Как у вас развито чувство равновесия


б) Во второй половине дня.

  1. От чего вы могли бы отказаться с большей легкостью?

а) От утреннего чая или кофе;
б) От вечернего чая.

  1. Насколько легко нарушаются ваши привычки, связанные с принятием пищи, во время каникул или отпуска?

а) Очень легко;
б) Достаточно легко;
в) Трудно;
г) Остаются без изменений.

  1. Если рано утром предстоят важные дела, насколько времени раньше вы ложитесь спать по сравнению с обычным распорядком?

а) Более чем на 2 часа;
б) На 1-2 часа;
в) Меньше чем на 1 час;
г) Как обычно.

  1. Насколько точно вы можете оценить промежуток времени, равный минуте (попросите кого-нибудь помочь вам в этом испытании)?



а) Меньше минуты;
б) Больше минуты. Результаты вы найдете на с. 67.
Тест
КАК У ВАС РАЗВИТО ЧУВСТВО РАВНОВЕСИЯ
Это можно проверить с помощью нескольких тестов.
Стоя на одной ноге (руки на поясе), другую ногу согните в колене и, развернув ее в сторону, прижмите пятку к внутренней поверхности коленного сустава опорной ноги. Зафиксируйте это положение, закройте глаза и включите секундомер (лучше, чтобы время отмечал кто-нибудь другой, но можно это сделать и самому). Выключите секундомер тогда, когда вы потеряете равновесие (опорная нога сдвинется с места либо изменит положеие согнутая нога).

Зафиксировав время, в течение которого вам удалось простоять, сохраняя равновесие, сверьте его с табл. 5. Удовлетворительными считаются результаты, приведенные ниже.
Таблица 5

Возраст, лет
Время, с
8
8,3
9
10,8
10
12,7
И
14,4
12
15,5
13
16,9
14
17,7
15
17,8
Старше 15
20,4

А теперь предложим несколько упражнений-тестов:

  1. Стопы на одной линии, пальцы левой ноги упираются в пятку правой, руки на поясе. Стоять с закрытыми глазами 15 секунд (рис. 2, а).
  2. Стоя на носках, руки на поясе. Быстро наклоняйте голову вправо-влево 10 раз в каждую сторону (рис. 2, б).
  3. Стоя на носках, руки на поясе. Быстро наклоняйте голову вперед-назад 10 раз туда и обратно (рис. 2, в).
  4. Стопы на одной линии, пальцы левой ноги упираются в пятку правой, руки на поясе. Выполнять наклоны туловища вправо-влево 5-б раз в каждую сторону (рис. 2, г).


Если все упражнения удалось выполнить легко и четко, значит, вестибулярный аппарат функционирует нормально. Если же вы не справились с упражнениями и при этом возникли головокружение, тошнота, это свидетельство того, что вестибулярный аппарат нуждается в тренировке.
Самым эффективным средством в таких случаях являются занятия физкультурой, спортом. Особенно полезны вращения туловища и головы, наклоны головы вперед, в стороны, бег с изменением темпа и внезапными остановками, прыжки с поворотом на 45, 90, 180 градусов. Рекомендуются также упражнения, тренирующие способность поддерживать равновесие тела, например с опорой на одну ногу (ласточка), танцевальные движения (вальс).

Очень хороший эффект дают регулярные занятия ритмической гимнастикой, баскетболом, теннисом, плаванием, катание на коньках.
Для пассивной тренировки вестибулярного аппарата можно использовать и различные аттракционы: качели, карусели, чертово колесо. Выбрать способ тренировки и определить степень нагрузки вам помогут оториноларинголог и специалист по лечебной физкультуре.
Тест
ПРОВЕРЬТЕ СВОЮ СЕНСОМОТОРНУЮ КООРДИНАЦИЮ
1. Проведите карандашом с помощью линейки две прямые параллельные линии длиной 30 сантиметров на расстоянии 2 миллиметра друг от друга. Шариковой ручкой постарайтесь не более чем за 15-20 секунд провести между ними линию без помощи линейки.


Если она коснется верхней или нижней границы всего 2-3 раза, - результат хороший, 4-10 раз - средний, больше 10 - неудовлетворительный (рис. 3).


На отрезке параллельных линий стрелками обозначены места касания. Учитывая, что на отрезке в 10 сантиметров уже сделано три касания, можно предположить, что окончательный результат будет соответствовать средней сенсомоторной координации.
2. Усложним условия первого задания: придайте двум параллельным линиям (расстояние между ними и длина такие же) вид, напоминающий пилу с зубьями высотой 3 сантиметра и углом 45 градусов (рис. 4). За 15-20 секунд проведите между ними линию. Почти наверняка она где-то выйдет за границы пилы.



Измерьте каждый такой отрезок. Если в сумме длина всех отрезков не превысила 1 сантиметра - результат хороший, 2 сантиметров - средний, более 2 - неудовлетворительный.
На фрагменте пилообразных параллельных линий кругами обведены места касаний, которые в сумме составляют 2,5 сантиметра, что свидетельствует о неудовлетворительной сенсомоторной координации.
3. Проведите карандашом на бумаге с помощью линейки прямую линию и линию-пилу (высота зубьев 3 см, угол 45 градусов) длиной 30 сантиметров каждая (рис. 5). Теперь за 15-20 секунд проведите по этим линиям шариковой ручкой, но уже без линейки.

