б) Во второй половине дня.
а) От утреннего чая или кофе;
б) От вечернего чая.
а) Очень легко;
б) Достаточно легко;
в) Трудно;
г) Остаются без изменений.
а) Более чем на 2 часа;
б) На 1-2 часа;
в) Меньше чем на 1 час;
г) Как обычно.
Зафиксировав время, в течение которого вам удалось простоять, сохраняя равновесие, сверьте его с табл. 5. Удовлетворительными считаются результаты, приведенные ниже.
Таблица 5
Возраст, лет |
Время, с |
8 |
8,3 |
9 |
10,8 |
10 |
12,7 |
И |
14,4 |
12 |
15,5 |
13 |
16,9 |
14 |
17,7 |
15 |
17,8 |
Старше 15 |
20,4 |
А теперь предложим несколько упражнений-тестов:
Если все упражнения удалось выполнить легко и четко, значит, вестибулярный аппарат функционирует нормально. Если же вы не справились с упражнениями и при этом возникли головокружение, тошнота, это свидетельство того, что вестибулярный аппарат нуждается в тренировке.
Самым эффективным средством в таких случаях являются занятия физкультурой, спортом. Особенно полезны вращения туловища и головы, наклоны головы вперед, в стороны, бег с изменением темпа и внезапными остановками, прыжки с поворотом на 45, 90, 180 градусов. Рекомендуются также упражнения, тренирующие способность поддерживать равновесие тела, например с опорой на одну ногу (ласточка), танцевальные движения (вальс).
Очень хороший эффект дают регулярные занятия ритмической гимнастикой, баскетболом, теннисом, плаванием, катание на коньках.
Для пассивной тренировки вестибулярного аппарата можно использовать и различные аттракционы: качели, карусели, чертово колесо. Выбрать способ тренировки и определить степень нагрузки вам помогут оториноларинголог и специалист по лечебной физкультуре.
Тест
ПРОВЕРЬТЕ СВОЮ СЕНСОМОТОРНУЮ КООРДИНАЦИЮ
1. Проведите карандашом с помощью линейки две прямые параллельные линии длиной 30 сантиметров на расстоянии 2 миллиметра друг от друга. Шариковой ручкой постарайтесь не более чем за 15-20 секунд провести между ними линию без помощи линейки.
Если она коснется верхней или нижней границы всего 2-3 раза, - результат хороший, 4-10 раз - средний, больше 10 - неудовлетворительный (рис. 3).
На отрезке параллельных линий стрелками обозначены места касания. Учитывая, что на отрезке в 10 сантиметров уже сделано три касания, можно предположить, что окончательный результат будет соответствовать средней сенсомоторной координации.
2. Усложним условия первого задания: придайте двум параллельным линиям (расстояние между ними и длина такие же) вид, напоминающий пилу с зубьями высотой 3 сантиметра и углом 45 градусов (рис. 4). За 15-20 секунд проведите между ними линию. Почти наверняка она где-то выйдет за границы пилы.
Измерьте каждый такой отрезок. Если в сумме длина всех отрезков не превысила 1 сантиметра - результат хороший, 2 сантиметров - средний, более 2 - неудовлетворительный.
На фрагменте пилообразных параллельных линий кругами обведены места касаний, которые в сумме составляют 2,5 сантиметра, что свидетельствует о неудовлетворительной сенсомоторной координации.
3. Проведите карандашом на бумаге с помощью линейки прямую линию и линию-пилу (высота зубьев 3 см, угол 45 градусов) длиной 30 сантиметров каждая (рис. 5). Теперь за 15-20 секунд проведите по этим линиям шариковой ручкой, но уже без линейки.
Если вы отклонились от них не более 5 раз, а общая длина холостого пробега ручки не превысила 2 сантиметров, то с заданием вы справились хорошо; 10 отклонений и 3,5 сантиметра - средне; если эти цифры еще выше, то неудовлетворительно.
Общая длина линии, вышедшей за пределы данной схемы (заштрихованные участки), не превысила 2 сантиметров, а количество отклонений равняется пока 2, значит, окончательный результат может быть хорошим.
4. Нарисуйте циркулем 10 кружков диаметром 5 миллиметров на расстоянии около 2 сантиметров друг от друга (рис. 6). В течение 20 секунд, переходя от кружка к кружку справа налево, ставьте в каждом по точке.
Пройдите весь ряд кружков (с 1 до 10) и начинайте снова. Если за это время вы успеете поставить 60 точек, промахнувшись не более 10 раз, у вас хорошая сен-сомоторная координация; при результате 50 точек и 15 промахов - средняя, при других результатах - неудовлетворительная .
За 20 секунд в каждом кружке или около него поставлено по 6 точек. Если допустить, что столько же точек и в 5 недорисованных кружках, то общее их количество будет равняться 60, Это могло бы характеризовать сенсомоторные способности как хорошие. Однако если для 5 кружков отмечено большое количество промахов (8) - это говорит о средней сенсомоторной координации.
Развить сенсомоторную координацию помогут следующие упражнения.
В течение 1 минуты сжимать и разжимать пальцы рук, постепенно ускоряя темп до предельного, затем также постепенно замедлять его до полной остановки (рис. 7, а).
Все эти упражнения можно выполнять и сидя. Дыхание произвольное.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ВЕРСИИ:
ДЕСЯТЬ ФАКТОВ О МОЗГЕ