Путешествия


Действуйте!.. Когда купец "включит свет", закройте глаза; когда "выключит", откройте. Одно важное условие: вам неизвестно, какую феску вы надели, но когда вы откроете глаза, вы увидите на голове купца красную феску, а на голове вашего соперника черную. Остальных фесок вы не видите, они в коробке, но вспомните, что там может остаться, и сообразите, какая феска на вашей голове.

Кто догадается первый? Черная? Почему?

Ах, потому, что я сказал, у вашего соперника черная, а вы оба соперники? Нет, представьте себе всю картину и догадайтесь по-настоящему.
Действительно, черная. Как догадались?.. Правильно, таков и ответ Эйнштейна: "Если бы у меня на голове тоже была бы красная феска, то мой соперник увидел бы две красные и сразу же сказал бы: "У меня черная!" Но он молчит, значит, черная на мне".
ПУТЕШЕСТВИЯ
Каждому из учеников, сидящих в полукруге, педагог дает маршрут путешествия:
Антарктида. Джунгли. Ангара.

Черноморское побережье. Гималаи...
Три минуты молчания. Ученики готовят свои киноленты, фантазируя о далеких местах, где они никогда не бывали. Затем начинаются рассказы: описание кадра за кадром. Несколько фраз-кадров и педагог останавливает ученика, дает слово второму.

Начинает второй, педагог останавливает его после нескольких фраз-кадров и дает слово третьему. Потом снова первому для продолжения. Потом четвертому, для начала.

Третьему для продолжения. Снова первому для продолжения, и т. д. в любом порядке.
Когда окончились рассказы (они должны состоять не более чем из шести-восьми фраз-кадров), дается несколько минут на то, чтобы восстановить в памяти последовательность кадров в каждом рассказе. После этого любой ученик должен повторить любое из описанных путешествий.
Упражнение правильно делает тот, кто внимательно слушал рассказы товарищей. Кто не только слушал, но и слышал, а это не одно и то же. Кто слушал и видел. Старался видеть как можно более конкретно, а значит запечатлевал в памяти.

Не только слова запоминал, но и свои видения.
Таким образом, в этом упражнении тренируются и непрерывность внутренних видений, и переключения с помощью развитого рассредоточенного внимания, тренируется не механическое запоминание слов, а образное воспоминание чередующихся картин и распределение их по заданным "полочкам".
ПОВТОРИ!
Задание: "Рассказывать несколько раз одно и то же".
Упражнение из ряда "повторных действий", их цель повторять, не повторяясь. То есть повторять так, чтобы каждое повторение было живым, не заштамповывалось, исполнялось бы словно впервые. Ниже приведены упражнения, построенные на внешнем физическом действии, а здесь пока попробуем начать с внутреннего действия:
Расскажите, что вы делали сегодня утром. Проснулся...
Надо остановить рассказ почти сразу. Достаточно воспоминаний ученика о нескольких действиях как он встал, оделся, умылся, потом сел завтракать...
Довольно! Повторите свой рассказ!
Повторение будет живым, если ученик снова, как в первый раз, обратится к внутренним видениям и его слова будут опираться на них.
Повторите еще раз!
Каждое повторение автоматизирует действие. Слова уже не опираются на видения, как в первый раз, и мертвеют. Как говорится, "слова легли на мускулы языка".

Волевыми усилиями нужно возвращать первоначальные видения, стараться не пропустить ни малейшего звенышка в их непрерывной цепи при каждом повторении рассказа.
Когда вы будете играть роль на сцене, о видениях некогда будет думать. Иногда они явятся вам, иногда нет; как в жизни, где мы редко осознаем живые видения, лежащие под нашими словами. Но готовить роль это значит воссоздавать всю живую цепь видений, питающих слово. Слова без видений штампуются, мертвеют. Видения не могут штамповаться, потому что они живые, движущиеся, изменяющиеся.

Если верно "накатать" несколько раз непрерывную цепочку видений одновременно с произносимыми словами, тогда есть надежда, что видения будут появляться рефлекторно, вызванные словом. Вы не всегда будете их ощущать, они уйдут в подсознание, но из его глубин станут помогать слову. Учитесь "накатывать" видения!
Полезно через два-три дня, а потом через две-три недели попросить ученика вспомнить рассказ, повторить его. Возвращаясь к рассказу, следует углублять, обогащать, конкретизировать видения, укреплять их непрерывность. Можно призвать на помощь мысленную речь.
Со временем надо усложнять задание рассказывать не короткие эпизоды, а более длинные, использовать не только жизненный опыт, но и актерскую фантазию.
Расскажите, как вы сражались с медведем! Не приходилось? А если бы?..
СЕГОДНЯ ВЧЕРА
Индивидуальное или групповое упражнение на переключение воспоминаний:
Вчера вы вспоминали на занятии ваше утро. Вы старались подробно восстановить в памяти непрерывную последовательность всех ваших действий. На чем остановились вчера? Вы открываете дверь, выходите на улицу...



