Тест самооценки


Современной психологией выделены только две положительные фундаментальные эмоции: интерес и радость (Изард К., 1980). Интерес - единствеUная эмоция, при которой возможна продуктивная творческая деятельность. Последняя оказывает положительное влияние на здоровье, сопровождается наиболее экономичной тратой энергетических ресурсов.

Только творческая работа может дать чувство радости, а эмоция радости, по современным данным, - оптимальная эмоция, при которой лучше всего идут восстановительные процессы в организме. Соотношение между интересом и радостью 6:1. Хочу подчеркнуть, что Бог после того, как что-то сделал, оценивал свою работу, и каждый раз оставался доволен. Современные нейрохирургические исследования показали, что 35% зон головного мозга стимулируются положительными эмоциями. Эмоцией интереса стимулируются 30% зон, а эмоцией радости - 5%.

Библия установила ритм работы и отдыха и указывает, что труд должен быть творческим, тогда человек будет доволен результатами своего труда. Мук творчества не бывает, муки возникают, когда нет творчества. Отсюда вырисовывается задача психотерапии - помочь пациенту найти или интересную работу, или интерес в работе.

Аэти идеи примыкают кэкзистенциальному анализу, который видит смысл жизни прежде всего в осуществлении созидательных ценностей, затем ценностей переживания, а когда приходится пострадать, то и здесь можно найти смысл.
В Библии указывается, что Бог понимал, что человек не может быть один, и плохо, что ...для человека не нашлось помощника, подобного ему (Быт. 2,20). Бог увидел недостаток и исправил его: он создал женщину. В Библии правильно описывается значимость близких для человека, и для мужчины определяет главным жену, а для женщины - мужа.

Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут одна плоть (Быт. 2,24). Это же вытекает и из данных науки. Человеческая практика, к сожалению, воспитывает нас в духе того, что самыми близкими для индивида являются родители или дети.

Если на этом тезисе человек строит свое поведение, то он вступает в противоречие с Законами, по которым он устроен, да и с Законами Библии, что является сильным источником стресса. Вспомни такие расхожие высказывания: Жен будет много, амать одна, Прежде всего думай о родителях, Если ты за него выйдешь замуж и уедешь, я этого не переживу. Когда длительно сохраняется невротическая связь с родителями, у пациентов плохо налаживается семейная жизнь, начинаются болезни.
Фактически все воспитание строится у нас так, что человека заражают первородным грехом. А это является постоянным источником стресса, ибо обучают его считать основными те ценности, которые противоречат его природе. Фактически все это приводит кавторитарной этике (Э.Фромм), что противоречит гуманистической этике, направленной на развитие человека, его способностей и талантов. Работа Э.Фромма Человек для себя (1994) показывает вред такого воспитания. Я тоже попытался раскрыть это положение в книге Я:Алгоритм удачи.

Психотерапевт старается избавить пациента от первородного греха, чтобы он не судил, что такое хорошо, а что такое плохо. Приведу фрагмент занятия по снятию первородного греха.
Первый и основной источник стресса - первородный грех. Помните, Бог запретил Адаму и Еве есть с древа познания добра и зла и пригрозил им смертью, если они нарушат этот завет? И сказал змей жене: нет, не умрете; но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как бога, знающие добро и зло (Быт.

3,4-5).
Человек, знающий, что такое хорошо, а что такое плохо, заражен первородным грехом. Но только не из рая его изгнали, а в его душе поселился ад. Теперь он должен оценить любого человека, любое его действие, любое явление да и самого себя и все свои действия с точки зрения хорошо это или плохо.

Как тут с ума не сойти! Дети, которые еще не знают, что такое хорошо, а что такое плохо, живут счастливо и ничего глупого не делают. Правда, своими действиями они мешают нам жить.

И мы, зараженные первородным грехом от своих родителей, заражаем им своих детей. Вспомни стихотворение В.В.Маяковского Что такое хорошо и что такое плохо?. Адальше получается по М.Ю.Лермонтову:


Богаты мы, едва из с колыбели, Ошибками отцов и поздним их умом, И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели, Как пир на празднике чужом.
И ненавидим мы, и любим мы случайно, Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви, И царствует в душе какой-то холод тайный. Когда огонь кипит в крови.
А у Данте в девятом круге Ада грешники вмерзли в лед:
Мы были там, - мне страшно этих строк, -
Где тени ледяного слоя
Сквозят глубоко, как в стекле сучок.
Одни лежат; другие вмерзли стоя. Кто вверх, кто книзу головой застыв; Л кто дугой, лицо ступнями кроя.


