Метод аутогенной психологической десенсибилизации


И., 1970]. Сознательное усвоение некоторого минимума знаний по вопросам самовоспитания и их безусловное принятие пациентами является вторым необходимым условием эффективности активной психотерапии. Исходя из всего вышеизложенного, можно сказать, что метод самовоспитания органически входит в систему аутогенной тренировки.

В то же время метод самовоспитания имеет много общего с приемами имаготерапии по И. Е. Вольперту. По И. Е. Вольперту, сущность метода имаготера-пии заключается в создании желаемого образа и воспроизведении определенного характера поведения. Этот метод был предложен автором для лечения невротических синдромов различного происхождения, s частности больных, страдающих раздражительностью, изменчивостью настроения, предъявляющих ипохондрические жалобы на неприятные ощущения со стороны внутренних органов. При этом рекомендовалось несколько раз в день по полчаса играть роль спокойного, радостного человека.

Чувства изображаемого лица создаваемого образа рекомендовалось стараться переживать правдиво, искренне. По данным И. Е. Вольперта, уже через 2 3 мес такое поведение становится потребностью, естественным состоянием субъекта.
Повышение под влиянием релаксации аутовнушаемости, формирование активной позиции обучаемых по отношению к своему психофизиологическому состоянию, а также вовлечение специфических механизмов формирования адекватных стереотипов поведения (и отношений) путем их сенсорной (сюжетной) репродукции в аутогенном состоянии позволяют объяснить более высокую успешность применения метода самовоспитания на базе аутогенной тренировки. В комплексе Метод самовоспитания включает следующие приемы: 1) самоизучение, самооценка; 2) переоценка собственной личности; 3) самоанализ и переоценка прошлого,выявление индивидуальных "психологических барьеров"; 4) создание желаемого "образа Я"; 5) формирование индивидуальных формул намерения; 6) использование приемов самоубеждения, самопоощрения и самовнушения; 7) сюжетная сенсорная репродукция поведения "Я образа" в различных ситуациях деятельности и общения; 8) "наложение" стереотипов "Я образа" на реальное поведение в процессе повседневной жизни и деятельности.
Наши исследования показали, что уже через месяц систематического применения метода самовоспитания положительные перемены в личности пациентов отмечают не только они сами, но и их близкие, знакомые, сослуживцы. При этом отмечалась трансформация таких глубоко индивидуальных особенностей, как мимика, речь, походка, стиль общения, руководства и т. д. При самоизучении пациентам целесообразно рекомендовать письменно изложить или оценить некоторые сферы своей психической деятельности, предлагая им в зависимости от конкретных форм нарушений в системе личностной саморегуляции задающие фразы типа: "Я думаю, что большинство моих бед (огорчений, неудач и т. д.) вызваны...", "Самый большой мой недостаток состоит..." и т. п.
Приводим протокол самоизучения пациента Р., 32 лет, учителя истории. Здоров, тревожно-мнительная акцентуация личности.
Он пишет: Я думаю, что большинство моих огорчений вызваны моей неуверенностью. Я никогда ничего не боялся, принцип "как бы чего не вышло" это тоже не то. Просто пока я решался что-либо сделать или сказать, в этом либо отпадала необходимость, либо это делал кто-то другой.

Ко мне все относятся как будто хорошо, но как-то вобще хорошо, без интереса. Я никогда не выступаю на собраниях, редко спорю, хотя имею свою точку зрения. Я всегда опасаюсь, что могу вызвать насмешки даже не потому, что сказал что-то не так, а потому, что вообще заговорил, подал голос.

Уроки я веду хорошо; ученики, как мне кажется, меня любят, но ведут себя на уроках плохо, поэтому мне не нравятся уроки в старших классах. Мне кажется, даже ученики смотрят на меня как на "неполноценного". У нас всего 5 учителей-мужчин в школе, но когда нужен был мужчина на должность завуча, обо мне даже не вспомнили.
На уроке, мне кажется, я говорю хорошо, а при разговоре, особенно с женщинами и старшими, теряюсь... Друзей у меня почти нет, мне кажется, потому что мой внешний вид, неуверенность выражения лица и походки не внушают доверия. Хотя, мне кажется, я мог бы быть хорошим другом...



