В процессе проведения обучающего курса была существенно снижена роль внушения, в том числе косвенного, и увеличено значение индивидуализации ощущений пациентов на основе сенсорной репродукции.
На 1-м занятии, которое выполняют в положении лежа или полулежа в кресле (поза "кучера на дрожках" в этой модификации нами не применялась), пациентам предлагается выполнить "маску релаксации": мягко опустить веки, свести взор кнутри и книзу, язык без напряжения прижимается к верхним зубам, нижняя челюсть слегка отвисает. Затем больные расслабляют мышцы затылка и шеи и предпринимают попытку распространить ощущение расслабления на мышцы туловища и конечностей.
На 2-м занятии выполняются упражнения, направленные на вызывание ощущений тяжести и тепла. В процессе вводной беседы обучаемым подчеркивается, что непременное условие всякого действия это желание его совершенствования. Этот же тезис реализуется в формулах самовнушения, которые задаются врачом и мысленно повторяются пациентами:
Формулы самовнушения, как нетрудно заметить, укорачиваются от фразы к фразе, обеспечивая постепенный переход от мотивированного пожелания к императивному утверждению. В отличие от классической методики и большинства ее модификаций, упражнения, направленные на вызывание ощущений тяжести и тепла, не отделяются друг от друга, а формулы общего успокоения перед ними не применяются.
Целью 3-го занятия является ознакомление больных со специфическими ощущениями аутогенногосостояния, практически не имеющего аналогов в обыденной жизни. В качестве демонстрации используется изменение восприятия фактора времени, обычное для фазовых состояний. После выполнения первых двух упражнений больные приступают к дыхательной гимнастике, которая проводится согласно словесному подсчету врача, осуществляемому в соответствии со следующей схемой:
где числителем показана продолжительность вдоха, знаменателем продолжительность выдоха, и третья цифра обозначает длительность дыхательной паузы. Все упражнение состоит из 19 дыхательных циклов и занимает 5 5,5 мин.
На 4-м и 5-м занятиях ощущения тяжести и тепла вызываются больными самостоятельно на основе сенсорной репродукции и самоприказа. Последовательность выполнения упражнений остается прежней. После выполнения дыхательной гимнастики добавляются формулы-самоприказы, направленные на вызывание ощущения глубинного тепла в животе, построение которых аналогично второму занятию:
6-е занятие направлено на вызывание ощущений тепла в левой руке с его последующей иррадиацией (куда именно, больным не указывается, предоставляя это им самим) или генерализацией. Время выполнения предыдущих упражнений с учетом их усвоения к 6-му занятию несколько сокращается. Затем пациентам предлагается сосредоточить внимание на левой руке и представить, что она опускается в тепловатую воду. При этом подчеркивается, что в данном случае ничего не внушается, а главный акцент делается на воспоминании соответствующих ощущений. Одновременно с увеличением степени погружения руки в воду изменяется и образное представление температурного воздействия : "тепловатая вода теплая приятно горячая".
Большинство больных обычно сообщает об иррадиации ощущений тепла в левую половину грудной клетки. В других случаях иррадиация может иметь самые неожиданные локализации, в определенной степени (с учетом отсутствия внушенных эффектов) выполняя роль диагностического приема и обнаруживая locus morbi: при психогенной импотенции у мужчин часто наблюдается иррадиация в области гениталий, иногда сопровождающаяся ощущениями спонтанной эрекции; "жар в затылке" коррелирует с шейно-корешковым синдромом остеохондроза и т. д.
7-е занятие также направлено на приобретение навыков воздействия на коронарное кровообращение, однако, если в основе 6-го занятия лежит сенсорная репродукция, то 7-е занятие строится на основе идео-моторных упражнений. В процессе 7-го занятия в соответствии с методикой образные представления, составляющие содержание предыдущего занятия, не используются. Обучаемым предлагается представить, что они ритмично сжимают левой рукой теннисный мяч.