Если вы отклонились от них не более 5 раз, а общая длина холостого пробега ручки не превысила 2 сантиметров, то с заданием вы справились хорошо; 10 отклонений и 3,5 сантиметра - средне; если эти цифры еще выше, то неудовлетворительно.



Общая длина линии, вышедшей за пределы данной схемы (заштрихованные участки), не превысила 2 сантиметров, а количество отклонений равняется пока 2, значит, окончательный результат может быть хорошим.
4. Нарисуйте циркулем 10 кружков диаметром 5 миллиметров на расстоянии около 2 сантиметров друг от друга (рис. 6). В течение 20 секунд, переходя от кружка к кружку справа налево, ставьте в каждом по точке.

Пройдите весь ряд кружков (с 1 до 10) и начинайте снова. Если за это время вы успеете поставить 60 точек, промахнувшись не более 10 раз, у вас хорошая сен-сомоторная координация; при результате 50 точек и 15 промахов - средняя, при других результатах - неудовлетворительная .
За 20 секунд в каждом кружке или около него поставлено по 6 точек. Если допустить, что столько же точек и в 5 недорисованных кружках, то общее их количество будет равняться 60, Это могло бы характеризовать сенсомоторные способности как хорошие. Однако если для 5 кружков отмечено большое количество промахов (8) - это говорит о средней сенсомоторной координации.
Развить сенсомоторную координацию помогут следующие упражнения.

  1. Исходное положение (и.п.) - стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены, мышцы плеч, предплечий, кистей расслаблены.


В течение 1 минуты сжимать и разжимать пальцы рук, постепенно ускоряя темп до предельного, затем также постепенно замедлять его до полной остановки (рис. 7, а).

  1. И.п. - то же. В течение 1 минуты сжимая и разжимая пальцы, поднять руки (вперед или в стороны) до уровня груди, затем вернуть в и.п. время выполнения упражнения можно также совершать руками круговые движения (рис. 7,6).
  2. И.п. - стоя, ноги на ширине плеч, руки вытянуты вперед на уровне груди ладонями вверх. В течение 1 минуты последовательно сгибать и разгибать пальцы рук, начиная с большого (рис. 7, в).
  3. И.п. - стоя, ноги на ширине плеч, руки вытянуты вперед на уровне груди, ладонями вниз, пальцы слегка сжаты в кулак. В течение 1 минуты, ускоряя темп, вращать кисти рук по направлению друг к другу, затем в обратную сторону. Вращательные движения кистей можно сочетать с подъемом рук вверх или отведением в стороны (рис. 7, г).

Все эти упражнения можно выполнять и сидя. Дыхание произвольное.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ВЕРСИИ:
ДЕСЯТЬ ФАКТОВ О МОЗГЕ

  1. Мозг, как и мышцы, чем больше его тренируешь, тем больше он растет. Мозг среднего взрослого мужчины весит 1424 грамма, к старости масса мозга уменьшается до 1395 граммов. Самый большой по весу женский мозг - 1565 граммов. Рекордный вес мужского мозга - 2049 граммов. Мозг Ивана Сергеевича Тургенева весил 2012 граммов. Мозг эволюционирует: в 1860 году средний вес мужского мозга составлял 1372 грамма. Наименьший вес нормального неатрофированного мозга (принадлежал 31-летней женщине) - 1096 граммов. Динозавры, достигавшие 9 метров в длину, имели мозг величиной с грецкий орех и весом всего 70 граммов.
  2. Самое бурное развитие мозга происходит в возрасте от 2 до 11 лет.
  3. Регулярное моление снижает частоту дыхания и нормализует волновые колебания головного мозга, способствуя тем самым процессу самоизлечения организма. Верующие на 36 процентов реже ходят к врачу, чем остальные люди.
  4. Чем образованнее человек, тем меньше вероятность заболеваний мозга. Интеллектуальная активность вызывает производство дополнительной ткани, компенсирующей заболевшую.
  5. Занятие незнакомой деятельностью - лучший способ развития мозга. Общение (еще лучше брак) с теми, кто превосходит вас по интеллекту, также является сильнодействующим средством развития мозга.
  6. Сигналы в нервной системе человека достиKают скорости 288 км/ч. К старости скорость снижается на 15 процентов.
  7. Самым крупным в мире донором мозга является монашеский орден сестер-педагогов в Манкато, штат Миннесота. Монахини в своих посмертных завещаниях пожертвовали науке около 700 единиц мозга.
  8. Самый высокий уровень интеллектуального развития (Ай-кью) продемонстрировала Мэрлин Мач Вое Савант из штата Миссури, которая в возрасте десяти лет уже имела средний показатель Ай-кью для двадцатитрехлетних.


Содержание раздела