Колесо фортуны


"КОЛЕСО ФОРТУНЫ"
Моя наука - это жить и здравствовать.
Лукреций
Мы уже говорили, что собранных нами материалов о случаях невероятного везения и невезения хватило бы не на одну книгу. Но чтобы количество могло перейти в качество, необходим был тщательный анализ накопившихся фактов.

Для этого, прежде всего ,следовало четко определить свой "идеологический подход" к изучаемому вопросу.
Сделать это было не слишком сложно. Тем более, что споры о соотношении случайностей и закономерностей в жизни человека, о роли этих факторов в чередовании удач и неудач уходят корнями в глубокую древность.

Проект "Колесо Фортуны" - логичное продолжение давних попыток человечества объяснить феномены "везения - невезения".
Упрощенно, без учета отдельных нюансов, можно считать, что в таких спорах всегда было две стороны. И их отношение к вопросу носило разнополюсный характер.

Одни пытались объяснить все странные совпадения и случаи везения лишь "игрой случая".

Другие говорили, что ничего случайного в жизни нет и быть не может, что любой случай - это лишь непознанная закономерность, и в итоге сводили все к року и фатальной предопределенности судьбы.
IV.1. МЕЖДУ ЯВЬЮ И НАВЬЮ
Рождаясь, мы умираем:
Конец обусловлен началом.
Манилий
Вполне осознанно, выбрав для себя золотую середину, мы пришли к выводу, что каждому из нас ближе идея "ПРИНЦИПА ДОПОЛНИТЕЛЬНОСТИ". С нашей точки зрения, этот принцип - одна из самых глубоких философских, и естественно-научных идей нашего времени, - позволяет подобрать ключик к феноменам "везения - невезения".
"Дополнительность", как категория диалектической логики, в разных видах возникала во все времена. К примеру, древняя китайская философия была основана именно на утверждении о существовании двух взаимодополняющих понятий "инь" и "янь" (мужское и женское начала).

Нельзя не вспомнить взаимоисключающие и одновременно неспособные существовать друг без друга глубокие философские понятия древней славянской мифологии "явь" и "навь" (упрощенно: реальность и нереальность).
Интересные мысли по поводу "принципа дополнительности" высказал в 1901 году поэт Валерий Брюсов в статье "Истины". "Для мышления нужна множественность, - писал он. - Не было бы пространства, не будь правого и левого, не было бы нравственности, не будь добра и зла... В истине ценно лишь то, в чем можно сомневаться. "Солнце есть" - в этом нельзя сомневаться...

Это истина, но в ней нет самостоятельной ценности.

Она никому не нужна. За нее никто не пойдет на костер.

Даже, говоря яснее, это не истина, а определение. "Солнце есть" - только особое выражение, вместо: "такой-то предмет я называю солнцем".
Можно назвать еще много имен и процитировать высказывания известных мыслителей, настаивавших на том, что истина обретает подлинную ценность лишь при наличии прямо противоположной И не менее справедливой истины... На основании этого видения мира даже появилась такая казуистическая формулировка: "Суждение, прямо противоположное истине, в свою очередь истинно".
Стоит вспомнить и слова Нильса Бора, который в свое время сказал (по поводу многолетних споров о том, что есть атомная частица - квант или волна?): "Всякое истинно глубокое явление природы не может быть определено однозначно и требует для своего определения ,по крайней мере, двух взаимоисключающих дополнительных понятий". Как в дальнейшем признала наука, атом оказался и тем и другим.


Признав, правомочность "принципа дополнительности" и ,для таких понятий, как "закономерность" и "случайность", авторы положили в фундамент проекта "Колесо Фортуны" следующий постулат:
Любая закономерность от части случайна. И даже самая случайная случайность - отчасти закономерна.
Под этой формулировкой мы понимаем: любая закономерность реализуется как некоторое среднее от случайных факторов, а за всякой видимой случайностью должны стоять закономерности более глубоких уровней.
А чтобы было совсем понятно, приведем простейший пример.
Человек рождается с пятью пальцами на руках. Это закономерно.

Случайность в том, что природа выбрала именно такое количество пальцев, а не четыре или шесть. Можно, конечно, и тут поспорить на тему, что ничего случайного в этом нет и выбор этот оптимален.



Однако те же пять пальцев у собаки никак не назовешь оптимальным решением, так как пятый не функционален и, более того, доставляет животному массу неудобств.

