Теперь нам нужны состояния в крайних точках. Вы встаёте в крайнюю точку и максимально погружаетесь в состояние: вспоминаете или вызываете прямо здесь. Но должен быть действительно максимум состояния.
UpTime – это состояние транса, при котором ваше внимание находится максимально снаружи. Нет никакого внутреннего диалога или галлюцинаций – всё снаружи. Примеры состояния: настороженное внимание, когда вы пытаетесь услышать что-то важное, просмотр очень интересного фильма, компьютерная игра.
DownTime – вы максимально внутри. Вы сосредоточены на внутреннем процессе: вспоминаете, придумываете, рассчитываете. Практически ничего не попадает снаружи – ваше внимание полностью внутри.
Примеры состояния: сон, расчёты в уме, придумывание, вспоминание ситуации, концентрация на внутренних ощущениях.
Нормальное Состояние – ваше внимание скачет изнутри наружу и обратно. Ну, прямо как сейчас.
3. Плавный переход.
Теперь нам нужно, как говорят физики, откалибровать шкалу. Нужно сделать так, чтобы было не два пиковых состояния, а плавный переход между ними. Плавный!
Для этого пройдитесь несколько раз по шкале туда-обратно. Состояние должно расти пропорционально цифиркам на шкале. И плавно. Чтобы, если рисовать график, получилась прямая. Короче, походите туда-обратно.
Раза два-три обычно бывает вполне достаточно.
4. Шкала работает.
А теперь самое интересное – вы по шкале ходите, усилий не прилагаете, а состояние меняется. Само! Проверьте.
Походите и убедитесь. Никакого мошенничество, просто свойство человеческой психики[1].
5. Шкала двигается сама.
Но на этом облегчение жизни не заканчивается. Есть ещё резервы. По шкале можно не ходить – можно представить, что она двигается сама.
Мысленно, конечно. Вы стоите, а она двигается. И состояние соответственно меняется. Получилось?
Теперь можно шкалу установить так, чтобы было поудобней. Можно поднять с пола и пропустить через грудь. Или пусть она перед вами ходит.
В конце концов можно её и круговой сделать, со стрелкой. Или ещё какой – на что фантазии хватит. Лишь бы работала.
Проверьте, что работает. Если переборщили – размотайте и придумайте другой дизайн.
6. Тренировка.
Естественно, нужно потренироваться в использовании такой замечательной штуки. Опробуйте переход в ряд состояний, например: +2, +4, -3, -5, +3, 0, +10, -1, -10 и т.д. Переходов десять – пятнадцать.
Старайтесь с каждым разом переходить как можно быстрее. И если в начале стоит делать небольшие шаги, балла по два-три, к концу тренировки стоит делать разброс баллов в пятнадцать- двадцать.
Ну, вам понравилось? Отлично!
(+10) Широкий фокус: лучше, когда есть перспектива. Вы немного расфокусируете зрение и пытаетесь держать в фокусе внимания всё, что вы видите перед собой. Или для аудиального канала: когда есть группа разговаривающих людей, и вы просто слышите создаваемый ею шум.
В кинестетике – вы воспринимаете тело целиком, как единое целое.
(-10) Узкий фокус: вы выбираете какой-то маленький объект и полностью концентрируетесь на нём. Чем меньше (по площади восприятия, тем лучше). Это может быть угол окна в доме напротив или пятнышко на потолке; голос одного человека в группе или только один инструмент в симфонической музыке; ощущение кончика указательного пальца правой руки или середины ладони левой руки.
(0) Нормальное состояние: средний размер фокуса. Большая часть воспринимается вторым вниманием, но определённая, заметная часть – первым, сознательным вниманием.
Это немного связано с парой: восприятием целого – восприятием части. Но несколько шире. Здесь важно именно размер соотношений – в случае Большого Фокуса первое внимание занимает практически всю территорию: если вы слушаете музыку, кроме нёё воспринимается и шум на улице и мяукание кота.
Кроме дома напротив вы держите в фокусе и дома за ним, и деревья, и людей на улице – вы видите город. В случае Маленького Фокуса вы выбираете что-то очень маленькое по отношению ко всему остальному, что вы воспринимаете в данном канале: кончик пальца, пятнышко на потолке, шорох в углу комнаты.
