Экономические школы возникли только в средневековье.



мыслителей экономистов теоретиков

исследователей педагогов дидактов
Иначе, следует рассматривать такие стадии развития экономической мысли:
доавторская авторская "экономические школы"
“Экономические школы” возникли только в средневековье. В таком случае один и тот же подход разделяют многие экономисты. “Школы” существуют, обычно, не один век. Их много в настоящее время.

Некоторые из них различаются несущественно, а другие занимают противоположные позиции по основным вопросам.
Первоначально теоретики были простыми исследователями, а затем они все более становились педагогами, то есть учили ей новые поколения людей. Но педагоги могли быть и практиками. Давно настало время профессиональных педагогов, овладевших дидактикой (теорией обучения).      
Критерии классификации экономической мысли (учебных пособий):      


  1. хронологический (пересказ ИЭУ во временной последовательности);      

  2. географический (группировка по странам);      

  3. персонификационный (обособленно авторов);      

  4. идеологический (группировка по идеологиям);      

  5. предметный (группировка по объектам объяснения);     

  6. методологический (группировка по методам);      

  7. прагматический (группировка по преследуемым автором целям).      


Исходным можно считать хронологический принцип: рассмотрение истории экономических воззрений, мыслей, учений. Он является основным и, естественно, совпадает, в целом, с идеологическим - структурой существующих идеологий, поскольку они возникали в историческом порядке. Он совпадает и с персонификационным - объяснением вклада того или иного экономиста в развитие экономической науки.      
Предметный принцип, то есть объяснение истории мысли по каждой проблеме (теме) экономической науки, имеет значение для исследователей. Он обычно является элементом более углубленного изучения экономической науки: при изучении каждой темы надо рассматривать и историю мысли по вопросу. Но он редко осуществим за недостачей учебного времени и отсутствием адекватных пособий для педагогов по этому вопросу.      
Географический критерий вряд ли осуществим ввиду неравномерности развития экономической мысли.      
Экономическая мысль существует в форме различных школ. Каждая экономическая школа по своему трактует практику экономического развития и высказывает свои рекомендации по её развитию - предлагает свою тактику и стратегию экономической политики.      


Проблемно объяснение слов: хронология, история, ретроспектива. В чем суть последнего слова? Переоценка прошлого, его переосмысление?

После постановки этого вопроса (возникшего в связи с названием книги М. Блауга) пришел к такому мнению.
Хронология - запись    конкретных исторических событий в определенном времени и месте
История - генетическое обобщенное отражение прошлого, изредка иллюстрируемое конкретными фактами (обычно на основе хронологий или археологических и иных источников информации)
Ретроспектива - познание истории с учетом современной практики. Естественно, что эти подходы рациональнее использовать в единстве.
При познании ИЭУ следует воспользоваться историческими знания, полученными в школе. В частности, следует различать такие явления.


Культура

растений  животных  общества

дикость  варварство  цивилизация

первобытная  классовая  постклассовая

культура
общество
цивилизация 
формация
«институты»

наука

просто  гуманитарная

просто  обособленная от других знаний

прикладные общие

просто теоретические

просто фундаментальные
(системные)
Первоначально (а для многих людей это норма и сейчас) знания экономики не обособились от других знаний. Обособившиеся экономические знания были прагматическими, прикладными. На их основе возникли общие экономические знания, и первой их формой была политэкономия (Монкретьен, Пети).

Затем происходила теоретизация политэкономии (Смит, Рикардо, Миль, Маркс). Давно настало время системной трактовки фундаментальной теории экономики как детерминанта всей системы экономических наук.
Наука

экономическая общеэкономическая теоретическая.
При изучении истории экономической мысли важно пользоваться не только книгами, написанными экономистами по данному вопросу, но книгами биографической библиотеки “Жизнь замечательных людей” Ф. Павленкова и “Жизнь замечательных людей” М.А. Горького.


Линии развития экономических воззрений в новое время следует свести к трем: Первая теоретизация экономической науки, начиная с монетаристов и кончая классической школой. Вторая линия теоретизация экономической науки последователями Маркса. Она вначале была активной, а затем начался ее застой и по этой причине произошел кризис это линии.

Третья линия состоит в развитии западной мысли ее детеоретизация в виду отказа от философского основания. Схематично это покажем так:

2
1 3

Экономику не понимают не только простолюдины, но и элита, в том числе идеологи и политики. В этих условиях приходиться удивляться тому, что экономика пока все еще кормит общество, хотя уже сейчас половина населения мира живет в бедности.