Продолжайте вспоминать.
Стоп. Вспомните сегодняшее утро так же подробно, как вчерашнее. С самого начала.

Вы открыли глаза...
Вернитесь к воспоминанию вчерашнего утра. На чем остановились?
Продолжайте вспоминать сегдняшнее утро.
Главное в переходах от одних воспоминаний к другим как можно скорее вернуться к тому видению, к той мысли, на которой нас застало переключение. И продолжать воспоминание так же последовательно и не спеша, как оно шло прежде. Новое переключение, и снова надо вернуться к предыдущему воспоминанию. Педагог дает команды "вчера" и "сегодня", постепенно сокращая время между ними.

Однако "рычажок переключения" формируется не сразу и не у всех одинаково быстро. Разнообразные упражнения на переключения помогают его формированию. Поэтому не следует с первых же дней надеяться на быстрые переключения у всех.

Нужно давать достаточное время для того, чтобы ученик вспомнил, удержал видение, пошел дальше по воспоминанию и только тогда переключился на другое воспоминание.
Почему иногда последовательность действий вспоминается легко, а иногда трудно? Потому что многие из наших повседневных Действий автоматизированы. Мы машинально подходим к умывальнику и чистим зубы, а сами при этом думаем об уроке танца, на котором сегодня нужно непременно освоить это сложное "шассэ круазэ".

Значит, надо вспоминать на только свои движения, но и мысли ведь и они составляют "линии нашего дня".
СОБЫТИЕ В КАРТИНЕ
Репродукцию какой-либо картины, открытку или фотографию пустим по кругу. После того как она побывала в руках у каждого по два-три раза, ее откладывают.
Вспоминая репродукцию, ученики должны найти в общем разговоре и определить:


  1. содержание картины,
  2. ее сюжет,
  3. фабулу,
  4. основное событие, запечатленное художником,
  5. отдельные человеческие действия, из которых складывается и в которых проявляется это событие,
  6. характеры людей, их биографии и изменение этих биографий под влиянием изображенного события.

  7. СОБРАТЬ КАРТИНУ
    Сегодня на столе педагога нарезанные куски какой-то репродукции.
    Получите каждый по кусочку. Рассмотрите. Догадайтесь, что может быть изображено рядом. Теперь соберитесь кучкой, познакомьтесь с тем, что есть у товарищей, и попробуйте сообща восстановить полное изображение!..
    А что происходит на внутренних экранах вашего видения?
    ОСТАНОВИСЬ, МГНОВЕНЬЕ!
    Ученики в полукруге. Один из них сидит лицом к товарищам, рассматривает данную ему репродукцию (открытку, фотографию), затем откладывает ее и рассказывает, что на ней изображено.
    Надо внедрять видения в сознание товарищей, заражать их своими видениями, а для этого надо самому ясно представлять себе те подробности картины, о которых вы говорите.
    Когда рассказ окончен, слушатели должны "выстроить" на творческой площадке картину: условными выгородками из стульев и ширм обозначить расположение предметов, а также "заселить" картину людьми.
    Не изображайте позы людей, а постарайтесь зажить их помыслами. Люди изображены на картине в момент статики, остановки движения. В вашей власти осуществить мечту Фауста, остановить мгновенье! Подумайте, в результате каких действий человек пришел к такой статической позе? Какая мысль его остановила? Сыграйте проживите в этих действиях, придите к этой мысли...
    Упражнение соединяет тренировку зрительной памяти, внутренних видений с ориентировкой в пространстве и с тренировкой мышечно-двигательной памяти.
    А ЧТО ПОТОМ?
    Итак, мы остановили мгновенье. А что потом, когда действие возобновилось? По сигналу продолжайте действовать.
    Какой грустный сюжет! Когда я звякну колокольчиком, мгновенно переведите действие к радостному концу.
    Как развеселились! По колокольчику переведите действие на грустные рельсы.
    Остановись, мгновенье! Стоп.
    ТРИ КАРТИНЫ
    Этот вариант предыдущего упражнения значительно сложнее. Он тренирует еще механизмы переключения внутренней зрительной и слуховой сфер и требует натренированного рассредоточенного внимания.
    Ученики в полукруге. Трое отдельно, лицом к полукругу, они получают для рассматривания три разные репродукции. На счет "двадцать" они запоминают изображения и откладывают в сторону репродукции. Теперь они должны передать содержание картин остальным ученикам. Педагог дирижирует первый ученик начинает свой рассказ, педагог через некоторое время его останавливает и включает в рассказ второго ученика, затем снова первого, третьего и т.


    Содержание раздела