Шкалирование Контраста. (-10) Небольшой Контраст: рассеянное внимание. То, что вы наблюдаете неважно и не привлекает внимания. Оно рассеянно перебегает с книги на стол, со стола на стул, со стула на диван, с дивана на потолок.
Вы воспринимаете, объект выделен, но соотношение между интенсивностью фона и интенсивностью объекта очень небольшое.
(+10) Большой Контраст: очень концентрированное внимание, практически навязчивость. Вы полностью настраиваетесь на какой-то объект (независимо от размера), он захватывает полностью ваше внимание, фон практически исчезает. Внимание не скачет, а полностью сконцентрировано на объекте.
Например, когда вы смотрите очень интересный фильм или напряжённо смотрите на секундомер, ожидая времени для старта. Когда вы напряжённо прислушиваетесь к чему-то голосу.
(0) Нормальное состояние: внимание не слишком концентрировано, но при этом и не рассеянно. Есть что-то важное и интересное, но идут отвлечения и на другие объекты.
Тренировка. Плавные переходы. Тренируйте плавные переходы, для каждой из осей, например от Широкого Фокуса к Узкому: воспринимаете город за окном – дом напротив – балкон – окно – форточка – ручка форточки… Потом в обратную сторону.
По 5-7 раз полный цикл для каждой оси.
Быстрый переход. Максимально быстро переходите из одного крайнего положения в другое, например для Контраста: рассеянно слышу звуки вокруг – напряжённо прислушиваюсь к голосу за окном.
По 5-7 раз полный цикл для каждой оси.
Пространство Фокуса Восприятия. Потренируем переходы с управлением фокусом внимания. Тут ещё и каналы добавляются…
Упражнение состоит в том, что вы меняете по очереди одну координату фокуса внимания, стараясь каждый раз выставить её по этой координате на максимум (+10 или –10).
Если идти только по крайним точкам, то мы получим кучу вариантов внимания: от полного минуса (Внешнее – Узкий Фокус – Маленький Контраст) до полного плюса (Внутреннее – Широкий Фокус – Большой Контраст). При желании можете посчитать количество вариантов (должно получиться восемь). Плюс три канала…
Внутри/ Снаружи |
Ширина | Контраст | Канал | Точка внимания |
-10 |
-10 |
+10 |
В |
сконцентрируйтесь на пятне на потолке |
-10 |
+10 |
+10 |
В |
с интересом рассматривайте всю комнату, как единое целое |
+10 |
+10 |
+10 |
В |
закройте глаза, представьте себе комнату целиком ярко и максимально резко |
+10 |
+10 |
-10 |
В |
сделайте образ комнаты серым, размытым, удалите его |
+10 |
-10 |
-10 |
В |
обратите рассеянное внимание на элементы мебели в образе комнаты, оно может рассеянно перебегать с одного на другое |
-10 |
-10 |
-10 |
А |
переместите рассеянное внимание на звуки вокруг, рассеянно перебирая их |
-10 |
+10 |
-10 |
А |
рассеянно слушайте всё звуки вокруг |
-10 |
+10 |
+10 |
А |
напряжёно вслушивайтесь во все звуки вокруг |
+10 |
+10 |
+10 |
К |
переместите напряжённое внимание на ощущение всего тела целиком |
+10 |
-10 |
+10 |
К |
сконцентрируйте напряжённое внимание на кончике указательного пальца |
+10 |
-10 |
-10 |
К |
рассеянно перемещайте внимание по маленьким участкам собственного тела |
+10 |
+10 |
-10 |
К |
рассеянно воспринимайте всё тело, как единое целое |
Удержание внимания. Выбрали точку в осях координат и удерживайте этот тип восприятия заданное время. Начинать лучше с 3-5 минут.
Стараться довести до 20-30 минут (обычно, если можешь удержать полчаса, то можешь удержать нужный способ восприятия сколько нужно).
Точка не обязательно крайняя – это скорее всего глубокий транс, выберите что-то попроще: +3, 4, 2.
Не менее 30 минут в день.
[1] Это так работают пространственные якоря.