факторов внутреннего опыта (посредством чисто внешнего присоединения общих
биологических положений о равновесии между питанием и работой).
Вторая
психологическая часть его "критики чистого опыта" послужила ему самому
базисом для постройки гипотез первой физиологической части.
В изложении это
взаимоотношение обеих частей перевернулось, и первая часть напоминает
читателю скорее описание путешествия по Атлантиде.
В виду этой трудности, я
вкратце поясню сейчас смысл указанного деления Авенариуса, оказавшегося
крайне пригодным для моих целей.
"Элементом" Авенариус называет то, что в школьной психологии называется
"ощущением" (как при "восприятии", так и при "воспроизведении"
(репродукции), у Шопенгауэра оно называется "представлением", а у англичан
или "impression", или "idea", а в обыденной жизни оно называется: "вещью,
предметом", причем совершенно безразлично, (у Авенариуса) происходит ли при
этом внешнее раздражение органов чувства, или нет, что весьма важно и ново.
При этом, как для его, так и для наших целей, представляется совершенно
посторонним вопрос, где собственно нужно остановиться в так называемом
анализе:
наблюдать ли, как "ощущение", или только как один лист, отдельный
стебель, или же (на чем особенно останавливаются) только краску, величину,
твердость, запах, температуру считать действительно "простыми". Ведь можно
было бы на этом пути пойти еще дальше и говорить, что зелень листа
представляет уже комплекс, результат его качества, интенсивности, яркости,
насыщенности и протяжения, и что только эти последние нужно считать
элементами. Нечто подобное происходит и с атомами: уже раньше они должны
были уступить место "амерам", а теперь "электронам".
Итак, если "зеленый",
"голубой", "холодный", "теплый" "твердый", "мягкий" "сладкий", "кислый"
являются элементами, то характером по Авенариусу будет всякого рода
"окраска", "тон чувствования", с которым эти элементы выступают. И не только
"приятный", "прекрасный", "благодетельный" и их противоположности признал
Авенариус психологически принадлежащими сюда же, но и такие понятия, как
"странный", "надежный", "жуткий", "постоянный","иной" "верный", "известный",
"действительный","сомнительный" и т. д. и т. д. Все, что я, например,
предполагал, во что верю, знаю, составляет элемент, а то что я только
предполагал, но не верю, не знаю психологически (не логически) -является
"характером", в котором заключен "элемент".
Но в душевной жизни есть стадия, в которой такое общее деление
психических феноменов не только не правильно, но и преждевременно.
Именно,
все "элементы" являются в начале, как бы на расплывчатом фоне, как "rudis
indigestaque moles", тогда как в то же самое время характеристика
(приблизительно, стало быть, чувственная окраска) обхватывает все целое. Это
подобно процессу, являющемуся перед нами, когда мы приближаемся издали к
какому-нибудь предмету, кусту или куче дров: первоначальное впечатление, тот
первый момент, когда мы еще не можем различить, какой это в сущности
предмет, момент первой неясности и неуверенности.
Вот это то именно я и
прощу ясно представить себе для понимания дальнейшего изложения.
В это мгновение "элементы" и "характер" абсолютно неразличимы
(неотделимы они постоянно, на основании вполне правильно защищаемого
Петцольдом видоизменения исследований Авенариуса). В густой толпе людей я
замечаю, например, лицо, черты которого тотчас же исчезают у меня, благодаря
непрестанно двигающимся массам народа. У меня нет ни малейшего представления
о том, как выглядит это лицо.
Я был бы не в состоянии описать его или дать
хотя его незначительные признаки. И все-таки оно привело меня в сильное
возбуждение:
я спрашиваю с боязливым, жадным беспокойством, где я видел это лицо
раньше?
Если человек увидит "на мгновенье" женскую голову, и она произведет на
него сильное чувственное впечатление, то очень часто он не может объяснить
себе, что собственно он видел.
Бывает даже, что он не в состоянии точно
припомнить цвета ее волос.
Необходимым условием всегда является то, чтобы
сетчатая оболочка, выражаясь вполне фотографически, была достаточно короткое
время, не дольше известной части секунды, экспонирована.
