А в правый нижний угол помести маленький образ Гармоничной Ольги (Я-образ). Ты смотришь на образ шоколадки, потом резко образ Гармоничной Ольги вырастает и заслоняет образ шоколадки. Ты отвлекаешься. Смотришь по сторонам комнаты… - Представь, что перед тобой телеэкран. У тебя в руках пульт. По первой программе тебе показывают образ большого пирожного (триггер), а по второй – Счастливую Елену. Попробуй, ты можешь очень быстро переключаться между этими образами.
Также на пульте есть кнопка выключения телевизора. Ты на нёё нажимаешь – экран гаснет. Попробовала.
Теперь, что ты делаешь. Я сначала расскажу, а потом ты сделаешь. Ты включаешь первый канал, смотришь на большое пирожное, потом быстро включаешь второй канал, смотришь на Счастливую Елену, потом выключаешь телевизор. Потом опять. Первый канал – переключаешь – второй канал – выключаешь телевизор.
Так нужно сделать пять – семь раз.
Ну и тому подобное.
Проверка работоспособности
Сделали – надо проверить, работает или нет. Если сработало – человек автоматически сворачивает на объездную дорогу. Видит ключ – автоматически запускает новую стратегию.
- Представь себе образ ключа (руки с сигаретой, шоколадки, большого пирожного). Что с ним происходит?
- Он тает.
- Я не могу его удержать.
- Как только представлю, вместо него возникает образ нового себя.
Следующий вариант – поведенческая проверка. Предложите человеку закурить, съесть шоколадку, представить себе стол с едой. И калибруйте его состояние. Если он зависает, не может поднести сигарету ко рту, вставляет её в рот – но не знает, что там с ней делать – скорее всего, всё работает.
Спросите, что он испытывает, как изменилось его поведение.
- Меня совершенно не тянет курить. То есть я могу взять сигарету в рот, но ощущения от нее, как от любого другого нейтрального предмета. С тем же успехом можно ручку в губах зажать.
- Когда я беру в рот сигарету, у меня тут же возникает состояние перекурил. Чуть ли не до рвоты.
- Я даже не могу сигарету поднести ко рту. Рука застывает, и я не могу двинуть ею дальше.
- Я беру в руку шоколадку, но снять с неё обёртку что-то мешает.
- Я откусила шоколад, но он совершенно безвкусный. Я не могу это объяснить, но он стал совершенно неинтересным.
По шагам. 0. Намерение и вторичные выгоды.
Вначале нам нужно найти намерение и вторичные выгоды проблемного поведения. Для выяснения намерения вы задаёте вопросы:
- Зачем ты это делаешь?
- Что тебе это даёт?
Для выяснения вторичных выгод вы задаёте вопросы:
- Что ещё ты от этого получаешь?
- Для чего ещё ты это используешь?
Потом вы выясняете, что получит человек от нового состояния.
- Зачем ты хочешь прекратить это?
- Что тебе даст твое новое состояние?
Проверьте экологию:
- Это изменение может тебе как-то навредить в жизни?
- Согласен ли ты с этой потерей?
- Как ты можешь компенсировать или уменьшить эти потери?
1. Определение визуального ключа.
Для того, чтобы можно сделать взмах, нам нужно определить либо триггер, либо образ, который обязательно присутствует в процессе.
Для того, чтобы выяснить триггер, задаются вопросы:
- Как ты узнаёшь, что пора начать делать это?
- Что тебя заставляет делать это?
Если вы не смогли найти триггер, вам может быть достаточно образа, который обязательно присутствует в ситуации. Например:
![]() |
Критерии - Я-образа- : 1.отражает способности и качества человека, а не поведение; 2.обладает способностью создавать новые варианты поведения (гибкость); 3.диссоциирован от клиента; 4.имеет размытый фон; 5. нравится клиенту. |
3. Замена.
Теперь замените эти две картинки.
A. Представьте образ ключа (ассоциированная картинка с образом проблемного поведения.)
Вот, смог.
Это всё?
- В основном, да.
А не в основном?
- Женщинам буду больше нравиться! (Интенсивная положительная невербальная реакция).
- Итак: здоровье, самоуважение, уважение на работе, привлекательность для женщин. Так?
- - Так. Только я бы сказал, не самоуважение, а уважение себя. Самоуважение - это несколько другое.
Хорошо: здоровье, уважение себя, уважение на работе, привлекательность для женщин?
- Да!
Отлично. А теперь немного о другом. Женя, зачем ты куришь.
Что тебе это даёт?
- Да вроде ничего особо не даёт.
Если бы совсем ничего не давало, ты бы наверно и не курил бы. Давай подумаем, если ты это делаешь, зачем-то тебе это нужно.
- Привычка, я думаю.
Но любая привычка что-то даёт. Например, люди грызут ногти, чтобы успокоиться, а чистят зубы по вечерам, чтобы чувствовать себя лучше и чтобы зубы были здоровыми. А ты для чего куришь?
- Ну, если подумать… Во-первых, это возможность расслабиться. Во-вторых, время разбить. Закончил дело, вышел, покурил и хорошо.
Для чего ещё? Наверно раньше было самоутверждение, но сейчас это уже не важно. Вроде бы всё.
Итак, ты куришь для того, чтобы расслабиться и время разбить?
- Да. (Неуверенно).
Давай подумаем ещё. Что ещё тебе это даёт? Самоутверждение?
- Нет. (Когруэнтно).
Может это возможность познакомиться: вышел в курилку и познакомился. Или способ отвлечься.
- А, да. Наверно это способ получить удовольствие. Иногда выйдешь на балкон, чашка кофе, сигарета…
Итак, расслабиться, разбить время, удовольствие?
- Да! (Конгруэнтно).
- Хорошо. Давай подумаем, а как по-другому ты можешь получать расслабление, удовольствие и разбивать время? Нам нужно для каждой потребности найти не менее трёх новых способов.
- - Расслабляться. Так. Могу полежать, сходить в душ. Ещё можно почитать что-нибудь лёгкое, газету или детектив. В игрушку компьютерную простенькую сыграть.
За окно посмотреть – у нас на роботе там улица. Довольно забавно на людей смотреть.
Для того, чтобы расслабиться ты можешь: полежать, сходить в душ, сыграть в простенькую компьютерную игрушку, посмотреть за окно?
- Да. Так, удовольствие… Ну, тоже почитать, в душ сходить. Кино посмотреть. Поболтать с кем-нибудь.
Порисовать – я рисовать люблю.
Замечательно. Для того, чтобы расслабиться, ты можешь: почитать, сходить в душ, поболтать, порисовать?
- Ещё можно прогуляться с женой, в кафе с ней зайти или в ресторан. А с чашкой кофе на балкон и без сигареты можно выйти.
Хорошо. Теперь как ты можешь другим способом разбивать время?
- Если на работе – тоже сыграть в игрушку. За окно посмотреть. Ещё можно встать и сделать пару упражнений.
Наклониться, присесть.
Для того, чтобы разбить время: сыграть в игрушку, посмотреть за окно, сделать несколько упражнений.
- Да, наверно всё.
Хорошо. Давай тогда договоримся. Я обязуюсь помочь убрать тебе тягу к курению, но за это нужно заплатить.
Временем, усилиями. Ты готов?
- М-м-м. Да!
Хорошо. Что ты больше всего не любишь делать?
- Скандалить.
А из того, что ты контролируешь.
- Пылесосить не люблю. Возиться с этой штукой…
Отлично. Давай договоримся так. Я помогаю тебе убрать тягу к курению, а ты обязуешься.