Через несколько месяцев я обнаружила, что к схеме также добавились и альфа-волны. Я видела, как его сознание старается добавить к схеме также и бета-волны, ведь подсознательный и бессознательный уровни к тому времени уже отлично проявили себя в тета- и дельта-волнах. Бренчание погремушками или блестящими ключами вызывало в сознании Джона резкие всплески бета-волн, хотя он еще не мог удержать эти волны сколько-нибудь продолжительный период времени. Позже волны его мозговой активности стабилизировались, и к пятилетнему возрасту у него наблюдалась хорошо выраженная схема, соответствующая активному состоянию интеллекта. В одиннадцать лет у него все еще наблюдалась эта схема, но уже весьма нерегулярно. А теперь у него превалируют расширяющиеся бета-волны, что, впрочем, характерно для большинства взрослых людей. Но он по-прежнему сохраняет способность по своему желанию снижать активность бета-волн и входить в активное состояние интеллекта.
Я с раннего возраста учила Джона приемам медитации и направленного воображения. Я часто использовала эти приемы вместо того, чтобы рассказывать ему сказку. Один из его любимых приемов медитации тот, который называется Фиолетовая Планета.
Фиолетовая Планета
Дети не нуждаются в длинных паузах, им вполне хватает более коротких, а нужную продолжительность пауз вам лучше определить со своим ребенком экспериментальным путем.
Лягте или сядьте спокойно и закройте глаза.
Устройтесь поудобнее.
Сделайте глубокий вдох и выдохните весь воздух.
А-а-ах...
После этого продолжайте дышать медленно и глубоко.
Затем входите в каждую часть своего тела и проверяйте, расслаблена ли она.
Ваша голова,
ваша шея,
ваши плечи,
ваши руки... и ладони,
ваша грудь,
ваш Живот,
ваша спина,
ваши ноги... и ступни.
Почувствуйте, что все ваше тело расслабилось.
Старайтесь не думать ни о чем, кроме того, что ваше тело чувствует себя прекрасно.
Теперь представьте, что вы находитесь на макушке своей головы,
потом представьте, что вы попали внутрь своей головы.
Затем вы выходите наружу и вверх...
прямо вверх...
Вы продолжаете подниматься вверх... все выше и выше.
Вы поднимаетесь над планетой...
пролетаете мимо Луны...
пролетаете мимо других планет...
и летите к звездам.
Вы летите и видите где-то вдалеке крохотную фиолетовую планету.
Вы подлетаете к ней все ближе и ближе.
И планета становится все больше и больше.
Вы знаете, что спуститесь на эту планету и прекрасно проведете там время...
Когда вы опускаетесь на фиолетовую планету, то видите фиолетовое небо, фиолетовую почву, фиолетовые здания... всюду все фиолетовое.
Вас встречает небольшая группа дружелюбных Жителей фиолетовой планеты.
Вы проводите какое-то время с этими людьми, вам с ними очень весело.
Они рассказывают вам что-то очень важное. Проведите некоторое время с этими мудрыми людьми и посмотрите, что они хотят показать вам.
(пауза до одной минуты)
А почувствовав, что у Же все осмотрели, вы собираетесь покинуть фиолетовую планету и вернуться домой.
Запомните, чему учили вас жители фиолетовой планеты. Вы должны обязательно запомнить все, чему они вас научили.
Вы прощаетесь.
Вы улетаете, летите мимо различных планет,
мимо луны,
снова на Землю, снова в свою комнату,
снова влетаете в свою голову.
Когда почувствуете, что готовы, вы можете потянуться и войти в свое нормальное состояние.
После того как я провела своего сына через этот прием медитации, я попросила его рассказать мне, что происходило с ним на фиолетовой планете и чему его научили ее жители. У Джона были самые различные впечатления, но каждый раз они относились к области человеческих взаимоотношений. Он рассказывал мне: "Меня учили хорошо относиться к людям", или "Меня учили не обижать других", или "Они сказали мне, что я должен делиться своими вещами с другими", или "Они сказали мне, чтобы я никогда не лгал". Иногда они что-нибудь ему показывали. Жители фиолетовой планеты были зелеными с желтыми точками, причем все они были как две капли воды похожи друг на друга. Джон любил бывать на этой фиолетовой планете и просил, чтобы я помогла ему войти в медитативное состояние перед сном.
Детское использование медитации
Ребенок, впрочем, как и взрослый, может попадать в медитативное состояние различными способами. Конечное состояние покоя, тишины и умиротворения одинаково для всех людей, но входить в это состояние они могут
совершенно разными способами. Процесс вхождении в состояние медитации индивидуален для каждого человека.