Когда приближаются издали к какому-нибудь предмету, то различают
первоначально лишь очень неясные очертания, при чем испытывают достаточно
сильные ощущения, которые стушевываются по мере того, как приближаются к
предмету и лучше воспринимают подробности. (Нужно заметить, что здесь не
идет речь о "чувствах ожидания"). Пусть вспомнят, например, о первом
впечатлении, полученном от вытянутой из швов человеческой клиновидной кости,
или впечатлении от некоторых рисунков и картин, наблюдаемых на полметра
ближе или дальше правильного расстояния.
Я вспоминаю впечатление,
произведенное на меня пассажами из одного бетховенского сочинения для рояля,
состоявшими из 1/32-х, и вспоминаю впечатление от страниц ученого
исследования, заполненных всецело тройными интегралами, пока я еще не знал
нот и понятия не имел об интегрировании.
Это и есть то, что просмотрели
Авенариус и Петцольд: всякое выявление элементов сопровождается известным
обособлением характеристики (чувственной окраски).
Некоторые твердо установленные экспериментальной психологией факты
можно сопоставить с этими выводами самонаблюдения. Пусть попробуют в темной
комнате моментально подействовать цветным световым раздражением на привыкший
к темноте глаз, и наблюдатель получит просто впечатление света, не будучи в
состоянии ближе определить цветового качества.
Получится впечатление
"чего-то", не имеющее более точного определения, "впечатление света вообще".
Точное указание цветового качества нелегко сделать и при большей
продолжительности раздражения (конечно, до известной величины).
Точно также всякому научному открытию, технологическому изобретению или
художественному созданию, предшествует родственная стадия темноты, подобно
той, откуда Заратустра вызывает свое учение о вечном возвращении
(Wiederkimft). "Встань бездонная мысль из глубины моей!
Я твой петух, твой
предрассветный туман, заспавшийся червь: встань, встань! мой голос должен
тебя разбудить! "Весь этот процесс в своем поступательном движении, от
полной запутанности до сияющей ясности, подобен ряду воспринимаемых нами
пассивно картин, когда с какой-нибудь пластической группы или рельефа
снимают одно за другим обвивавшие его влажные покрывала. При открытии
памятника зритель переживает нечто подобное.
Точно также, если я вспоминаю,
например, услышанную однажды мелодию, процесс этот в точности повторяется,
хотя часто настолько быстро, что его трудно уловить, Каждой новой мысли
предшествует такая, как я ее называю, стадия "предмыслия", когда выплывают и
рассыпаются геометрические фигуры, кажущиеся фантазмы и туманные образы,
когда появляются "колеблющиеся формы", окутанные мраком картины, таинственно
манящие маски.Начало и конец всего этого хода мыслей, которые я кратко
называю процессом "просветления", относятся между собой так как два
впечатления, полученные очень близоруким субъектом от находящегося вдали
предмета, одно - в очках, другое - без очков.
И как в жизни отдельного индивидуума (который, может быть, умрет
прежде, чем закончит весь процесс), точно так же и в истории исследований
"предчувствия" всегда предшествуют ясному познанию. Это тот же процесс
просветления, распределенный на целые поколения.
Пусть вспомнят, например, о
бесчисленных предвосхищениях у греков и в более новое время теории Ламарка и
Дарвина, за которые "предвозвестники" их чрезмерно восхваляются, о
предшественниках Роберта Манера и Гельмгольца, о тех случаях, когда Гете и
Леонардо да Винчи, правда, может быть, разносторонние люди, предвосхитили
позднейший прогресс науки и т. д., и т. д. О таких именно предварительных
стадиях идет обычно речь, когда открывают, что та или иная мысль не нова,
что ее можно найти у того или другого мыслителя, поэта и пр. Подобный же
процесс развития наблюдается так же при всех художественных стилях в
живописи и музыке: от неуверенного прикосновения, осторожных колебаний до
полной победы. Умственный прогресс человечества в науке основывается так
жена лучшем и лучшем описании и познании одних и тех же явлений. Это процесс
просветления, распространенный на всю человеческую историю. То что мы
замечаем нового, то в сравнении с этим процессом мало достойно внимания.
Сколько степеней выяснения и дифференцированности пройдет содержание
известного представления, вплоть до полной и отчетливой, не задернутой