ПРЕДИСЛОВИЕ
Человек не один существует в этом мире. Каждодневно, сталкиваясь с другими людьми, он должен согласовывать, увязывать свою личность с личностями его окружения, строя на этом свои взаимоотношения в профессиональной деятельности, бизнесе, учебе, личной жизни. А для этого надо понимать людей, т. е. разбираться в их психологии, знать, на что они способны, уметь спрогнозировать их реакции, действия, поступки.
Но не менее важно иметь правильное представление о себе самом. Познай себя,- говорили древние.
Познание самого себя - весьма интересное занятно. Цель предлагаемой книги - помочь постичь свою сущность, осознать себя личностью с присущими ей индивидуальными особенностями, научить правильно строить свои отношения на работе и дома. Психологи считают, что, чем больше мы будем знать о себе, тем лучше поймем других.
Используя наши тесты, вы сможете составить свой психологический портрет. Если полученные результаты вас недостаточно устраивают,- совершенствуйтесь, достигайте изменений путем саморегуляции, повышения психологической компетентности.
Во многих заданиях сформулированы вопросы, которые мы редко задаем друг другу и себе. Вопросы часто необычные, весьма острые, иногда болезненные. Анализ своих ответов - первый шаг к самосовершенствованию, возможность систематизировать собственные представления о психологии человека.
Для работы с психологическими заданиями необходимы тетрадь и карандаш. В тетрадь вы выписываете номера вопросов или утверждений, проставляя рядом с ними варианты ответов. Хотелось бы предупредить: вначале выполните задание и только потом смотрите расшифровку (ключ) ответов к нему. Избегайте установки только на хорошие ответы, старайтесь быть искренними. Особое внимание обратите на уроки психотренинга и психологические версии.
Во многом они помогут вам изменить себя в лучшую сторону, повысить свою психологическую культуру. Не спешите выполнить сразу большое количество заданий. Выберите для работы свободное время, создайте спокойную обстановку. При желании обсудите полученные результаты с друзьями и близкими.
Дерзайте!
ОБРАЗ ЖИЗНИ. ДВИЖЕНИЕ. ЗДОРОВЬЕ
ИСТОКИ ЗДОРОВЬЯ
По-видимому, в мире нет человека, который рано или поздно не задумывался бы о своем здоровье. К сожалению, взрослые люди часто начинают всерьез относиться к нему лишь тогда, когда оно дает о себе знать. Впрочем, не все.
Условно можно выделить две противоположные группы людей: одна в заботе о здоровье видит основу своего существования, другая, рассуждая по принципу рано или поздно все там будем, полностью снимает с себя ответственность за свое здоровье.
Замечено, что отношение взрослых к своему здоровью во многом связано с определением смысла существования, жизненных целей, с наличием идеалов, ценностей, причем не любых, а способствующих прогрессивному развитию личности. Все это необходимо как основа выживания, физического и психологического здоровья.
Приведенные ниже тесты помогут читателям определиться в своем отношении к здоровью.
Тест
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ ЧЕЛОВЕКА
Психологический возраст часто не совпадает с биологическим. Всем известны выражения молод душой или юный старик.
С помощью предлагаемого теста можно самостоятельно оценить различные периоды своей жизни, включая прошлое и перспективы, и определить собственный психологический возраст. Для этого надо внимательно прочитать наши рекомендации, выполнить задание, получить результат и ознакомиться с его интерпретацией.
Представьте себе мысленно всю свою жизнь - прошлое, настоящее, потенциальное будущее. Как вы думаете, до какого возраста вы доживете (дайте более или менее реальную оценку, постарайтесь правильно оценить все обстоятельства)?
В табл. 1 обведите кружком число, соответствующее указанному вами возрасту (с точностью до 5 лет). А теперь попытайтесь оценить каждое пятилетие вашей жизни по степени насыщенности важными для вас событиями: какими-либо изменениями в природе и обществе, вашем внутреннем мире (мыслях, чувствах, переживаниях), состоянии вашего здоровья, в семье, на работе, в учебе, в отношениях с друзьями и т. п. Сначала оцените насыщенность первого пятилетия (до 5 лет), поставив знак плюс (+) в соответствующей клетке таблицы (10 баллов - максимальная степень насыщенности, 1 балл - минимальная).
Возрастной интервал, лет |
Степень насыщенности важными событиями в баллах |
|||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|
До 5 |
||||||||||
6-10 |
||||||||||
11-15 |
||||||||||
16-20 |
||||||||||
21-25 |
||||||||||
26-30 |
||||||||||
31-35 |
||||||||||
36-40 |
||||||||||
41-45 |
||||||||||
46-50 |
||||||||||
51-55 |
||||||||||
56-60 |
||||||||||
61-65 |
||||||||||
66-70 |
||||||||||
71-75 |
||||||||||
76-80 |
||||||||||
81-85 |
||||||||||
86-90 |
||||||||||
91-95 |
Аналогичным образом оцените насыщенность остальных пятилетий, как прошлых, так и будущих, вплоть до отмеченного возраста.
Внимание! Каждое пятилетие обязательно должно иметь оценку насыщенности и только одну!
Вы выполнили задание полностью? Теперь можете определить свой психологический возраст, обратившись к ключу на с. 59.
Тест
КАК ВЫ БЕСПОКОИТЕСЬ О СВОЕМ ЗДОРОВЬЕ?
На предлагаемые вопросы ответьте да или нет.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ВЕРСИИ:
РИТМ ЖИЗНИ
Ученые утверждают: ритм жизни человека схож с ходом будильника, он так же цикличен. А циклы зависят от фаз Луны, от многих явлений природы. Хрональная биология установила, что все органы человека, его мозг, тело, душа подчиняются от рождения до смерти трехкратному циклу. Трижды в день наступает отлив и прилив физических сил.
Трижды наступает усталость. И настроение твое, хочешь не хочешь, подчинено счету три. Хронобиологи на Западе сегодня работают над практическими рекомендациями, связанными с профессиональной деятельностью человека, с его отдыхом, бытом - любыми жизненными ситуациями.
Так, школьникам хронобиологи советуют лучше всего готовить уроки с 16 часов 30 минут до 18 часов. Все важнейшие дела на работе лучше решать с 10 до 12 часов утра - это время, когда будильник в человеке стучит на полную катушку и физические возможности можно употребить на благо профессии.
Запомните, что у каждого из нас внутри часы, и грамотнее всего именно по ним определять, что лучше делать сейчас, а что отложить на потом.