Метод отвлечения


До появления выраженной эрекции от половых сношений рекомендовано воздержаться (проведена соответствующая беседа с женой). Полное восстановление сексуальной функции наступило через 15 дней. Метод отвлечения. Если у акцентуированных личностей мы встречаемся с самыми различными видами эмоциональных реакций от явной депрессии до выраженной эйфории, то в клинических вариантах чаще преобладают эмоциональные состояния с отрицательным знаком. При этом, как отмечает К. Leonhard (1981), "наблюдается патологическая зависимость от эмоций с тенденцией к реакциям типа короткого замыкания".

При "застревании" на отрицательных эмоциях бытового или служебного генеза, появлении навязчивого мудрствования ("мысленной жвачки") пациентам рекомендуется переключать мыслительную деятельность и внимание на какие-либо необременительные занятия (днем) или приятные воспоминания (ночью) в сочетании с релаксацией или 4-м упражнением (вызывание ощущения тепла в солнечном сплетении). При этом подчеркивается необходимость оценки собственных психических процессов путем самонаблюдения (интроспекции) для определения их содержания и интеллектуальной оценки значимости стимула, вызвавшего затяжную эмоционально-интеллектуальную реакцию, с последующим мотивированным разубеждением себя в его значимости.
Самоприказ на переключение внимания, в зависимости от индивидуальных особенностей пациентов, рекомендуется давать либо в форме побуждения ("Ну, стоит ли это стольких переживаний?"), либо в императивной форме самоприказа ("Не думать об этом! Есть более важные (интересные, приятные) дела!"). Почти в 50% случаев пациенты используют для переключения внимания в качестве конкурентных сексуальные представления (J.

Volpe специально рекомендует вызывать сексуальные представления для переключения внимания при чувстве страха).
Рассматривая метод отвлечения, необходимо провести четкую грань между понятиями "эмоция" и "переживание", которые еще нередко объединяются, а иногда используются как синонимы. Эмоция всегда бессловесна, а переживание есть вербализованный, интеллектуальный эквивалент эмоциональной реакции. Между этими двумя составляющими интеллектуаль-но-эмоциональной реакции существуют выраженные отношения обратной связи. Чаще всего эмоциональную реакцию нельзя "отменить", но всегда можно воздействовать на ее индивидуальное переживание, рационализировать его, создать конкурентное переживание с положительным знаком, помочь личности в преодолении патологического развития эмоционального состояния.

Механизм этого метода47 связан с одним из основных законов высшей нервной деятельности законом отрицательной индукции. Согласно этому закону, новая доминанта в коре больших полушарий вызывает торможение патологических функциональных очагов, обусловливающих невротические симптомы. Следует отметить, что в ряде случаев само выполнение стандартных упражнений, оказывая общий позитивный эффект, одновременно способствует переключению внимания, играя роль отвлечения.
Аутогенная терапия памяти. Как уже отмечалось, в ряде случаев болезненные переживания и нарушения связаны с прошлым пациента, актуально присутствующим в его сознании в виде мучительных воспоминаний. При этом пациенты часто не только избегают рассказа об имевших место переживаниях (чаще лишь косвенно касаясь их), но даже к их детальной репродукции в представлениях, наедине с самим собой, настроены крайне отрицательно. В подобных случаях мы рекомендуем разъяснять пациентам, что именно мучительные воспоминания являются причиной болезненных нарушений, которые могут пройти только в случае многократного образного их воспроизведения, выполняемого как можно детальнее, с представлением обстановки, времени действия и ситуации при обязательности вербализации.

Чаще всего вербализация болезненных переживаний в состоянии активного бодрствования крайне трудно дается пациентам. Поэтому мы применили метод сенсорной (зрительной) репродукции воспоминаний с их вербализацией в состоянии аутогенного расслабления48. При этом сенсорная репродукция болезненного воспоминания осуществляется пациентом во время аутогенных сеансов 2 3 раза в день, а их вербализация в присутствии врача 1 раз в 3 4 дня. Параллельно используется косвенное внушение, что после вербализации болезненные симптомы исчезнут.



