Но магия остается магией, и даже ремесленник от нее по сравнению с "непосвященными" был носителем многих тайных знаний.
Изготовление, к примеру, перстней-талисманов сопровождалось обязательным магическим ритуалом, во время которого произносились "призывания, заклинания и каждения", а металл и камень подбирались с учетом личности заказчика, его связи с определенными планетами и стихиями, а также с теми задачами, которые возлагались на перстень - талисман.
Помимо учета планетарной классификации металла и камня, а также соответствия их владельцу, практиковалось еще укладывание в гнезда колец под камень кусочков пергамента, на которых тайнописью была поставлена талисману задача, определенная заказчиком. В разделе "Дополнительный материал" вы можете найти описание принципов изготовления перстней-талисманов и их принадлежности к конкретным группам людей.
Для общения с "высшими астральными планами Вселенной" применялись ритуальные кольца. Они также связывались со знаками зодиака, но каждое кольцо имело свое имя.
Оно писалось на чистом пергаменте и ритуально освящалось.
Этот пергамент также клался в оправу кольца под камень.
Чтобы разбудить магическую силу кольца, его надо было назвать по имени. Причем имя это никто не должен был слышать.
Изготавливались они из золота, серебра, твердой ртути (так назывался сплав золота с серебром), меди, олова, железа и свинца. Камни - самые различные, в зависимости от будущего хозяина и "задания".
Кольца могли быть предназначены для "созерцания", "покровительства и защиты от врагов", удачной охоты (причем разные - в зависимости от объекта охоты), рыбалки, даже для того, чтобы стать невидимым. Окуривание тоже в каждом отдельном случае разное, вплоть до белены и... мух (для рыбалки).
Существовали еще более изощренные способы подготовки перстней-талисманов. У Папюса в "Практической магии" предлагается, кроме папируса с тайнописью, под камень укладывать еще и многое другое: "В июне, в час Луны или Сатурна надо взять по равной части серебра и олова и сделать из них перстень.
В декабре в час и день Сатурна или Луны ты изобразишь внутри него знак (знак не приводим, так как он уже был изображен выше. - Авт.) Внутрь гнезда ты вложишь немного травы Selenotropfa, и Очикот (Sempervivum), кожи кошки и крота, перьев совы и удода, а сверху их ,вделаешь сапфир. Окуришь его серой, обратясь к югу, и вызовешь ангелов: Уриеля, Ариеля, Тар-киама, Гуальбареля, Эгина, пигмеев, Цафкиеля, Габриеля, Арат-рона, Фуля, Кассиеля и будешь носить его осенью в день и часы Луны и Сатурна".
Остается только позавидовать тому, бесконечному стремлению любыми путями завоевать расположение капризницы Фортуны, которое давало силы нашим предкам не только выучить все имена ангелов, собрать нужные ингредиенты для "подстилки" под камень, но и суметь все это затолкать р гнездо кольца! А как должен был благоухать после этого такой перстень!
Тем не менее, эти манипуляции производились и имели успех. Иначе как можно объяснить, что веками люди верили и продолжают верить в силу магических талисманов?
Разумеется, сегодня никто не будет выдергивать перья из удодов и сдирать кожу с крота, да и вряд ли кто-нибудь знает, что такое Selenotropfa, но перстни с камнями носят все, подбирая их по принципу "мой камень - мой талисман", форму и цвет по вкусу, и металл по карману.
II.4. ТАЙНАЯ МАГИЯ ПРИРОДЫ
Твоя благодать наполняет руки мои.
В избытке льется она сквозь мои пальцы.
Не удержать мне всего.
Николай Рерих
А имеет ли вообще смысл-подбор для каждого отдельного случая разных форм, цветов, камней и металлов? Не проще ли, взяв, первый попавшийся перстень, выгравировать на нем соответствующие символы, совершить все полагающиеся обряды и доверить ему свою жизнь и процветание?
В принципе такой подход вполне соответствует логике понятия "талисман" и вполне с точки зрения магии должен работать. Но не следует забывать о том, что талисманы обладают еще и таким качеством, как сила воздействия.
Увеличению этого показателя и способствует правильный подбор материала, формы и цвета, связанных прежде всего с определенным человеком.
Напомним, что, по мнению древних магов, немаловажную роль здесь играет фактор симпатии. А она существует в зависимости от того, какая планета связана с каждым конкретным человеком и с каждым конкретным материалом.
Попробуем в этом хоть немного разобраться.
Камни. Старая персидская легенда рассказывает, что благородные камни - творение сатаны, который, подметив, как Ева в райском саду любуется цветами, подбросил ей, придав им великолепную окраску, камешки, которые должны были возбуждать в людских сердцах алчность и соблазн.
