Он неделю назад исчез с витрины, и вот вам принесли найденную на улице монету... Установили, что тот самый? По каким признакам?
Подумайте об его судьбе, обо всех его странствиях из кошелька в кошелек...
РАССМОТРИТЕ ПРЕДМЕТЫ!
На одном из занятий педагог "велел одному из учеников рассмотреть хорошенько спинку кресла, мне бутафорскую подделку эмали на столе, третьему дал безделушку, четвертому карандаш, пятому веревку, шестому спичку и так далее".
Вымышленной активной целью поставьте себя перед необходимостью непременно получше разглядеть предметы. Постарайтесь увидеть в этих простых вещах необычное, чудесное, удивительное то, о чем вы и не подозревали прежде.
Говоря о зрительном внимании как об орудии добывания творческого материала, Станиславский писал, что надо по лицу, по взгляду, по тембру голоса уметь различать, что делается с человеком, в каком состоянии он находится, о чем думает. Мы в жизни постоянно пытаемся это делать, но часто ограничиваемся первыми, поверхностными впечатлениями или "судим по себе". Актеру надо тренировать себя в более глубоком проникновении в состояние собеседника.
Такая способность развивается.
А начинать надо с небольшого. "Для начала, советует Станиславский, возьмите цветок, или лист, или узоры мороза на стекле и так далее... Постарайтесь определить словами, что вам в них нравится..."
Надо выработать в себе не просто привычку наблюдать а сделать так, чтобы было невозможно жить и не наблюдать, не впитывать все впечатления, которые дарит человеку окружающий мир.
На что похоже это дерево за окном? Всмотритесь в его ветви не лапы ли это какого-то странного животного, вставшего на дыбы?
НА ЧТО ПОХОЖЕ?
Леонардо да Винчи рекомендовал художнику развивать свою фантазию, рассматривая пятна на стенах: "Ты можешь увидеть там разные битвы, утверждал он, быстрые движения странных фигур, выражения лиц, одежды и бесконечно много вещей".
Фантазия проявляется в работе воображения у человека с развитым ассоциативным мышлением, с тренированной зрительной памятью, основой образного мышления.
Все, что нас окружает в комнате, может быть объектом фантазии линии древесных слоев паркета, тени на потолке, складки занавесей, скатертей, одежды.
Кинем на стол несколько спичек, пусть они упадут как попало.
Всмотритесь, что это вам напоминает?
Бревна по реке плывут...
Медведь пасть оскалил вот глаза!
Нет, у медведя не такие жесткие линии. Это гриф. Расправил крылья, сейчас полетит...
ВЕЩИ НА СТОЛЕ
На столике педагога разложены блокнот, авторучка, футляр от очков, бумага, монеты.
Подойдите к столу и сфотографируйте своим внутренним зрением все предметы. Фотографировать будем с короткой выдержкой до счета пять.
...четыре, пять! Теперь отвернитесь или закройте глаза и проявите фотографию на своем экране внутреннего зрения. Расскажите, какие предметы лежат на столе, в каком порядке.
Вспомните их.
Проверьте. Для этого откройте глаза и посмотрите. Отвернитесь.
О чем забыли, что пропустили?
Посмотрите. Отвернитесь. Какие изменения произошли?
Что я переложил с места на место? Что нового появилось на столе? Разложите вещи так, как они лежали вначале. Сверяйте с фотографией, которая хранится в вашей памяти. Стоит ли говорить, что никаких фотографий нет.
Где эти мысленные изображения? Там, где их подлинники, на столе!..
ОБМЕН
Задание каждому: возьмите из своих вещей какой-нибудь небольшой предмет расческу, авторучку, ключ. Пока я считаю до двадцати, внимательно рассмотрите предмет... 19!
20! Обменяйтесь предметами с соседом. Рассмотрите этот новый предмет... 19! 20!
Стоп! Теперь расскажите друг другу по очереди сначала об одном предмете, потом о другом, а сосед пусть проверяет вас.
Не пропускайте ни одной мельчайшей подробности! А что это за царапина на расческе, когда она появилась, отчего? Вспомните или придумайте это. Часы соседа давно они у него?
Он их купил или это подарок? Решите, кто подарил? Почему вы так решили?
Сосед вам поверил? Вы убедили его?
Так тренировка зрительной памяти связывается с развитием воображения, неотделимого от наблюдательности.
"ФОТОГРАФЫ"
Ученики сидят полукругом. Один из них, стоя перед полукругом, "фотографирует" товарищей (с заранее оговоренной выдержкой на счет 20, или на 10, или на 15), а затем выходит за дверь. Во время короткой паузы ученики пересаживаются на другие места?
Можно звать "фотографа".
Как раньше сидели ваши товарищи? Подойдите к тем, кто изменил позу, верните их в прежние положения.
На площадке расставлены стулья. Один или несколько учеников "фотографируют" (с короткой выдержкой на счет 3, или 2, или 1) общий вид комнаты и выходят. Пока они за дверью, расположение стульев меняют, причем лучше не делать полную перестановку, а только чуть изменить положение двух-трех стульев.
Войдите. Как было? Или:
Два ученика стоят перед полукругом, а все сидящие "фотографируют" их с обусловленной выдержкой. Затем эти двое выходят за дверь и что-то изменяют в своем внешнем виде, прическе или меняются какими-нибудь деталями своей одежды.
Когда они снова входят в комнату, остальные должны вспомнить как было?
Педагог на столе раскладывает несколько мелких предметов. Вызывает трех учеников.
"Сфотографируйте" все эти предметы. Закройте глаза. Теперь я все предметы перемешаю, а вы, не открывая глаз, разложите их так, как они лежали вначале.
Любопытно наблюдать, как спорят руки трех "фотографов", раскладывая вещи.
КАК УПАЛИ СПИЧКИ?
Педагог бросает на стол несколько спичек.
Пять человек к столу! На счет "три " запомните, как лежат спички.
Затем он прикрывает спички листком бумаги.
Сколько было спичек? Восемь? Вот вам восемь новых спичек и на другом конце стола разложите их так же.
Готово? Проверьте, я приподниму листок на счет "два". Раз-два. Исправляйте ошибки...
Готово?
Лист бумаги снова поднят.
Еще пять человек к столу! Примите работу товарищей все ли у них верно?
УЛИЧНЫЙ "ФОТОГРАФ"
Упражнение индивидуального тренинга, развивающего зрительную память и навыки наблюдательности.
Когда вы идете по улице, упражняйтесь в мгновенном "фотографировании". Вот навстречу вам идет человек. Направьте на него "объектив" и через секунду отведите.
Сразу же восстановите изображение в памяти, а затем сверьте "снимок" с оригиналом. Как в фотографии: