Итак иди, ешь свеселием хлеб твой, и пей в радости сердце вино твое, когда Бог благоволит к делам твоим. Да будут во всякое время одежды твои светлы, и да не оскудевает елей на голове твоей. Наслаждайся жизнию с женою, которую любишь, во все дни суетной жизни твоей, и которую дал тебе Бог под солнцем на все суетные дни твои; потому что это - доля твоя в жизни и в трудах твоих, какими ты трудишься под солнцем.
Все, что может рука твоя делать, по силам делай; потому что в могиле, куда ты пойдешь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости (Еккл.9, 4-10).
Здесь мы видим фактически полное изложение экзистенциального анализа, в соответствии с которым смысл жизни в труде, любви истраданиях. Этот отрывок широко используется в работе с покушающимися на самоубийство.
Слова мудрых, высказанные спокойно, выслушиваются лучше, нежели крик властелина между глупыми. Мудрость лучше воинских орудий... (Еккл. 9, 17-18).
Впоследствии Фрейд отмечал, что голос интеллекта тих, но он не устает повторять - и слушатели находятся.
Премудрость Соломона
Начало ее [премудрости] есть искреннейшее желание учения, а забота об учении - любовь, любовь же - хранение законов ее, анаблюдение законов - залог бессмертия... (Прем. 6, 17-18).
Множество мудрых - спасение миру, и царь разумный - благосостояние народа (Прем. 6, 26).
Очень интересные положения. Прочитай их еще раз!
А вот как ценил премудрость Соломон:
...Я молился, и дарован мне разум; я взывал, и сошел на меня дух премудрости. Я предпочел ее скипетрам и престолам и богатство почитал за ничто в сравнении с нею; драгоценного камня яне сравнил с нею, потому что перед нею все золото - ничтожный песок, а серебро - грязь в сравнении с нею. Я полюбил ее более здоровья и красоты и избрал ее предпочтительно перед светом, ибо свет ее неугасим.
А вместе с нею пришли ко мне все блага и несметное богатство через руки ее; я радовался всему, потому что премудрость руководствовала ими (Прем. 7, 8-12).
Познал я все, и сокровенное и явное, ибо научила меня премудрость, художница всего. Она есть дух разумный, святый, единородный, многочастный, тонкий, удобоподвижный, светлый, чистый, ясный, невредительный, влаголюбивый, скорый, неудержимый, благодетельный, человеколюбивый, твердый, непоколебимый, спокойный, беспечальный, всевидящий и проникающий все умные, чистые, тончайшие духи. Ибо премудрость подвижнее всякого движения, и по чистоте своей сквозь все проходит и проникает, ...
Она - одна, но может все, и, пребывая в самой себе, все обновляет, и, преходя из рода в род в святые души, приготовляет друзей Божиих и пророков… (Прем. 7, 21-27).
Премудрость Иисуса, сына Сирахова
Чрез меру трудного для тебя не ищи, и что свыше сил твоих, того не испытывай (Сир. 3, 22).
Очень полезный стих для невротиков, которые в силу гиперсоциальности взваливают на себя дела, которые невозможно выполнить в принципе, например, перевоспитать другого человека, сделать так, чтобы все были ими довольны, чтобы всякий раз им сопутствовал успех.
Кто любит опасность, тот впадет в нее... (Сир. 3,25).
Многие люди напоминают мне альпинистов. Просто так жить они не могут. Они сами себе создают опасности, а потом их преодолевают.
Таким любителям опасностей помочь очень трудно.
Не удерживай слова, когда оно может помочь: ибо в слове познается мудрость, и в речи языка - знание (Сир, 4,27-28).
Стих перекликается с другими изречениями из Библии, о которых я уже говорил.
Не будь скор языком твоим, и ленив и нерадив в делах твоих. Не будь, как лев, в доме твоем и подозрителен к домочадцам твоим. Да не будет рука твоя распростертою к принятию и сжатой при отдания (Сир.
4,33-35).
Не полагайся на имущества твои и не говори: станет на жизнь мою (Сир. 5,1).
Хороший совет для тех, кто живет по принципу: На мой век хватит. Жалко, что эти люди Библию не читают и моих лекций не слушают.
Будь скор к слушанию, и обдуманно давай ответ. Если имеешь знание, то отвечай ближнему, а если нет, то рука твоя да будет на устах твоих. В речах - слава и бесчестие, и язык человека бывает падением ему (Сир.
5,13-15).
Не возноси себя в помыслах души твоей, чтобы душа твоя не была растерзана, как вол: листья твои ты истребишь и плоды твои погубишь, и останешься, как сухое дерево (Сир. 6,2-3).
Не ссорься с человеком сильным, чтобы когда-нибудь не впасть в его руки. Не заводи тяжбы с человеком богатым, чтобы он не имел перевеса над тобою; ибо золото многих погубило, исклоняло сердца царей. Не спорь с человеком, дерзким на язык, и не подкладывай дров на огонь его.