1. ДРЕВНИЙ МИР
Зарождение экономической мысли. Обыденные знания экономики
В жизни общества выделяют различные эпохи, этапы и т. п. В частности:
Общество

Доисторическое историческое

Древний мир

античность
современное

Средневековье новое время

Несколько иначе выделим:
Мир

Доисторический древний  античность средневековье  новый
(ХХХ веков V в. до н. Э-. (VI- ХV вв.) с ХVI в.  
до новой эры V в. н. Э.
- V в. до новой эры)
     
Доисторическое общество. Гоминиды обособились от обезьян примерно 5-7 млн, лет назад. Они стали люди 2,5 миллиона лет назад. С того времени они используют каменные орудия. О жизни в тот период времени нет достоверных знаний.

О ней можно предположить только на основе археологических фактов, общих рассуждений и сопоставления с жизнью животных. Изучение истории общества начинают обычно с Древнего Египта, т. е. 7 тысяч лет назад. Египетская цивилизация - самая древняя, исходная.

О ней есть много различного рода сведений и известно много достоверного.      
О жизни в тот период времени и знаниях экономики можно судить по современной жизни простых людей в «глубинках» общественной жизни. В настоящее время безграмотные люди - жители «глубинок» не знают экономику вообще. Таких людей очень много. Они живут обычно в условиях натуральной, традиционной экономики.

Они способны трудиться, производить, но все это не экономические знания. Они заняты также промыслами (присваивающее природопользование, например, охотники). Эти люди участвуют в меновых и рыночных отношениях простейшего типа, а поэтому они знают кое-что об экономике, рынке. Но это экономические знания здравого рассудка - как купить или продать товары, знание цен, базаров и т.п. Также недостаточны экономические знания и всех людей, получивших среднее образование, которое пока не дает знаний об экономике.

Эти люди недостаточно знают экономику или знают её так, как знали ее люди 5000 лет назад.     
Присваивающая экономика. Возникла вместе с обществом 2.5 млн. лет назад. В чистом виде она существовала до 20 тыс. лет назад. Это первая историческая ступень общества и его пережитки сохраняются сейчас у некоторых племен на экваторе. Основой такого общества являются племен, общины, домохозяйства.

Они живут за счет свободных благ солнца, воздуха (1 кг кислорода каждый день каждый человек), камни, песок, дрова и т.п. Все это ничейные ресурсы и их потребляют обычно без труда.
С древности существует присвоение даров природы на основе труда собирательства, охоты, рыболовства. Основой жизни общества стал труд, затем возникло хозяйствование (распорядительство) и зачатки экономики распределения экономических (ограниченных) благ
Блага

Свободные ограниченные

Частные общественные

Все это требовало опыта или обыденных, повседневных знаний (простейшая форма науки) окружающей среды и люди накапливали опыт жизни. А некоторые из них становились мудрецами. Этот опыт передавали по наследству научением в совместной жизни и наставничеством.
Производящая экономика возникла 20-10 тысяч лет назад. Ее основой было земледелие, скотоводство, а затем ремесло. На его основе возникло 7 тысяч лет назад рабовладение и первый тип экономки, т.е. распределения продуктов труда.

Начало цивилизации Древний Египет, Месопотамия, Вавилония, т. е. Ближняя и средняя Азия.
В тот период широко распространен дарообмен как предшественник рынка. А примерно 12 тысяч лет назад возникла рыночная экономика в форме бартера, а затем стоимостных отношений. 7 тысяч лет назад возникли деньги и торговля.

В этот период возникают экономические знания у купцов, но специальных книг не было. Обычно их передавали по наследству.
В  период присваивающей и производящей экономики широко были развиты ремесла, возникли деньги и была торговля. Тогда возникло централизованное государство. Основой экономики были дворцовые и храмовые хозяйства.

В них велся учет, существовала система распределения продуктов труда.      
Ресурсы природы всегда были источником средств существования. Но первоначально люди не задумывались о способах их получения, добывали и производили их инстинктивно, пользовались свободными благами (кислород воздуха, лучи солнца), дарами природы. И это было нормой. Первые зачатки экономических знаний возникли примерно 5000 лет назад. Тогда они не обособлялись от других знаний.

Были мудрецы, ведуны, маги и т.п., которые знали о многих объектах, в том числе и об экономике. Этот уровень знаний первоначально возник в Азии.

Интересные записи



Содержание раздела