Слушай музыку


Не менее 3 раз.
Слушай музыку.
Вы все слушаете музыку. А попробуйте научиться немного управлять собственным восприятием и выделять:
1. гитару;
2. солиста;
3. ударника;
4. бас-гитару;
5. клавишные;
6. флейту...
То есть, ваша задача сделать из остальных инструментов и звуков “фон”, а слушать как бы только этот инструмент.
Либо, когда вы находитесь в таком месте, где все вокруг разговаривают о своем (в гостях, например), потренируйтесь различать отдельные голоса и звуки и концентрироваться на них. Например, вы едете в автобусе и по очереди выделяете:
1. Шум мотора.
2. Шорох шин.
3. Разговор за спиной: мужчина и женщина. У мужчины голос низкий и хриплый, у женщины более высокий и быстрый.
4. Двое ребят разговаривают в дальнем углу. У одного голос тоньше, почти фальцет, у другого несколько тише и медленнее.
5. Звуки машин за окном.
6. Свист ветра.
Не менее 3 раз.
Вспомнить мелодию (аудиальная память). Попробуйте вспомнить и прослушать внутри себя (не напеть или проговорить, а именно вспомнить, как это звучит)
1. Песню.
2. Мелодию.
3. Музыкальное произведение.
4. Разговор.


5. ...
Старайтесь воссоздать все максимально точно, все оттенки звука или голоса. Можно мысленно прокручивать несколько раз, с каждым разом у вас будет получаться все лучше и лучше. Нужно только потренироваться.
В другом варианте вы прокручиваете мелодию или запись разговора на магнитофоне (можно небольшими кусками), а затем пытаетесь ее мысленно прослушать. Потом еще раз слушаете, и опять пытаетесь воспроизвести у себя в голове. Если начинает хорошо получаться, сделайте запоминаемые куски больше или возьмите сложную оркестровую композицию.

В последнем случае старайтесь слышать внутри себя все инструменты.
Когда и это у вас будет хорошо получаться, можно объединить это упражнение с предыдущим – вспоминая какую-то мелодию, выделяйте отдельный инструмент или голос, в зависимости от того, что вы слушаете.
Не менее 7 раз.
Аудиальное конструирование. А теперь потренируемся придумывать что-то свое. Представьте:
1. Как бы ваш знакомый(ая) рассказал стихотворение “Идет бычок, качается...” (или любое другое, которое вы не слышали в его исполнении).
2. Как звучит флейта под шум моря.
3. Как звучит ваша фамилия, произнесенная задом наперед.
После того, как у вас это будет хорошо получаться, можно попробовать:
1. Как ваш знакомый читает то же самое стихотворение, когда ему грустно, весело, интересно, радостно, он удивлен или взволнован.
2. Добавьте инструментов – как звучит небольшой симфонический оркестр под шум моря.
3. Как ваши знакомые произносят вашу и свою фамилию задом наперед.
Старайтесь здесь также не напевать и не произносить про себя, а именно слышать в голове. Но это как у кого получится...
Не менее 5 раз.
Кинестетика. Кожная чувствительность. “Осознание”. Возьмите несколько кусочков материи и попробуйте определить, чем они отличаются.

