Задача политики – объединить людей, обеспечить экономическое воспитание нации. Это обеспечит подъем производительных сил. Увеличение производительных сил начинается с отдельной фабрики и затем распространяется до национальной ассоциации.
Второе – концепция экономического прогресса нации в соответствии с учением Листа о последовательно сменяемых стадиях производства. Предложенные им стадии достаточно условны: состояние дикости, пастушеский быт, земледельческое, земледельчески-ремесленное состояние. В итоге нации переходят в заключительную стадию, в которой гармонично развиваются сельское хозяйство, промышленность и торговля.
Смысл теории стадий состоит, в частности, в том, что каждой стадии должна соответствовать присущая ей экономическая политика, направленная на подъем производства, развитие производительных сил нации. Этот тезис направлен против универсальных рецептов классиков: их проповедь свободы торговли отвечала интересам Англии, но противоречила нуждам экономически не окрепшей, политически раздробленной в то время Германии.
Третье – обоснование активной экономической политики государства. Лист писал, что нельзя понять народное хозяйство как органическое целое, если исключить из него государственное хозяйство. Народная экономия становится национальной экономией в том случае, если государство охватывает целую нацию, обладающую самостоятельностью, способностью приобрести устойчивость и политическое значение.
Государственная власть согласует и направляет усилия отдельных звеньев национального хозяйства во имя долгосрочных, коренных интересов нации.
Ф. Лист считается основоположником исторической школы, одним из разработчиков исторического метода в политической экономии.
Литература
Агапова И.И. История экономической мысли. – М.: ВиМ, 1997. – Лекция IX.
Бартенев С.А. Экономические теории и школы (история и современность): Курс лекций. – М.: БЕК, 1996. – Гл. 2.
Левита Р. История экономических учений. – М.: Catallaxy, 1995. – Гл. 8.
Лист Ф. Национальная система политической экономии. – СПб.: А. Э. Мартенс, 1891.
Майбурд Е.М. Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров. – М.: Дело, Вита-Пресс, 1996. – Гл.
20.
39. Почему представителей исторической школы принято относить к нетрадиционному направлению в экономической науке?
От традиционного направления представителей исторической школы отличают специфические взгляды на предмет и метод политической экономии, ее проблематику. У них свои подходы к трактовке основных экономических понятий, к пониманию экономических законов.
Историки акцентируют внимание на том, что ни одна общественно-экономическая форма не является полностью завершенной; она постоянно совершенствуется, изменяется. Экономические теории, представляющие собой обобщения практики, также не следует абсолютизировать, считать их универсальными, соответствующими условиям каждого национального хозяйства.
Положения и выводы классической и неоклассической школ критикуются историками за схематизм и неоправданные абстракции. Важно учитывать условия, специфику отдельных стран, каждой эпохи. Главное – исторические факты, которые используются как аргументы, а не логические рассуждения и схемы.
Сравнительный метод в экономической науке – наиболее надежный и результативный инструмент изучения экономической реальности.
Экономические законы не являются универсальными и всеобщими категориями. Бруно Гильдебранд (1812–1878) ставит под сомнение существование экономических законов, обосновываемых классиками. Карл Книс (1821–1898) считал, что экономическая наука способна описывать возникновение и развитие экономических процессов, но не в состоянии дать адекватные им обобщения.
Представители молодой школы историков (Густав Шмоллер, 1838–1917; Адольф Вагнер, 1835–1917) не отрицали существования экономических законов, но отмечали, что открыть законы посредством логических обоснований нельзя. Обобщения теоретического характера должны опираться на опыт, факты.
Историческая школа расширила проблематику политической экономии. Ее представители выдвинули ряд важных положений, положили начало экономической социологии, показали значение организации, норм права и морали, активизировали статистические исследования.
20.
Рошер В.Г. Краткие основы курса политической экономии с точки зрения исторического метода. – СПб.: 1891.
Селигмен Б. Основные течения современной экономической мысли. – М.: Прогресс, 1968. – Гл. 1.
Шмоллер Г. Народное хозяйство, наука о народном хозяйстве и ее методы. Хозяйство, нравы и право. – М.: К. С. Солдатенков, 1902.
40. М. Вебер об идеальных типах хозяйства и роли протестантской этики в развитии капитализма.
Предложенная германским социологом и экономистом Максом Вебером (1864–1920) концепция идеальных типов хозяйства используется для сопоставления идеальной конструкции с реальностью. Сравнивая идеальную модель с действительным процессом экономического развития, Вебер отслеживает степень отклонения реальной системы отношений от идеала. Это – метод исследования исторического развития народов, сопоставления национальной практики и общетеоретической модели.
Как социолог, историк, политолог, многогранный специалист в области общественных отношений, Вебер показал значение религиозных норм, этики поведения для формирования товарно-капиталистических отношений.
В работе Протестантская этика и дух капитализма он выявляет влияние религии на экономику. Протестантская религия способствовала развитию деловой хватки, предпринимательской активности. Она помогала формированию бережливости, расчетливости, предприимчивости, оборотливости, способности к риску. Именно из числа протестантов прежде всего формировался класс предпринимателей-собственников и организаторов производства.
В Европе, а не в Индии или Китае в какой-то мере совпали этические нормы религии и нормы хозяйственного поведения. В результате сложилась и получила распространение рационалистическая форма капитализма.
М. Вебер продемонстрировал воздействие внешних факторов на формирование экономических отношений, процессы экономического развития.
Литература
Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Избранные произведения. – М.: Прогресс, 1990.
Вебер М. История хозяйства (очерк всеобщей социально-экономической истории). – Пг.: 1923.
Олсон М. Роль нравственных и побудительных мотивов в обществе // Вопросы экономики. 1993. № 8.
Селигмен Б. Основные течения современной экономической мысли. – М.: Прогресс, 1968. – Гл. 1, п. 4.
Соболевская А. Духовные истоки российского предпринимательства // Вопросы экономики. 1993. № 8.
Pиx A. Хозяйственная этика. – М.: Посев, 1996. – Т. 2, гл. 2.
Чугунов Т. Этнические стереотипы и их влияние на формирование общественного мнения // МЭиМО. 1993. № 1.
41. Поясните смысл идеи, выдвинутой Т. Вебленом:институты – основа экономического поведения.
Американского экономиста Торстейна Веблена (1857–1929) называют основоположником нового, нетрадиционного институционального направления в экономической науке.
Веблен выступил против концепции экономического человека, получившей распространение еще со времен классиков (А. Смита). Человек не должен трактоваться наподобие механического шарика, своего рода калькулятора удовольствий и тягот. Поведение индивидуума как потребителя и участника производства весьма неоднозначно.
Экономические интересы представляют собой сложную и противоречивую систему. Надо полнее учитывать социальные условия, психологические мотивы.
Экономическое поведение обусловлено многими факторами. В основе лежат институты: традиции, обычаи, нормы поведения, предписывающие их законы, финансовые и производственные структуры.
Всякую социальную общность, – отмечал Веблен, – можно рассматривать как производственный или экономический механизм, структура которого складывается из того, что называется социально-экономическими институтами.
Формирование институтов консервативно. Сложившиеся ранее формы и правила не отвечают сегодняшней ситуации и должны быть изменены.
В условиях рыночной экономики господствующие классы навязывают свои взгляды и образ поведения массовому потребителю. В обществе закрепляются нормы и стандарты, искажающие и усложняющие поведение людей. Они следуют не рациональным принципам и расчетам, а денежным канонам, принципам престижного и демонстративного потребления.