Как он это делает?


Есть вещи, которые я держал в голове лет по 18, прежде чем употребил их в дело". КАК ОН ЭТО ДЕЛАЕТ?
Наблюдения за человеческим поведением становятся со временем привычкой и потребностью актера. У каждого формируются свои собственные способы и цели наблюдения, индивидуальная манера изучения жизни.
Наблюдая за каким-нибудь прохожим, оживленно беседующим со спутником, представьте себе невероятное: он не живет на самом деле, а играет роль. Слышали, как тридцатилетний Черкасов, загримированный как Полежаев из "Депутата Балтики", ходил по улицам семидесятилетним старичком?.. Вот и этот прохожий тоже переодет, искусно загримирован и пробует вжиться в новый для него образ.

Приглядитесь: как он это делает? Как говорит (а на самом деле у него другая манера произношения)? Как жестикулирует (а в жизни он вовсе не склонен к такой жестикуляции)? Как ходит (а его настоящая походка совсем иная)?

Присмотритесь, как ему, черт возьми, удается достигнуть такой естественности поведения!
ЭТО Я!
Вот еще один способ наблюдения:
Человек, за которым вы наблюдаете, не он, а вы. То есть на самом деле этот человек не такой, каким себя изображает, а совсем такой, как вы ваш двойник, близнец, ваше "второе я" с вашими мыслями, вашей биографией. Так сказать, "я из анти-мира". А теперь он играет какую-то роль и совсем стал на вас не похож.

Как же это у него получилось? Как он переоделся, загримировался? Как он скрывает ваши привычные жесты, походку, манеру говорить? Он даже свойственный вам ритм мыслей изменил.

Как?..
А КАК ОН СМЕЕТСЯ?
Наблюдая за проявлениями характера человека, не упустите из виду и того, как он смеется. Ф. Достоевский считал даже, что в смехе человека ключ к его характеру. "Смехом иной человек
себя совсем выдает, и вы вдруг узнаете всю его подноготную. Веселость человека, это самая выдающая человека черта, с ногами и руками. Иной характер долго не раскусите, а рассмеется человек как-нибудь очень искренно, и весь характер его вдруг окажется, как на ладони. Итак: если захотите рассмотреть человека и узнать его душу, то вникайте не в то, как он молчит, или как он говорит, или как он плачет, или как он волнуется благороднейшими идеями, а вы рассматривайте лучше его, когда он смеется.

Хорошо смеется человек значит, хороший человек. Примечайте притом все оттенки...", говорил он устами героя "Подростка".
СОБЫТИЯ НА УЛИЦЕ
Индивидуальный тренинг должен включать в себя наблюдение за событиями. Совсем не обязательно ждать какого-либо уличного происшествия, привлекающего всеобщее внимание. Условимся называть событием совокупность действий одного или нескольких человек, которые преследуют определенную цель и преодолевают какие-либо препятствия, внешние или внутренние. Нас интересует механизм жизненного действия.

Поэтому для начала попросим учеников понаблюдать за ходом самых простейших событий.
Юноша ждет кого-то у входа в кинотеатр; что это за событие в его жизни? Уловите последовательность всех его действий, борьбу всех его мыслей. Угадайте, как отражается его внутренняя жизнь в данный момент на внешнем его поведении.

Не пропускайте ни одного действия, из которых складывается это событие.
Разбор на уроке индивидуальных наблюдений ученика должен непременно вовлекать в работу всю группу. К рассказчику предъявляются требования активной и действенной речи: он должен видеть то, о чем рассказывает, и как бы "внедрять" свои видения в слушателей. Он должен отбирать слова, искать самые верные и яркие.

Так незаметно тренируются и элементы словесного действия.
Разбор жизненного события как совокупности последовательных, целесообразных и продуктивных действий начало постижения природы сценического действия.
АНТИСОБЫТИЯ
Тренируя наблюдательность, можно использовать такой прием:
Воспитайте в себе "супернаблюдателя", владеющего своим зрительным вниманием, неподвластным слепому инстинкту. Вот идете вы по улице. Как работает прожектор вашего внимания?
Проверьте и убедитесь: он мгновенно откликается на любое громкое или яркое событие и поворачивает ваши глаза в ту сторону. Кто-то вскрикнул и ваше внимание там. Ах, какая симпатичная дубленка и вам не оторвать глаз! Это события для вас, не говоря уже о каком-нибудь уличном происшествии!



Наблюдайте за ними, греха в этом нет. Но попробуйте иногда поступить вопреки инстинкту. Вот вы идете. Инстинкт поворачивает ваши глаза на очередное громкое или яркое, а вы отвернитесь, с усиленным вниманием присмотритесь к пожилой паре, идущей перед вами.

