А доверие падает. Контроля меньше. Когда рычаг на пружинке, что-то происходит только пока вы держите его во внимании.
Внимание ушло – уровень доверия зафиксировался. А если пружинки нет – можно и забыть его вернуть в нейтральное положение…
Но это кому как нравится.
2. Связь.
Вспомните состояние, когда вы подстраиваетесь. Можно взять его из того момента, когда вы надеваете на себя образ того, под кого вы подстраиваетесь.
Потом соедините между собой это ощущение и движение рычагом вперед. Чем дальше вперёд – тем сильнее подстраиваешься. Сделайте это несколько раз.
После этого вспомните состояние отстройки (ну, что происходит когда вы стенку ставите). И аналогично свяжите с движением рычага, только уже назад.
3. Работает сам.
Теперь мысленно представьте, что перед вам человек. И проверьте – вы двигаете рычаг вперед – и начинаете подстраиваться. Рычаг назад – отстраиваетесь.
4. Проверка работоспособности.
Выберите человека поблизости. А теперь проверьте – двиньте рычаг вперед и отслеживайте его реакцию по индикатору доверия. А теперь назад, Уровень доверия должен становиться меньше.
Поиграйтесь так немного – поработайте с разной скоростью подстроки и отстройки.
- Мне проще не представлять всякие индикаторы, а просто чувствовать этот уровень подстройки. Это можно?
Ну кто же запретит. Если конкретно для тебя лучше это чувствовать и это для тебя работает – замечательно. Единственно добавление здесь – весьма желательно, чтобы ты осознавала при помощи какого ощущения ты получаешь эту информацию. Например, повышение доверия – это усиления тепла в области груди.
А повышение недоверия – это усиление холода. Так у тебя как?
- У меня когда доверие увеличивается появляется расслабление в области солнечного сплетения. Чем доверия меньше – тем сильнее напряжение.
Замечательно. Совершенно не обязательно представлять всякие индикаторы с лампочками. Я выбрал эту метафору, потому что она обычно работает для большинства и довольно привычна.
Но если вам проще использовать другую метафору и она для вас работает – великолепно. Это ваше. У нас же нет задачи сделать так, чтобы все видели одну и ту же галлюцинацию. У нас здесь свобода – каждый может выбирать галлюцинацию по собственному вкусу. И даже обходиться без галлюцинации.
Девушке было проще не работать с предложенной метафорой, а осознать собственный способ получения этой информации. Ведь люди могут общаться ничего не зная о всяких индикаторах, даже не думая о такой штуке как бессознательное доверие. Но на каком-то уровне они получаю информацию о том, что им нужно подстроиться, а вот с этим человеком мы не в раппорте. Другое дело что в большинстве своём они совершенно не понимают, как они это делают.
И это приводит к тому, что они обычно не могут изменить поведение и могут не совсем точно истолковывать полученную информацию. Вы же можете просто осознать уже имеющиеся механизмы и научиться ими управлять.
Поиск гармонии. Ресурс – это то, чего нам не хватает в проблемной ситуации для того. чтобы она стала более приемлемой. Ресурс можно брать из других областей – это достаточно эффективно и быстро. Но ведь можно его и специально создавать, конструировать под заданный контекст. Во многих случаях это будет намного более эффективно.
И вполне творчески и расширяюще. А то ведь скучно только перетаскивать чемоданы из комнаты в комнату.
Помните прессуппозицию о том, что у человека есть все необходимые ресурсы либо он может их создать? Вот это про то, как их создавать.
Один раз увидите – не забудете.
3. Сборка.
Так как характеристик несколько – нужно собрать гармоничные состояния в единое целое.
Постановка голоса. У каждого человека есть свой голос. Когда он говорит таким голосом, он находится в ресурсном состоянии, может говорить им не напрягаясь и легко управляя им. Таким голосом можно пользоваться и на совещании, и дома, и на стадионе.
Правда для каждого контекста придётся его немного модифицировать, но будет общее – это чувство гармонии и полёта.
0. Контекст.
Определите ситуацию, в которой хотите использовать этот голос. Понятно, что для выступления перед залом подходит один голос, для интимного разговора – другой.
1. Составляющие.
Нам нужно 5-7 пар характеристик голоса (держа в голове контекст, в котором этот голос будет использоваться). Это могут быть как сенсорно-очевидные: громкость, тембр, высота, интонационность, скорость речи; так и метафорические: уверенный – неуверенный, мужской – женский, круглый – квадратный, напряжённый – расслабленный.
Желателен паритет: 3-4 сенсорно-очевидных характеристик и 3-4 метафорических.
Например: громкость (тихо – громко), высота (высокий – низкий), скорость речи (быстро – медленно), уверенный – неуверенный, весёлый – грустный, сексуальный – нейтральный.
2. Линия сборки.
Представьте на полу воображаемую линию длиной 4-5 метров. На ней будет происходить сборка гармоничных состояний.
3. Максимум состояний.
Представьте линию перпендикулярную Линии Сборки в самом её начале. На одной стороне максимум одного состояния (например, уверенности), на другой – Максимум парного состояния (неуверенность).
Встаньте в точку максимума уверенности и скажите нейтральную фразу (сегодня хорошая погода, идёт бычок качается) максимально уверенно. Повторяйте её до тех пор, меняя голос, пока не получите действительно совершенно уверенный голос.
Встаньте в точку максимума неуверенности и повторяйте ту же самую нейтральную фразу пока голос не станет максимально неуверенным.
4. Точка гармонии.
А теперь немного походите по линии Уверенный – Неуверенный, повторяя ту же самую нейтральную фразу, пока не найдёте точку равновесия, гармонии. Она обычно характерна тем, что в этой точке голос идёт совершенно без напряжения, работает всё тело. Это как бы точка резонанса, когда состояние полностью подходит к заданной ситуации.
5. Остальные состояния.
Сделайте шаг вперёд и проделайте шаги 3-4 для следующей пары характеристик.
6. Сборка.
После того, как вы нашли точки гармонии для всех пар характеристик, начинайте сборку, двигаясь в обратном порядке.
Стоя на линии сексуально-нейтрального голоса, проговорите нейтральную фразу из точки гармонии этой характеристики.
Сделайте шаг назад и проговорите ту же самую фразу одновременно гармонично сексуальным и гармонично весёлым голосом. Повторяйте её до тех пор, пока не совместите внутри себя две эти характеристики.
Двигайтесь назад, на каждом шаге добавляя следующую характеристику. В конце у вас должен получиться голос максимально гармоничный по всем заявленным параметрам.
8. Тренировка.
Опробуйте новый голос: походите, поговорите им. Прочувствуйте, как при этом меняется состояние.
7. Привязка к будущему.
Представьте себя в трёх – пяти ситуациях в будущем, где вам полезно будет использовать новый голос.
Мои разноцветные очки.
Это техника общего назначения – она не предполагает лечение каких либо заболеваний или чего-то в этом роде. Её задача попробовать найти наиболее гармоничное соотношение негативной и позитивной оценки ситуации. Я напоминаю, что вообще говоря события не являются ни плохими, ни хорошими.
Оценку даем им мы из каких-то своих внутренних идей и принципов. Это всего лишь инструмент помогающий нам учиться и находить наиболее правильное поведение. А инструмент надо регулярно затачивать и вообще проводить определенную регулировку.
Что вам и предлагается сделать.
Технику можно использовать как в общем плане – это как бы регулировка жизненной позиции, так и в частном – тогда вы определяете контекст, ситуации, где вы считаете не совсем гармоничной свою оценку.