А с тем, что агрессия среды проявляется и в человеке, в ней пребывающем, нельзя не согласиться. С этих позиций достаточно логично может быть объяснен даже рост преступности в городах.
Связь формы с человеком и влияние ее на жизнь людей прекрасно понимали наши предки. Расшифровка ими магического смысла различных геометрических фигур и форм подтверждает это.
II.5. ЧАРЫ
Чем больше вглядываешься в прошлое,
тем больше понимаешь, что в жизни
возможно все.
И. Потоцкая
Чтобы завершить эту главу, целью которой было дать представление нашему читателю о разнообразии способов привлечения удачи, которыми пользовалось человечество, необходимо упомянуть еще и о чарах.
Чары (волшебство, колдовство) - в чем-то тема сказочная, а в чем-то и нет. Когда речь заходит о временных или постоянных трансформациях живых существ, как-то: превращение людоеда во льва или мышку, лягушки в царевну и т. п. - никто не сомневается, что это "сказка".
Когда мы читаем о человеке-невидимке, то относим это уже к "фантастике" - то есть, считаем плодом фантазии.
И отличаются эти понятия на бытовом уровне тем, что первое - просто невозможно, а возможность второго на теоретическом уровне еще как-то можно обосновать (для этого, правда, придется притягивать за уши некоторые квазинаучные теории), но в практическую реализацию этого явления никто не поверит.
Однако в "Практической магии" Папюса можно найти рецепт, как стать невидимым. Высшая Магия предлагает для этой цели заклинания, пантакли и определенные обряды.
Жрецы не были глупцами, как бы скептически ни относились к их мировосприятию наши современники. В копилке их знаний уже обнаружилось немало сокровищ, которыми не побрезговала наша, глубокоуважаемая , современная наука.
Откуда же такая вера в сказки и наивность у великих "посвященных"? Не о телепортации ли идет речь?
Возможно, то, что дошло до нас, - всего лишь результат неверных трактовок или непонимания их последующими поколениями?
Может быть, все эти "магические байки" - шифровка, которую оставили нам те, кто знал больше и рассчитывал, что мы
сумеем прочесть ее, когда "повзрослеем" и сможем распорядиться Знанием без вреда для себя и других?
А может быть, не так уж они много и знали, наши пращуры, а только как Киса Воробьянинов "надували щеки", а мы впустую тратим время и энергию на уразумление "великих тайн древности"?
Все возможно. Но понятия "волшебство" и "колдовство", несмотря на инквизиторские костры, взросление человечества и естественный скепсис нашего времени, живут и не сдают своих позиций.
Нам не хочется уделять слишком много внимания этому не самому вдохновляющему нас вопросу. И без нашего напоминания все знают "убедительные исторические примеры", как с помощью колдовства отправляли на тот свет коронованных особ, как чарами заставляли их менять ход событий в государствах, как поднимали мертвых из могил, как шли они в бой и побеждали.
Но тем не менее, обратимся к не столь давним временам. Религия Вуду, признанная Церковью частью католицизма, когда-то возникла на Карибских островах (о.
Гаити), представляя собой смешение традиционных верований народности Дагомеи и католических церемоний.
Жива она и поныне.
Я вижу его бритый затылок. Между нами на земле стоит лампа, горящая тускло, как ночник.
Я не смею пошевелиться и, затаив дыхание, смотрю на Вуане. Он какое-то мгновение колеблется, наклоняется, проходя под гамаками, и медленно укладывается в самого себя!
Вся эта сцена разыгрывается за несколько секунд.
Утром я спрашиваю Вуане:
Говорят, что порчу, наведенную ими, снять невозможно.
Говорят...
Вообще, бытовое колдовство, направленное на уничтожение одних людей ради процветания и успеха других, насылание порчи, болезней - излюбленная тема бесед мистифицированного слоя общества. Только в нашем архиве несколько мешков писем, посвященных этому вопросу.
А если есть вера - значит, будут и результаты. По вере - и дается.
А отсюда - продолжающие жить и в наше время такие способы привлечения удачи, как чары.