Иногда у меня бывают, если так можно сказать, "приступы беспокойства", становится так тревожно на душе, даже думаю зачем так жить..., хотя причин для беспокойства особых нет. В эти дни стараюсь как бы и говорить тише,
и ходить медленнее... В мечтах я... часто представляю, как произойдут какие-то необычные обстоятельства и все переменят ко мне отношение..." (приведены отдельные выдержки, общее изложение на 17 тетрадных листах).
Самоотчет того же пациента через 2 мес после систематического применения метода самовоспитания на базе аутогенной тренировки.
"...У меня стало другое выражение лица, даже походка другая, не совсем другая, но почти. Я по-другому смотрю, иначе обращаюсь к людям, по-другому отвечаю на вопросы. Я даже по-иному работаю.

Окружающие иногда смотрят на меня с удивлением и, наверное, шепчутся за моей спиной что же это со мной случилось, но я не обращаю внимания" (занятия AT пациент, как и многие другие, скрывал от знакомых и даже родных).
"Вначале я играл себя „нового" только дома и по дороге на работу. Роль „сильного и уверенного человека" мне не подошла (была рекомендована врачом). Я как-то сам решил, что мне ближе роль „уверенного и жизнерадостного", играю ее с удовольствием, иногда забываю, что играю. Думаю, что самый лучший эффект в ваших упражнениях дают сюжетные розыгрыши в состоянии расслабления. Пользуюсь ими до сих пор...

Моей основной формулой намерения „Я спокоен, уверен в себе и жизнерадостен" пользуюсь постоянно, но уже реже, чем вначале. ...Было бы неплохо организовать в школе факультатив саморегуляции для учеников.
...Стандартные упражнения „тяжести" и „тепла" делаю каждый день перед сном".
Учитывая, что нарушения личностной регуляции составляют основу психоневрологической патологии и входят в структуру многих соматических заболеваний, активное использование метода самовоспитания на базе аутогенной тренировки показано в большинстве случаев, являясь естественным продолжением обучающего курса.
Метод аутогенной психологической десенсибилизации. Термин "сенсибилизация", получивший широкое распространение в аллергологии, пока очень ограниченно применяется в психотерапевтической практике. В наиболее общем виде под сенсибилизацией понимается повышение чувствительности (например, рецепторов) к воздействию каких-то определенных, адекватных или неадекватных раздражителей. Клинические наблюдения позволяют говорить о том, что сенсибилизация может проявляться не только на уровне рецепторов или отдельных анализаторов, но и на психическом и поведенческом уровне, обнаруживая все признаки "психоаллергического процесса". Десенсибилизация при аутогенной тренировке направлена наликвидацию или ослабление чувствительности к пси-хотравмирующим воздействиям.

Приведем пример из наших наблюдений.
Пациент Н., завуч поселковой школы, 29 лет, женат, имеет ребенка, проживает с родителями. Из анамнеза: год назад в связи с болями в области сердца находился на обследовании в кардиологическом стационаре. Отклонений в состоянии здоровья выявлено не было.



Перед выпиской играл в шахматы с соседом по палате. Во время игры партнер внезапно скончался от остро развившегося кардиогенного шока. После нескольких минут оцепенения Н. выпрыгнул из окна (первый этаж) и в пижаме убежал домой.
Таким образом, первичное развитие заболевания шло по типу аффекта, однако в дальнейшем приобрело характер "психоаллергии".
Через некоторое время Н. стал замечать, что малейшее, даже косвенное, упоминание в разговоре, кинофильме, книге слова "смерть" вызывает у него резкое ухудшение самочувствия, бледность, слабость, потребность лечь, тахикардию и повышение артериального давления.
Указанные явления удерживались в течение нескольких дней. До обращения к нам лечился у невропатолога, кардиолога и гипнолога без существенного улучшения. После ускоренного курса обучения базисным состояниям аутотренинга (6 сеансов гетеротре-нинга только упражнения "тяжести" и "тепла") на фоне релаксации больным самостоятельно проведен двухнедельный курс аутогенной десенсибилизации. Сущность самовоздействия заключалась в многократном образном представлении ступенчато усиливаемого сенсорного образа, вызывающего повышенную психоэмоциональную и вегетативно-сосудистую реакцию.

Усиление аффектогенной эмоциональной окраски сенсорного образа от занятия к занятию рекомендовалось "дозировать" по появлению признаков легкого беспокойства, однако при этом постоянно помнить, что конечной целью этих упражнений является спокойное реагирование на образное представление "той самой ситуации". В качестве отправной точки больному было предложено начать с общих размышлений на тему "Жизнь имеет начало и конец", которые после выхода из аутогенного состояния должны были обязательно вербализироваться. Контрольные собеседования с врачом проводились 1 раз в 3 дня.
В течение 2 нед больным самостоятельно было проведено около 50 сеансов лечебного аутотренинга с последующей вербализацией.



Содержание раздела