III заключительный.
Выполняется повторное врачебное обследование, дается задание на домашние занятия лечебной гимнастикой и аутогенной тренировкой, выдается памятка с формулами самовнушений.
Эта методика апробирована ее авторами при лечении 75 детей в возрасте 6 14 лет, страдающих различными формами психоневрологической патологии (контрольная группа 45 детей с такими же заболеваниями). По данным авторов, применение аутогенной тренировки в комплексной психотерапии способствовало более выраженным положительным результатам лечения. В частности, у 81 % детей, страдающих заиканием, улучшилась речь (в контрольной группе у 36%); у 67% снизились, а у 22% полностью прошли навязчивые движения (в контрольной группе 51 %); у 94 % нормализовался ночной сон, исчезли страхи, тревожность, замкнутость и невротическая анорексия (в контроле 73 %); урежение энуреза отмечалось в опытной группе у 98% детей против 82% в контрольной группе.
Сравнивая результаты психологического обследования до и после лечения, авторы отмечают, что в группе детей, применявших аутогенную тренировку, более выраженным было повышение результатов по интеллектуальным тестам.
При психотерапии детей нужно чрезвычайно внимательно относиться к изучению родителей (обязательно обоих). В отдельных случаях целесообразно провести их специальное обследование. Опыт показывает, что в целом ряде случаев психоневрологическая патология у детей связана с недостатками воспитания, особенностями характера и поведения родителей, с постоянной психотравматизацией в семье, о которых ребенок уже в 6 7 лет стыдится сказать правду врачу.
В этих случаях путь к здоровью ребенка лежит не только через социально-гигиенические или психолого-педагогические мероприятия, а в гораздо большей степени требует проведения специальных корригирующих психотерапевтических курсов с родителями. И в этом плане пока остается только сожалеть, что в отечественной и зарубежной практике отсутствует опыт обучения и применения аутогенной тренировки в составе семьи.
Уделяя огромное внимание ранней, в том числе пренатальной, диагностике и лечению наследственныхсоматических заболеваний, мы до сих пор в очень малой степени и чаще лишь в теоретическом плане (за исключением грубой психиатрической патологии) признаем наследование черт темперамента и характера, которые, суммируясь с факторами ближайшего социального окружения и воспитания, могут обусловливать патологическое развитие личности.
АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА ВЫСШИХ СТУПЕНЕЙ
С точки зрения современных представлений, введенное Шульцем разделение аутогенной тренировки на "низшие" и "высшие" ступени (или, соответственно, АТ-1 и АТ-2) является в значительной степени условным. Если упражнения первой ступени создавались преимущественно в целях воздействия на вегетативно-соматические функции, то, приступая к созданию АТ-2, Шульц ставил задачу оптимизации высших психических функций и коррекции личностных нарушений. Рекомендуемые автором приемы требуют чрезвычайно длительного обучения, часто не имеют достаточной научной обоснованности, в значительной степени заимствованы из религиозной системы йогов и практики психоанализа.
В связи с этими причинами упражнения высшей ступени не получили широкого распространения в лечебной практике и представляют скорее исторический интерес.
В то же время следует отметить, что отдельные элементы АТ-2 входят в большинство современных модификаций аутогенной тренировки.
Аутогенная медитация по I. Schultz. Основу АТ-2 составляет аутогенная медитация (meditation англ., размышление, созерцание), само наименование которой явно указывает на связь с представлениями йогиз-ма. Сущность этого приема заключается в последовательной тренировке процессов воображения (или, как сейчас иногда говорят, имаженитивных свойств личности), на основе которых в последующем осуществляются образное представление и нейтрализация аффективных переживаний.
По Schultz, приступать к аутогенной медитации можно лишь после отличного усвоения базисных упражнений, критерием которого является способность быстро "входить" (за 2030 с) и удерживать себя в состоянии аутогенного погружения27 в течение часа и более. В абсолютном большинстве случаев в состоянии пассивной концентрации у пациентов возникают различные сенсорные ощущения (аутогенные разряды), среди которых особое значение придается визуальным феноменам, т. е. обла-кообразным, в той или иной степени структурированным, окрашенным и черно-белым, статическим и динамическим зрительным образам, спонтанно возникающим при закрытых глазах. Тренировки пассивной концентрации являются подготовительным этапом к аутогенной медитации и, по Schultz, должны продолжаться около 8 мес.
Основная задача шестого этапа состоит в "нейтрализации" возникающих значимых образов, что, как считал I. Schultz, способствует купированию прошлых аффектов.
Седьмое упражнение, или "ответ бессознательного", завершает комплекс аутогенной медитации. Овладев способностью к визуализации образов, обучаемый обращается сам к себе с вопросами, ответы на которые даются "не им самим" в виде вербализованных мыслей, а "подсказываются" спонтанно возникающими образами, которые затем вербально интерпретируются. Наиболее часто (в состоянии пассивной концентрации) ставятся вопросы: "Кто я такой?", "Чего я хочу?", "В чем моя главнейшая проблема?" и т.