вытекают весьма важные последствия, возвращающие нас к развитой нами в
прошлой главе теории генид. То, что мы включаем в себя, мы замечаем с
большей легкостью, чем то, чего мы не понимаем (будь это иначе, немыслимо
было бы никакое общение между людьми они большей частью совершенно не знают,
как часто они друг друга не понимают). Гений же, который значительно больше
понимает чем обыкновенный человек, будет также и больше подмечать. Интриган
без труда заметит человека, сродственного ему. Страстный игрок сразу
заметит, когда другой чувствует сильное влечение к игре, в то время, как то
же обстоятельство ускользнет совершенно от внимания прочих людей. "Der Art
versiesht du dich besser", - говорит вагнеровский "Зигфрид". Относительно же
более одаренного человека было сказано, что он поймет каждого человека
лучше, чем последний самого себя, при том предположении, что он кроме этого
человека вмещает в себе нечто большее, точнее, если он воплощает в себе
этого человека и его противоположность. Двойственность является необходимым
условием восприятия и понимания. Примером служит психология, которая на
вопрос. что является решающим условием сознания, "самоотрешения", ответит:
контраст. Если в мире все решительно было бы серо, то люди совершенно лишены
были бы представления цвета, не говоря уже о понятии цвета. Шум, полный
однообразных звуков, легко вызывает сонливое состояние в человеке:
двойственность (свет, разъединяющий и различающий вещи)- вот причина
бодрствующего сознания.
Потому никто не в состоянии себя понять, хотя бы он всю жизнь
беспрерывно и зорко следил за собою. Человек же всегда может понять другого,
с которым он, правда, сходен, но сходство это не исчерпывает всех сторон его
духовного мира. У него столько же общего с его противоположностью, сколько
общего у последней с ним самим. В этом подразделении лежат наиболее выгодные
условия понимания: вышеприведенный пример Клейста. Итак, понять человека
значит - иметь в себе этого человека и его противоположность.
Для того, чтобы дойти к сознанию одного только члена какой-нибудь пары,
человеку необходимо вместить в себе целый ряд противоположных пар.
Это
положение вполне подтверждается физиологическими доказательствами учения о
цветовом ощущении глаза. Я приведу здесь только всем знакомое явление, что
световая слепота простирается на оба дополнительных цвета.
Человек, лишенный
способности воспринимать красный цвет, не воспринимает также и зеленого, с
другой стороны, нет человека, воспринимающего голубой цвет и одновременно не
реагиругощего на желтый цвет. Этот закон вполне приложим и к области
духовной жизни человека: это основной закон всякого сознания. Например,
человек жизнерадостный сильнее поддается удрученному состоянию, чем человек
уравновешенный: меланхолика может спасти только могущественная, сильная
мания.
У кого чувство тонкого и изящного столь сильно развито, как у
Шекспира, тот скорее других воспримет и поймет, как некоторую опасность для
себя, всякую отвратительную грубость.
Чем больше типов и их противоположностей объединяет в себе человек, тем
менее ускользнут от его внимания (так как за пониманием следует способность
восприятия) активные и пассивные действия людей, тем глубже он проникает в
их помыслы, истинные желания и чувства.
Нет гениального человека, который бы
не был великим знатоком людей. Значительный человек озирает с первого раза
самые отдаленные тайники души человека и он нередко готов тотчас же дать
полную характеристику его.
Среди большинства людей каждый проявляет определенную, более или менее
развитую склонность к какому-либо предмету. Этот прелестно знаком с миром
птиц и мастерски различает их голоса, а тот с самого утра вперил свой
любовный пристальный взгляд в окружающие его цветы, одного потрясают
нагроможденные друг на друга теллурические осадки, и звезды мелькают перед
ним в виде радушного привета, и только (Гете), - другой застывает в каком-то
безотчетном предчувствии от веяния холодного ночного звездного неба (Кант).
Иные находят, что горы безжизненны, и чувствуют себя околдованными
беспрерывно переливающимися морями (Беклин), а другие ровно ничего не
находят в этом непрекращающемся движении и ищут удовлетворения под
возвышающей властью горных громад (Ницше). Совершенно также каждый, даже
самый простой человек, находит в природе нечто такое, что его больше всего
привлекает, по отношению к предмету своего влечения, чувства его становятся
острее и восприимчивее, чем ко всему прочему. Как же гениальному человеку,
который в идеале вмещает в себе духовную сущность всех людей, не впитать в
себя вместе с их внутренним миром все их склонности и разнообразное
отношение к окружающему.
