:
обстоятельства жизни экономиста (историю экономики);
его биографию;
общую его оценку;
конкретные его идеи.
В истории экономических учений изучают все источники этих знаний. Естественно, что на это требуется много труда, а поэтому ограничиваются, прежде всего, главными положениями экономической науки.
Существуют различные уровни изложения экономических знаний: древние манускрипты, современные издания первоисточников, хрестоматии основных работ, антологии важнейших положений, учебные пересказы этих идей: популярные, академические и т.п.
Экономические мысли первоначально высказывали мыслители вообще, затем это стало делом экономистов, а потом теоретиков и педагогов (дидактов или методистов).
экономические мысли