Он часто травмируется, если земля покрыта снегом с тонкой ледяной корочкой, камнями, переплетением трав и т. д. Именно этот пятый палец обычно ампутируют у охотничьих собак, исправляя "ошибку природы". Так что все-таки пять пальцев на руке мы отнесем к отчасти случайной закономерности.
А теперь предположим, что родился человек с четырьмя пальцами. Это в ряду "пятипальцевой" закономерности - случайность.

Однако если поискать по всем ветвям и веточкам его генеалогического древа, то там наверняка еще можно будет обнаружить четырехпалых.

А если заглянуть в будущее, то уже никто не удивится очередному четырехпалому представителю этого рода. И потому случайность появления четырехпалой руки следует объяснять закономерностью более высокого уровня.
Предвидим возражения по поводу того, что и в семьях, где ничего подобного не случалось, появляются дети с физическими дефектами. Чтоб не вступать в спор, не имеющий отношения к нашей теме, поставим на нем точку следующим образом: если STO случайность для рода, то закономерное явление (приобретенное нарушение генетического аппарата) для экологического кризиса, в котором мы пребываем.
Определившись для себя с соотношением "случайного и не "случайного", пойдём дальше.
Введем некоторые термины, определения и понятия, придуманные авторами во избежание разночтений и для более точного понимания проблемы.
Все события, которые происходят с человеком, легко разделить на две категории - благоприятные и неблагоприятные. Эти возможные исходы и образуют Поле Фортуны.
ПОЛЕ ФОРТУНЫ (ПФ) - континуум информации об ожидаемых исходах событий, доступный человеку и реализуемый им для себя, используя известный в кибернетике выбор состояний - "да" или "нет".
В отличие от неживых объектов, человеку (как и любому живому существу) далеко не все равно, что с ним происходит. Самосохранение - важнейший инстинкт у всего живого.

Поэтому для более объемного понимания процессов "везения - невезения" требуется второй термин.
КРИТЕРИЙ НЕБЕЗРАЗЛИЧИЯ (КН) - стремление живой материи из всех возможных вариантов развития событий выбрать путь с наиболее благоприятным исходом при минимальных затратах сил и средств.
Гипотеза, которую мы предлагаем на рассмотрение, заключается в том, что живая материя может обладать неким "механизмом", позволяющим реализовывать ПОЛЕ ФОРТУНЫ в соответствии с КРИТЕРИЕМ НЕБЕЗРАЗЛИЧИЯ, то есть из множества других выбирать вариант с благополучным исходом.
Динамика окружающего мира в каждое мгновение времени ставит нас (как и любое живое существо) перед выбором. Образно говоря, мы постоянно находимся в положении сказочного "витязя на распутье".

Направо пойдешь - коня потеряешь, налево пойдешь - головы не снесешь, прямо пойдешь - ничего не найдешь.

Но если в сказке судьба предлагала богатырю всего три варианта решения, то в выборе, перед которым ставит человека жизнь, это число несравнимо возрастает.
И вот что удивительно - из множества возможностей "живая материя, как правило, безошибочно выбирает путь, ведущий к максимально благоприятному для нее исходу.
Доказательств тому особых не требуется. Будь все иначе, ничего живого на Земле давно бы уже не осталось.
Но как происходит такой выбор?
О человеке еще можно сказать, что он делает это осознанно. Но как решают вопрос другие, менее "мозговитые" существа?

Может быть, им просто везет?
Почему бы и нет. Хотя понятие "везение" (в чистом, так сказать, виде) тут не совсем подходит, так как имеет отчетливый подтекст события случайного, непредсказуемого.

В случае же с живыми существами налицо какое-то перманентное, непрекращающееся везение, лишь изредка дающее сбои.
Представьте себе канатоходца, идущего над пропастью. Любое неверное движение будет стоить ему жизни.

Из тысячи возможных вариантов положения тела он должен выбрать единственный - который, в данный момент поможет сохранить шаткое равновесие...
Абсолютно понятно, что везение к этому примеру не имеет никакого отношения. Мы знаем, что удержаться на тонком тросе канатоходцу помогает специальное устройство, дарованное ему природой, - вестибулярный аппарат.
Вы возразите: у меня тоже есть вестибулярный аппарат, но я над пропастью не пройду. И правильно, и не пробуйте.

Вашего вестибулярного аппарата хватает, чтобы удержаться на ровном месте. А кто-то и этого не может.

Все зависит от индивидуальных особенностей и степени тренированности.

В обычной жизни мы не задумываемся о том механизме, который помогает нам двигаться по намеченному пути, не отклоняясь в стороны и не теряя равновесия. О его существовании вообще стало известно не так давно.
Почему же никому не приходит в голову такая явная аналогия: с нами постоянно происходит нечто подобное в повседневном процессе выживания.



Содержание раздела