Темп движений задается врачом: на вдохе "напряжение", на выдохе "расслабление", избегая малейших проявлений реальных моторных актов. Постепенно темп "движений" увеличивается уже индивидуально каждым обучаемым до пределов возможного. Затем по команде врача они резко прекращаются, и пациентам предлагается путем самонаблюдения установить характер возникающих ощущений. Многие при этом сообщают о чувстве заметной мышечной усталости и выраженном ощущении тепла в левой руке ("рука горит") с иррадиацией в область сердца. Эти упражнения могут провоцировать тахикардию и даже болевые ощущения у ипохондрически настроенных больных и у лиц с органическими поражениями миокарда, поэтому применять их рекомендовалось с осторожностью.
В последующем, учитывая ограниченность показаний и некоторые отрицательные эффекты, мы вообще отказались от использования 7-го упражнения при клиническом применении аутогенной тренировки.
Содержание 8-го занятия составляют упражнения, основанные на хорошо известном физиологическом факте, что ритм дыхания и частота сердечных сокращений до известной степени коррелируют рефлекторно. После предварительного объяснения связей ритма дыхания и частоты сердечных сокращений пациентам предлагается, используя пальпаторный контроль пульса, "подстроить" темп дыхания к пульсу в соотношении 4 или 6 к 1. Затем по команде врача пациенты несколько раз ускоряют и замедляют дыхание, одновременно контролируя динамику частоты сердечных сокращений. Этот прием осваивают, как правило, не более 60% пациентов; в 14% случаев при его выполнении нами наблюдалось появление болей в сердце.
В связи с отмеченными отрицательными эффектами так же, как и предыдущее упражнение, 8-е занятие должно весьма осторожно применяться в клинических условиях, а у больных, страдающих кардиофобией, является, безусловно, противопоказанным. В процессе 8-го занятия большинство пациентов отмечают, что регуляция частоты сердечных сокращений гораздо легче реализуется в сторону замедления, что является еще одним подтверждением "ваготропности" приемов аутотренинга.
9-е занятие по своему целевому предназначению соответствует 6-му упражнению классической методики I. Schultz ("Мой лоб слегка прохладен"). Оно выполняется пациентами после краткого повторения программы предыдущей тренировки на фоне "маски релаксации". Больные выполняют два-три в меру энергичных вдоха через рот в целях охлаждения слизистой, что отчетливее всего ощущается на языке.
Далее следует обычное носовое дыхание, однако смена ощущений прохлады (на вдохе) и тепла (на выдохе) сохраняется. При длительной (1 Р/г мин) фиксации внимания на этом ощущении оно начинает иррадиировать в верхнюю часть лица (лоб, окружность глазниц, щеки). Одновременно, как правило, появляются чувство свежести в голове и ясность мысли. Как было отмечено еще I. Schultz, это упражнение обладает стойким транквилизирующим воздействием и купирует вазомоторные головные боли.
Однако назначение его больным должно быть строго индивидуальным, так как, по нашим данным, в 9,2% случаев пациенты вместо ослабления или купирования головных болей испытывают их усиление. X. Клейнзорге и Г. Клюмбиес рекомендуют в этих случаях "перенести" фиксацию внимания на фазу выдоха и вызвать образные представления тепла ("прохладная ванна с теплым компрессом на лбу").
9-м занятием заканчивается курс репродуктивной тренировки первой ступени. На 10-м занятии больным излагаются и демонстрируются приемы моделирования настроения с помощью сенсорных образов-ассоциаций. Например, врачом задаются ключевые слова "оранжевый апельсин". Больным предлагается мысленно повторять их, не вдумываясь в смысл.
После нескольких мысленных повторов в воображении пациентов неизбежно возникает более или менее четкий зрительный образ оранжевого апельсина часто нереально больших размеров. Затем врач "подсказывает" цепь последовательных ассоциаций, ключевым словом в которых является "оранжевый" (цвет): солнечный свет, песок на пляже, поле ромашек и т. п. Посредством выбранного слова создается фон, затем образ и ситуация, которые "окрашиваются", "озвучиваются". Больным предлагается вжиться в специфические сенсорные ощущения, моделирующие определенную эмоциональную гамму, при этом часто отмечаются соответствующие изменения настроения.
Если концентрация на "оранжевом" приводит, как правило, к повышению настроения, то концентрация на "зеленом" (лист луг свет) оказывает седативный эффект.