Древние индийцы считали, что драгоценные камни - это капли крови борющихся на небе богов. Падая на песок священного Ганга, они превращались в рубины и гранаты.
Видимо, поэтому в Индии всегда отдавали предпочтение камням красного цвета.
Любовь к определенным самоцветам у разных народов складывалась в соответствии с их менталитетом. Древние цивилизации Америки предпочитали зеленые камни, на Среднем Востоке ценили синие, а древних египтян привлекали оба этих цвета.
И везде и всюду к драгоценным камням относились как к величайшей ценности, дарованной человеку Высшими силами.
Трактовки были разными, но завораживающий мир камня в любом месте Земли привлекал людей во все времена.
В "Папирусе Эберса", произведении, написанном в Древнем Египте в 1500 году до нашей эры и найденном при раскопках пирамиды, подробно излагаются правила использования самоцветов и минералов в лечебных целях. В частности, "Папирус Эберса" рекомендует при болезнях глаз использовать сапфиры, в качестве слабительного и при всех гастроэнтеритах - изумруды, при болезнях селезенки и печени - рубины, а как противоядие при укусе змеи - аметист.
На Руси в "Изборнике Святослава" (1073) мы находим первые описания янтаря, аметиста, жемчуга, лала, бирюзы, оникса, лазурита и их свойств.
Удивительные свойства янтаря Гомер прославил еще в "Одиссее".
Трудно сказать, когда возникла мода на драгоценные камни как украшения. Очень долгое время до этого люди воспринимали их, прежде всего как талисманы - помощники в решении своих проблем.
Как и все прекрасное, в нечистых сердцах испокон веков драгоценные камни рождали алчность, но чистые сердцем люди воспринимали их как дар свыше и относились к ним с почитанием и восхищением. Поэтому не удивительно, что и в Библии упоминаются "двенадцать камней Небесного Иерусалима". "Основания стены города украшены всякими драгоценными камнями. Основание первое - яспис (яшма), второе - сапфир, третье - халкидон (халцедон), четвертое - смарагд (изумруд), пятое - сардоникс, шестое - сардолик (сердолик), седьмое - хризолиф (хризолит), восьмое - вирилл (берилл), девятое - топаз, десятое - хрисопрас (хризопраз), одиннадцатое - гиацинт, двенадцатое - аметист" (Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис) о священном граде Иерусалиме). "
Чем же так поражали и манили людей прекрасные каменья? Почему упоминания о них всегда были овеяны ореолом тайны?
Знания о свойствах благородных камней были достоянием "посвященных". Поэтому выбор тех из них, которые должны были стать защитниками и помощниками человека в определенных жизненных ситуациях, зависел не только от вкуса владельца.
С самоцветами были связаны разнообразнейшие верования и суеверия.
Они приносили счастье, охраняли от болезней, бед, врагов, умиротворяли разгулявшуюся стихию.
Камни - талисманы, амулеты, целители оказывали гипнотическое воздействие своим блеском и завораживающей окраской, возбуждали удивление и восхищение.
Каждая эпоха отличалась своими излюбленными камнями. Царицы древних времен Клеопатра, Семирамида, Нефертити любили жемчуга.
В периоды ренессанса и барокко обожали цветные сверкающие камни: рубины, сапфиры, изумруды, голубые и желтые топазы. Эпоха рококо сияла бриллиантами.
А время романтизма очаровывало изысканной красотой полудрагоценных камней: гранатов, опалов, хризолитов, аквамаринов. Самоцветами были усыпаны ювелирные изделия, которые могли позволить себе уже не только самые знатные дамы.
Броши, серьги, браслеты, ожерелья из сердолика, кошачьего глаза, лунного камня украшали наряды горожанок, создавая романтический ореол вокруг женщин этой эпохи.
К выбору украшений относились с большим вниманием. Ювелиры, чтобы успешно шли их дела, должны были уметь правильно подбирать камни для своих клиентов.
И становились они по совместительству астрологами и врачами.
Связь с астрологией стала основой еще древнеегипетского подхода к индивидуальному подбору камней. Основываясь на древней мудрости "что наверху - то и внизу", египтяне видели тесную связь между космосом и минеральным царством Земли.
Каждый камень соответствовал определенной планете. Планеты связывались со знаками зодиака и, следовательно, возникала цепочка: камень - планета - знак зодиака - человек.
Если планета благоприятствовала человеку, то соответствующий ей камень должен был приносить удачу своему хозяину, если же была "злой", то связанного с ней камня следовало избегать.
Традиционно камни, приносящие удачу, пытались распределить по двенадцати знакам зодиака, но, поскольку их было значительно больше двенадцати, единодушия в этом вопросе так и не удалось добиться.