Не только всеобщность духовной сущности человека, но и всеобщность
естественно природного начала пустила в его душу прочные глубокие корни. Он
- человек, стоящий в самых близких интимных отношениях к вещам. Все
привлекает его внимание, ничто от него не ускользает. Он в состоянии все
понять, вместе с тем его понимание обладает особенной глубиной уже потому,
что он может каждый предмет сравнить с самыми разнообразными вещами и
провести между ними соответствующее различие. Он лучше других измерит
предмет и укажет его надлежащие границы. Все это с яркой отчетливостью и
силой отражается в сознании гениального человека.
Отсюда несомненно и его
чувствительность является наиболее утонченной. Ее не следует смешивать с той
чувствительностью, которую односторонний взгляд приписывает художнику, когда
говорит об остроте зрительного восприятия у живописца (или у поэта) или об
утонченности слуховых органов у композитора. В последнем случае под
чувствительностью понимают чрезвычайно утонченное развитие сферы чувственных
ощущений. Мера же гениальности определяется не столько чувственной, сколько
духовной восприимчивостью к различиям. С другой стороны эта восприимчивость
и направлена преимущественно внутрь.
Таким образом, гениальное сознание
неизмеримо далеко отстоит от стадии гениды. Оно обладает сильнейшей яркостью
и наиболее отчетливой ясностью.
Гениальность является здесь некоторой
степенью высшей мужественности, а потому-то Ж и не может быть гениальной.
Это является вполне последовательным применением вывода предыдущей главы,
что М живет сознательнее, чем Ж, к результатам, полученным нами в настоящей
главе. Отсюда - общее положение: гениальность идентична более общей, а
потому и высшей сознательности. Но интенсивная сознательность достигается
путем неизмеримого количества противоположностей, которые вмещает в себя
выдающийся человек.
Потому универсальность является характерным признаком гения.
Гениальности в какой-нибудь специальной области - нет.
Нет ни
математических, ни музыкальных гениев. Гений - универсален.
Можно дать
следующее определение гения: человек, который все знает, не изучив ничего.
Под этим "всезнанием", естественно, следует разуметь не какие-либо теории
или системы, по которым наука распределяет факты действительности.
Сюда
также не подойдет ни история войны за испанское наследство, ни опыты,
произведенные над диамагнетизмом (?). Точно также цвет воды при облачном или
лучезарном небе художник познает, не знакомясь предварительно с принципами
оптической науки, и вовсе не нужно особенно углубляться в учение о
человеческом характере для того, чтобы создать законченный цельный образ
человека.
Чем даровитее человек, тем больше он самостоятельно думал о
всевозможных предметах и, таким образом, выработал себе определенное личное
отношение к ним.
Теория о гениях-специалистах, с точки зрения которой позволительно
говорить, например, о "музыкальном гении, невменяемом во всех других
областях", опять-таки смешивает понятия талант и гений. Музыкант если он
действительно велик, может на языке, указанном ему особого рода талантом
его, быть столь же универсальным, так же совершенно охватить внутренний и
внешний мир, как поэт или философ. Таким гением был Бетховен.
Вместе с тем
он может вращаться в такой же ограниченной сфере, как посредственный ученый
или художник. Таков был Иоганн Штраус, которого называют, к нашему великому
изумлению гениальным, хотя его живая, но очень ограниченная фантазия и
создала прелестные цветы. Итак, повторяю, существуют различные таланты, но
один только гений, может выбрать себе определенний талант, чтобы в этой
сфере развивать свою деятельность. Есть нечто общее у всех гениальных людей
как таковых, как бы сильно не различались между собой великий философ и
великий художник, великий музыкант и великий скульптор, великий поэт и
великий творец религиозной догмы. Талант, этот медиум, при помощи которого
раскрывается истинная духовная сущность человека, играет менее значительную
роль, чем это привыкли думать. Его значение большей частью переоценивают в
той узкой перспективе, в которой, к сожалению, так часто производится
художественно-философское исследование.
Не только различные оттенки
дарования, но характер и мировоззрение не расходятся соответственно границам