Мой сын называет медитацию "глубоким, внутренним бездумием". Когда ему исполнилось девять лет, мы ездили в Диснейленд, и на обратном пути оказались в переполненном автобусе. Мы были уставшими после целого дня развлечений. В автобусе все говорили разом, отчего создавался невероятный шум, который раздражал моего сына. Он жаловался мне на то, что в автобусе очень шумно.
Потом Джон затих, и я подумала, что он заснул. Но через полчаса он оживился и сказал: "Это было прекрасно!" Он представил, что все пассажиры автобуса и он сам стоят в открытом поле, и он крикнул им: "Замолчите!" После того как Джон приказал им замолчать, они действительно замолчали, а он сел и наслаждался тишиной и покоем. Между тем следует отметить, что все это происходило в его воображении, а на самом деле шум в автобусе нисколько не уменьшился. Тем не менее Джону казалось, что шум действительно стих.
Неумение концентрировать внимание и низкие способности к учению
Тренировка управления волнами мозговой активности в настоящее время широко применяется для борьбы с неспособностью концентрировать внимание (НКВ) и другими связанными с ней проблемами. К такого рода проблемам можно отнести низкие способности к учению, гиперактивный дефицит внимания, тревогу и депрессию. Многие дети и взрослые страдают от этих проблем, а их возникновение объясняется избытком тета-волн и дефицитом бета-волн. И чтобы справиться с этими проблемами, нужно одновременно снижать активность тета-волн и активизировать бета-волны. Многие люди несколько лет успешно работают в этой области.
Иногда случается, что волны нашей мозговой активности и наши творческие способности активизируются тем, чего мы никак не ожидали. Об этом и рассказывают следующие истории.
Тупица
У одной моей юной клиентки была проблема, которая классифицировалась как полная неспособность к учению. Кроме того, она была фанаткой группы "Грэйт-фул Дэд" и разъезжала по всей стране за этой группой, посещая ее концерты. Она училась в школе, и такие поездки были возможны только во время каникул.
АД не любила школу, у нее были серьезные проблемы с учебой, она не выполняла домашних заданий и не справлялась с контрольными. Она хотела постоянно слушать музыку группы "Грэйтфул Дэд" и считала, что эта музыка помогает ей, а не мешает. Ей казалось, что эта музыка только улучшает ее способности к учению. Ее родители, однако, не позволяли ей слушать музыку этой группы в то время, когда она выполняла домашние задания.
Услышав эту историю, я подумала, что ее родители поступают совершенно правильно. Схема волн мозговой активности АД. представляла собой схему, соответствующую активному состоянию интеллекта, но на этой схеме активность бета-волн была ниже средней, а активность тета-волн выше средней. Я работала над увеличением активности ее бета-волн, я старалась, чтобы АД. стала более внимательной, чтобы ее действия стали более осознанными. АД. приносила на сеансы свои домашние задания, и мы исследовали разные способы увеличить активность ее бета-волн. Постепенно появились успехи в школе: она стала учиться значительно лучше.
Однажды АД принесла на сеанс кассету с записью музыки группы "Грэйтфул Дэд". Эту запись она особенно любила и хотела, чтобы я послушала ее. Я согласилась, но перед этим подключила ее к Зеркалу Интеллекта, потому что сеанс должен быть полноценным.
На экране я увидела ее обычную схему, но потом зазвучала музыка, и я не поверила своим глазам. Прибор показывал, что активность бета-волн АД. резко возросла, как только заиграла музыка. Вы можете сравнить обе схемы они изображены на рисунке 5. Я дала А.Д. ее домашнее задание, и пока она выполняла его, слушая
музыку, ее бета-волны находились в активном состоянии. Я долго еще изучала ее схему, после чего пришла к выводу, что ее любимая музыка действительно способствует лучшей концентрации внимания и повышению способностей к учению. Оставалось только убедить в этом ее родителей, что отнюдь не представлялось легкой задачей.
Мне довольно часто приходилось наблюдать, что дети (так же, как и в случае с АД.) могут близко подходить к схеме, соответствующей активному состоянию интеллекта, но в этой схеме наблюдается более низкая активность бета-волн. В таких случаях я стараюсь повысить активность их бета-волн, не подавляя при этом тета-волны. Я опасаюсь, что подавление тета-волн может привести к затуханию у детей творческих способностей.
Я стараюсь не делать детей "нормальными", потому что я отнюдь не уверена, что медицинские и социальные стандарты нашего общества являются правильными. Дети, у которых возникают проблемы с учебой, часто бывают более одаренными, чем о них думают.