При этом желательно, чтобы вы четко перечислили эти различия. Помните, что нужно описать не впечатление, а то, как оно было получено. Один материал не болееприятный, а мягкий и теплый на ощупь.
Чем ткани могут различаться:
1. толстая или тонкая;
2. мягкая или жесткая;
3. гладкая или ворсистая;
4. плотная или рыхлая;
5. шелковистая или шершавая;
6. по типу плетения и т.п.
Работать можно не только с кусками ткани или различными частями одежды (рубашка, свитер, майка, носок ...), но и с различными бумажками или кусочками дерева.
Не менее 7 раз.
“Выбор”. Возьмите 5-6 одинаковых по размеру кусочков различной бумаги, более-менее похожих друг на друга, и попробуйте не глядя определять их. Для этого можно на них написать цифры.
Не менее 7 раз.
“Игра в слепых”. Возьмите по маленькой щепотке крупинок нескольких видов: пшена, гречки, риса, мака, – что найдется, главное, чтобы вся кучка свободно умещалась под одним пальцем. Попробуйте с закрытыми глазами сказать, сколько крупинок сейчас под пальцем, но не перебирая их, не пересчитывая поштучно, а определяя сразу наощупь.
Нормально – отличать количество от 1 до 7.
“Игра в шулеров”. Возьмите несколько кусочков плотной бумаги и пронумеруйте их, накалывая или процарапывая цифру иголкой. Попробуйте также геометрические фигурки или разное количество точек.


“Краски”. Точно так же, возьмите 4-5 кусочков одной и той же бумаги и раскрасьте их разными типами красок: карандаш, ручка, фломастер, гуашь. Ваша задача – определить их наощупь.
Кинестетика. Внутренние ощущения. “Осознание”. Как вы помните, к внутренним ощущениям относятся как ощущения внутри мышц, так и в желудке или мочевом пузыре.
Вспомните несколько внутренних ощущений и попробуйте описать их в терминах:
1. тепло – холод;
2. дрожь, вибрация;
3. тянущее / давящее ощущение;
4. направление к/от;
5. стоит на месте – двигается;
Не менее 20 минут.
“Взвешивание”. Для этого упражнения желательно иметь более-менее точные весы. Вы кладете предмет в сумку и пробуете определить его вес. А потом проверяете на весах – насколько вы точны.
“Пульс”. Попробуйте ощутить пульс в большом пальце вашей правой руки. Если трудно – можно сначала потереть палец или прижать его к какой-нибудь поверхности.
А теперь последовательно попробуйте ощутить пульс:
1. В указательном пальце правой руки.
2. В среднем.
3. В безымянном.
4. В мизинце.
5. В большом пальце левой руки.
6. В середине ладони левой руки.
7. А теперь попробуйте провести его из ладони левой руки в ладонь правой, через руку, плечи так, чтобы не было перескока. И чтобы ощущение пульса не расползалось, а шло в виде небольшой области размером с монету.
8. Проведите пульс из правой руки по правому боку в указательный палец правой ноги.
9. Вы еще долго можете гонять его по всему телу.
Кинестетика. Мета–ощущения. Вспомните эмоцию или чувство и попробуйте описать его в терминах:
1. Качество: покалывание, тепло, холод, вибрация, расслабление, напряжение...
2. тепло – холод;
3. дрожь, вибрация;
4. тянущее ощущение;
5. стоит на месте – двигается;
6. направление к/от;
Грусть – это теплое тянущее ощущение в плечах, вибрация спереди посередине тела, но не на поверхности кожи, а внутри. Она начинается где-то в горле и распространяется вниз, к солнечному сплетению. И это ощущение, пожалуй, теплое, а вибрация мелкая.
Учтите, что мета-ощущения имеют свойство зарождаться в одном месте, потом передвигаться и становиться постоянными в другом. Так что вы можете попробовать прокрутить их задом наперед и понаблюдать, что получится.
Не менее 7 эмоций.
Кинестетика. Вкус, Запах.
Для тренировки повышения чувствительности вкуса и запаха можно порекомендовать пока только целенаправленное погружение в состояние “только вкус” или “только запах”.
Попробуйте максимально сосредоточиться на запахах, которые вас окружают, на тончайших их оттенках. Представьте, что вы собака, для которой обоняние – это важнейшее из чувств. Весь мир – это запахи, запахи, запахи.

И вы среди них, вы погружаетесь в этот мир ароматов, где каждая вещь, каждый человек, каждый предмет имеет свой собственный неповторимый оттенок запаха, свой исключительный и только ему единственному присущий...
Не менее 20 минут.



Содержание раздела