Если во время вербализации пациент начинает плакать, врач ни в коем случае не должен прибегать к утешению, а даже наоборот ("Плачьте и продолжайте рассказ"). Возможно, кому-то из наших читателей это покажется недостаточно гуманным, но такие "психохирургические" вмешательства иногда оказываются единственным путем к выздоровлению.
В ряде случаев сам рассказ о пережитом приносит выраженное облегчение. Содержание таких рассказов часто связано с асоциальными и безнравственными проступками, индивидуальные критерии которых весьма различны. То, что для одного человека может пройти незамеченным, для другого может стать источником нравственных страданий на всю оставшуюся жизнь. Иногда активная вербализация прошлых переживаний (в присутствии врача) оказывается невозможной. Можно предположить, что в этих случаях речь идет уже не о "нравственных преступлениях", а о более серьезных событиях прошлой жизни пациентов.

В отдельных случаях аутогенная стимуляция воспоминаний позволяет определить не выявляемые другими способами причины невротических реакций, актуализация которых иногда оказывает поразительный эффект. Весьма характерно следующее наблюдение.
Пациент В., 37 лет, инженер. По характеру живой, общительный, энергичный, несколько романтического склада. Из анамнеза: 7 лет назад разошелся с женой, по его словам, из-за ее ужасно скандального характера ("крик и сцены по любому поводу"). Год назад женился повторно. Детей не имеет.

В отличие от первой, вторая жена никогда не скандалит, однако при малейших размолвках "начинает молчать", иногда по 2 3 дня не обращаясь к В. и не отвечая на его вопросы. В таких ситуациях у пациента появляется трудно сдерживаемый приступ ярости ("боюсь сам себя", "готов убить жену"). Несколько раз во время ссор бил посуду, сквернословил, чего раньше с ним не случалось. На жену руки не поднимал, но опасается, что это может произойти.

Сопутствующие жалобы нарушение сна, повышенная раздражительность, снижение продуктивности в работе. Вне конфликтных ситуаций отношения в семье характеризует как хорошие, жену любит, боится ее потерять, сексуальную дисгармонию отрицает. От предложения пригласить жену к психотерапевту для консультации отказался. Проведено 6 сеансов гетерогенных тренировок (индивидуально), усвоение упражнений очень успешное.

На 7-м сеансе после выполнения комплексов "Релаксация", "Тяжесть" и "Тепло" пациенту предложенонастроиться на восприятие любых зрительных образов-воспоминаний из его прошлого и одновременно описывать словесно все, что он будет видеть.
Образные представления практически никогда не связываются с настоящим. Они либо "направлены" в будущее (мечты, фантазии), либо обращены к прошлому ("ретроспективная визуализация"). В первом случае эти образы, как уже отмечалось, в определенной степени отражают содержание мотивационной сферы, нереализованные желания, ценностные ориентации и направленность личности; во втором возникающие образы очень часто связаны с аффективными (положительными или отрицательными) переживаниями. При этом, в отличие от вербальных воспоминаний, образные всегда более "размыты", мало дифференцированы, не имеют характерного для речи причинно-следственного логически мотивированного построения.

Сенсорная репродукция образа, представляя собой вариант свободных ассоциаций, позволяет выявлять те образные ассоциации, которые связаны с актуальным (наличным) содержанием психоэмоциональной сферы (доминантными, индивидуально значимыми переживаниями субъекта). В отличие от зарубежных авторов, использующих сходные приемы, мы считаем сохранение врачебной нейтральности в процессе таких сеансов необоснованным, так как в ряде случаев именно участие врача позволяет выявить следы аффективных переживаний. Приводим протокол вербализации сенсорных образов упомянутого пациента В. (слова врача и примечания в описании сеанса выделены курсивом).
"Свет... Очень яркий... Мелькает...49 Теперь как в тумане... Маленький мальчик в шортах... Возле какого-то забора...

Слева... нет справа... от него женщина... Очень высокая... Мальчик что-то говорит ей... Что он говорит?...

Не слышно... Он плачет... А она?... Она не слышит...

Разговаривает с кем-то... С кем?... Его не видно... Пионерский лагерь...

Самолет... Что-то неясное... Горы или город... (молчит). Дальше...



Свадьба... Столы... Калитка... Мальчик возле забора...

Та же девушка... Он ей что-то говорит... А она?...

Не отвечает... Кто этот мальчик?... Не знаю... Лица не видно... Очень плохо...

Кажется... это я... (молчит). Сколько лет мальчику?... Пять... Шесть... А девушке?...

Лет шестнадцать (без паузы) музей какой-то... Картины... Я в музее...

Снова мальчик... Опять музей... Теперь технический...

Высокая гора... Очень быстро мелькает... (молчит). Та же девушка...

Очень сильные ноги... Кто она? Не знаю...



Содержание раздела