Не шути с невеждою, чтобы не подверглись бесчестию твои предки (Сир. 8, 1-5).
Не радуйся смерти человека, хотя бы он был самый враждебный тебе: помни, что все мы умрем (Сир. 8,8).
Не разжигай углей грешника, чтобы не сгореть от пламени огня его, и не восставай против наглеца, чтобы он не засел засадою в устах твоих (Сир. 8,13-14).
Не давай взаймы человеку, который сильнее тебя; а если дашь, то считай себя потерявшим (Сир. 8,15).
Не поручайся сверх силы твоей; а если поручишься, заботься, как обязанный заплатить (Сир. 8, 16).
Хорошие советы, и в комментариях не нуждаются.
С отважным не пускайся в путь, чтобы он ее был тебе в тягость; ибо он будет поступать по своему произволу, и ты можешь погибнуть от его безрассудства (Сир. 8,18).
Вот рассказ одного моего пациента:
Когда я услышал этот стих в первый раз, он показался мне странным и неверным. Но потом я проанализировал свою жизнь и понял, что причина моих неудач заключалась в том, что я всю жизнь мечтал пристроиться к сильной личности и с ее поддержкой решить свои проблемы. Сейчас я понял, что сильная личность имеет свои проблемы и будет использовать меня для их решения.
А притязания сильной личности гораздо серьезнее моих. И если я не могу справиться со своими задачами, то тем более не смогу выполнить его. Теперь я стараюсь решать свои проблемы сам, прибегая к помощи профессионлов.
Кстати, история фашизма, завоевательных войн и революций показывает судьбу тех, кто пускается в путь с отважными.
Каков правитель народа, таковы и служащие при нем; и каков начальствующий над городом, таковы и все живущие в нем (Сир.10, 2).
Главный психолог в коллективе - руководитель. Он же и эмоциональный лидер. Замечено, что в коллективе всегда такое настроение, какое у первого лица.
Гордость не сотворена для людей, ни ярость гнева - для рождающихся от жен (Сир. 10, 21).
Очень точное замечание. Гордость и гнев - признаки невротизма. Подробно об этом пишет Шопенгауэр...
Не умничай много, чтобы делать дело твое, и не хвались во время нужды (Сир. 10, 29).
Комментарии не нужны.
Не хвали человека за красоту его, и не имей отвращения к человеку за наружность его (Сир. 11,2),
Этой теме посвящена статья Психология красоты из книги Психологические этюды.
Прежде, нежели исследуешь, не порицай; узнай прежде, тогда иупрекай. Прежде, нежели выслушаешь, не отвечай, и среди речи не перебивай. Не спорь о деле, для тебя ненужном, и не сиди на суде грешников (Сир.
11,7-9).
Все один к одному. Советы весьма необходимые. К сожалению, ими не пользуются.
...Не берись за множество дел: при множестве дел не останешься без вины. И если будешь гнаться за ними, не достигнешь, и,убегая, не уйдешь (Сир. 11,10).
Специально для лиц с активной жизненной позицией, которые берутся за все.
Во дни счастья бывает забвение о несчастье, и во дни несчастья не вспомнится о счастье (Сир. 11, 25).
Верное наблюдение. Позже Данте писал: Вдвойне несчастен тот, кто в дни печали про сладостные вспоминает времена. Я предлагаю пациентам разбавить несчастье какими-нибудь делами.
Об этом яуже говорил.
Минутное страдание производит забвение утех, и при кончине человека открываются дела его. Прежде смерти на называй никого блаженным; человек познается в детях своих (Сир.11,27 28).
Перекликается с речением Солона, одного из семи древнегреческих мудрецов: Жизни конец наблюдай.
Посели в доме твоем чужого, и он расстроит тебя смутами исделает тебя чужим для твоих (Сир. 11,34).
Не верь врагу твоему вовек, ибо, как ржавеет медь, так и злоба его... (Сир. 12, 10).
Устами своими враг усладит тебя, но в сердце своем замышляет ввергнуть тебя в яму: глазами своими враг будет плакать, акогда найдет случай, не насытится кровью (Сир. 12,15).
Не поднимай Zяжести свыше твоей силы, и не входи в общение стеми, кто сильнее и богаче тебя (Сир. 13,2).
Далее описано все то, что сделает с тобой богатый и сильный, причем очень точно. Затем идет призыв общаться только с равным. Аесли хочешь общаться с более сильными, стань сам сильнее.
Какой мир у гиены с собакою? И какой мир у богатого сбедным? Ловля у львов - дикие ослы в пустыне, так пастбища богатых - бедные. Отвратительно для гордого смирение: так отвратителен для богатого бедный.
Когда пошатнется богатый, он поддерживается друзьями; а когда упадет бедный, то отталкивается и друзьями. Когда подвергнется несчастью богатый, у него много помощников; сказал нелепость, и оправдали его. Подвергся несчастью бедняк, и еще бранят его; сказал разумно, и его не слушают.