Так и живут люди с первородным грехом - льдом от Дьявола иогнем от Бога. Огонь от Бога тянет вверх, к личностному росту, алед от Дьявола - в мороз застоя. В результате довольно часто внутриличностный рост равен нулю.
Это хорошо иллюстрирует тест самооценки Дембо (рис. 4.1).

Ты видишь перед собой четыре шкалы. Размести себя на каждой. Если ты расположил себя на них посередине, то, следовательно, ты заражен первородным грехом, т.е. ты сравниваешь себя с другими. Этот тест проводится со школьниками, студентами, молодыми специалистами и опытными специалистами, выходящими на пенсию, санитарами, врачами, доцентами, профессорами.

И все ставят себя посередине!
Посмотри, что получается. Жизнь человека проходит как бы на гладком столбе. Он все время пытается подняться вверх, обстоятельства его сталкивают вниз. А итог - все время посередине.

Какая-то часть людей выше меня, и я преклоняюсь перед ними, потому что знаю (если, конечно, у меня именно такая система ценностей), что быть кандидатом или доктором наук хорошо, а неостепененным врачом - плохо. Но ведь когда я был студентом, то считал, что врачом быть лучше, ну а те, кто не студенты, те вообще не люди. И когда я стану кандидатом наук или доктором, покоя все равно знать не буду Мне захочется стать академиком, а там я счастье свое буду связывать сНобелевской премией.

И буду чувствовать себя глубоко несчастным от того, что до сих пор ее не получил.
Каково же было мое изумление, когда я узнал, что вся система ценностей, в которой я воспитывался, не имеет никакого значения вармии, куда я попал после окончания института. Там солдаты и даже офицеры не очень отличали санинструктора и фельдшера от врача. Всех называли докторами и смотрели на всех нас снизу вверх (думаю, потому, что тогда не было военных действий).

Тоже были заражены первородным грехом.
Человека, зараженного первородным грехом, мучает зависть ктем, кто наверху, презрение - к тем, кто внизу, и чувство вины перед собой. Он весь охвачен страхами, которых часто не осознает. Ведь мы часто страдаем не от того, что у нас нет чего-то, а от того, что это есть у другого, Жигули неплохая машина, а ее владелец переживает от того, что у него нет Вольво и одновременно презирает владельца Запорожца.

И вот такой человек начинает гоняться не за тем, что ему нужно, а за тем, что позволит ему подняться чуточку выше, к тем, кто, с его точки зрения, находится на вершине столба. Ведь все, что нам необходимо, у нас под рукой, потеем мы от погони за избытком.
Что же делать? Избавляться от первородного греха! Как? Повали этот столб и определи на нем свое место (рис.

4.2).
Никто из нас не выше и не ниже. Мы просто на разных местах инам следует знать свое место в коллективе. Если я работаю врачом вбольнице, то там я - номер один.

Все остальные сотрудники должны работать на меня. Но если я работаю врачом в спортивной команде, то там я номер четыре или даже пять, а номер один - футболист, ибо, вконечном итоге, от его игры на поле зависит судьба всего коллектива, в том числе и моя. Но можно еще и переходить с места на место Для этого нужно не только повалить столб, но и сойти с него.


Человек, избавившийся от первородного греха, имеет только одну заботу - личностный рост. И в жизни у него много радостей. Прочитал книгу, овладел каким-то навыком, познакомился с интересным человеком, написал статью - все в радость, и тебя не будет волновать, что другой в это время приобрел дачу, машину, познакомился с английской королевой.
Избавившись от первородного греха, ты становишься самим собой. У каждого свое счастье!
В работе с больными я стараюсь избавить их от первородного греха. Хочется, чтобы они видели мир своими глазами, а не чужими.
Послушай, что рассказал мне один больной неврозом навязчивых состояний, который избавился от первородного греха и пошел дорогой личностного роста.
В школе и институте я учился отлично, и мне прочили научную карьеру крупного математика - профессора и даже академика. Но жизнь дала трещину. Мне уже было 40, а я все еще был рядовым педагогом.

Когда с вашей помощью я понял, что меня ориентировали не столько на математику, сколько на академика, мне стало ясно, что я много нервной энергии потратил на то, чтобы карабкаться по столбу, окотором вы рассказывали на занятиях. Взял не ту тему, которая меня интересовала, а по настоянию научного руководителя ту, по которой легче защитить диссертацию.



Содержание раздела