Разве не интересно проникнуть в книгу их судьбы? И пусть на другой стороне улицы составляется протокол о столкновении автомашин, и пусть толпятся любопытные, а ваши глаза и ваши мысли пусть будут заняты вот таким будничным "антисобытием" видно, тяжелый сегодня день у этой трогательной пары: идут явно усталые, удрученные чем-то. Чем?..
Идете вы, и нет никаких на пути происшествий вроде столкновения автомашин. Вот тут-то особенно тщательно можно тренировать "супернаблюдателя". Да, ничего очень громкого или очень яркого в пути не встретилось, но как все-таки ведут себя ваши глаза и уши?

Поймайте себя на том, что неосознанно вгляделись в что-то заметное (ну, например, в чей-то неотразимый профиль), и мгновенно переведите глаза и мысли на любое "антизаметное" на окна дома, на дерево, на водосточную трубу. Приглядитесь: торчат сосульки, лед тронут апрельской теплотой, и уже совсем скоро из этой трубы шарахнет на тротуар...
Разве это "антисобытие" не событие?
ОПЕРАЦИЯ "ШТИРЛИЦ"
Воспользуемся именем знаменитого киноразведчика, которое стало уже именем нарицательным, для упражнения на зоркость глаза качества, абсолютно необходимого не только разведчику, но и актеру.
Каждый из вас Штирлиц. Наметьте себе объект наблюдения, товарища, за которым вам придется следить на протяжении всего занятия. Он не должен ни о чем догадываться.

Как и положено хорошему разведчику, следите за ним незаметно. Вот что вам нужно выяснить:


  1. Каково сегодня настроение у вашего подопечного угадать, почему он сегодня именно такой?

  2. Какие действия и в какой последовательности он совершил за то время, что вы следите за ним? Для чего он их совершил? Постарайтесь воспроизвести некоторые наиболее характерные его действия в той же последовательности.

  3. Угадайте, за кем он следит. Проследите, как он это делает и как маскирует наблюдение, попробуйте по его действиям угадать течение его мыслей.

  4. Наметили объект? Даю пять минут на всю операцию. Разойдитесь по комнате, делайте что хотите, прогуливайтесь, разговаривайте и следите!
    Стоп! Садитесь в полукруг. Кто заметил, что за ним следят? Кто сам себя выдал?
    Расскажите о результатах наблюдений. Воспроизведите действия подопечного. Объясните их.
    Упражнение можно продлить: в начале урока задать условия, потом заниматься любыми другими упражнениями, а в конце урока провести опрос о результатах наблюдений за все время.
    ВЫБЕРИ ПАРТНЕРА!
    Бывает, что в упражнениях нужно разделиться на пары. Можно для этого оттренировать незаметную, молчаливую договоренность партнеров своего рода упражнение на взаимодействие.
    Ученики в полукруге.
    Выберите себе партнера и дайте ему понять, что вы его выбрали, но так, чтобы никто из нас не понял этого. Договоритесь глазами! Нет, подмигивание слишком заметное движение. Я ведь понял, с кем вы хотите работать. Эта договоренность аннулируется, ищите другого партнера.
    Как же понять, с кем можно договориться, кто свободен?
    Глаза человека могут сказать все, если вы научитесь их безмолвному языку. Можно только по глазам, по тончайшей микромимике понять, что партнер зовет вас. Попробуйте сами позвать партнера, не двигая сознательно ни глазами, ни бровями, ни веками, ни единой ресничкой. Попробуйте согласиться на его предложение. Отказаться. Обратить внимание партнера на вашего соседа. Выругать партнера за его недогадливость. Поблагодарить его сердечно. Пристыдить...
    Микромимика это не осознаваемые нами, мелкие, почти невидимые сокращения мимических мышц. О ней не надо думать, она появляется сама собой, ее рождают наши мысли, видения, эмоции. Если вы полны желания, чтобы партнер понял ваш зов, и если сам партнер (это очень важно!) хочет, старается понять вас, если при этом живо работает ваше воображение и вы видите внутренним зрением, как партнер встает и как он подходит к вам, ваша микромимика все откроет партнеру и ему действительно захочется встать и подойти к нам. Но вы поймаете, разгадаете момент возникновения этого желания партнера и глазами остановите его: "Подожди, пока еще не время!"
    Сейчас мы выясним, кто не сумел молчаливо договориться с партнером. На счет "три" бегите к своему избраннику и накрепко хватайте его! Раз! Два! Три!
    Этот момент в упражнении наиболее эмоциональный. Ученики кидаются к своим предполагаемым партнерам, происходят предугаданные союзы и неожиданные недоразумения, вызванные неточностью "гипнотических" внушений. Словом проверяется в действии способность актера заразить партнера своими видениями.




    Содержание раздела