Точка (ступень)
насыщения
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
На рис. 3 изображены убывающие ступени полезности. Полезность блага с каждой последующей единицей убывает. Убывание предельной полезности выражает лесенка уровней полезности.
Если продолжить убывающую лесенку, можно предположить, что точка насыщения полезности наступает при потреблении десятого по счету блага (на десятой ступени).
Рис. 3. Первый закон Госсена
Практическое значение первого закона Госсена состоит в том, что он отражает связь между снижением предельной полезности и падением спроса (снижением кривой спроса). Кривая спроса может быть выведена как производная от кривой предельной полезности.
Главной проблемой становится изучение спроса.
2. Анализ предельной полезности связан с изучением мотивов экономического поведения людей. В основу анализа кладется субъективный принцип. Предельная полезность благ зависит от их количества (с увеличением количества ценность убывает) и сравнительной редкости по отношению к потребности в благах.
3. Что касается ценности средств производства, то она определяется не прямо (затратами труда), а косвенно – через оценку предельной полезности товаров потребительского назначения, в производстве которых принимают участие средства производства. Стоимость трудовых усилий приобретает субъективный характер: решающее значение имеет не количество рабочих часов, а предельная полезность производимых товаров и услуг.
4. Обмен благ происходит на основе принципа равновесности субъективных оценок участников сделки. На свободном рынке субъективные оценки продавцов и покупателей выравниваются. В точке пересечения их интересов формируется цена, соответствующая стремлениям сторон извлечь полезность одинаковой значимости.
Цена, приемлемая для той и другой стороны, выражает равенство предельных полезностей.
Использование средств производства в одном направлении исключает их применение в другом.
Как именно будут использованы средства производства, определяется в ходе рыночной конкуренции.
Объем предложения зерна или угля обусловливается не затратами на их производство, а степенью их полезности для производителя (продавца). Предлагая их для продажи, он тем самым отказывается от использования указанных ресурсов для других целей (в том числе в целях собственного потребления). Отказ от альтернативного использования должен быть компенсирован.
Издержки определяются на основе сопоставления уровней полезности благ.
2. Средства производства нужны не сами по себе, а для создания конечной продукции. Это промежуточный товар. А спрос на промежуточный товар зависит от спроса на продукты конечного использования. Иначе говоря, ценность производственных факторов определяется опосредствованно, она зависит от ценности потребительских товаров.
Ценность факторов, участвующих в производстве, носит производный, вмененный характер.
Итак, согласно теории австрийской школы (наиболее полно представленной в работах Фридриха Визера), издержки – это не производственные затраты, а форма компенсации в результате отказа от иного использования. Следовательно, категория издержек носит субъективный характер. Они определяются в соответствии с полезностью конечной продукции.
Теория альтернативных издержек не содержит ответа на вопрос, как издержки распределяются между производственными факторами.
Концепция альтернативных издержек согласуется с принципом оптимального распределения ресурсов (факторов) между отраслями. Пропорции распределения складываются в соответствии с предельной полезностью факторов.
Литература
Агапова И.И. История экномических учений. – М.: ВиМ, 1997. – Лекция VII.
Визер ф. Теория общественного хозяйства // Австрийская школа в политической экономии: К. Менгер, Е. Бем-Баверк, Ф. Визер. – М.: Экономика, 1992.
Костюк В.Н. История экономических учений: Учебное пособие. – М.: Центр, 1997. – Тема 6.
Левита Р. История экономических учений. – М.: Catallaxy, 1995. – Гл. 10.
Майбурд Е.М. Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров. – М.: Дело, Вита-Пресс, 1996. – Гл.
24.
Хейне П. Экономический образ мышления. – М.: Новости, 1991. – Гл. 3.
30. Что такое неоклассическая школа? Чем она отличается от классической школы?
Создание неоклассического направления связано с работами английского экономиста Альфреда Маршалла (1842–1924). Именно он со своими Принципами Экономикса (1890 г.) (в русском переводе Принципы политической экономии) считается основателем англоамериканской школы экономической науки, получившей значительное влияние и в других странах.
В отличие от классиков, уделявших главное внимание теории стоимости, неоклассическая школа выдвинула в центр исследования законы ценообразования, анализ взаимосвязей спроса и предложения. С дискуссий о стоимости споры переносятся в сферу изучения условий и факторов формирования цены, ее составляющих.