42. Модель "Волна творчества" (развитие творческих целей во времени)
В точках пересечения этих волн А и В возникают новые волны 3 и 4: взаимовлияние, приводящее к возникновению на стыках различных научных и технических направлений новых направлений. Например, возникновение на стыке ракетной техники и авиации - реактивной авиации, на стыке биологии и электроники - молекулярной электроники. Те, в свою очередь, дают новые пересечения.
Чем дольше идет процесс развития науки и техники, тем больше возникает новых волн и подобных стыков.
Сегодня уже никого не удивляет существование "пограничных" областей науки и техники - физическая химия, химическая физика, биофизика, биогеохимия и т.п. Эта особенность развития была выявлена В.И.Вернадским, писавшим по этому поводу: "...рост научного знания XX века быстро стирает грани между отдельными науками. Мы все больше специализируемся не по наукам, а по проблемам."
Итак, творческая личность из исходной точки О может перейти к новой Цели, либо сообразуясь с общим движением волны, либо продолжая продвижение на том же этапе, либо перейдя на любой другой этап. Например, от изобретения гетеродина (Цель 3-2 - Р.Фессенден) можно в соответствии с движением волны перейти к созданию приемника, работающего на этом принципе (Цель 4-2), либо к разработке нового способа обработки радиосигналов (Цель 3-2), либо заняться, допустим, проблемой радиолокации (Цель 2-4), либо перейти к обоснованию принципиально нового вида связи, допустим оптиковолоконной (Цель 1-2) и т.п. Единственное ограничение на разрешенные переходы накладывается необходимостью соответствия выбираемой Цели существующему уровню развития науки и техники.
Как видим, творческая личность имеет очень большую свободу выбора новой Цели. Но с точки зрения высокой эффективности творческой работы это свобода кажущаяся: условие преемственности как универсальный принцип распространяется и на эту область.
Опыт выдающихся творческих личностей свидетельствует: наиболее значительных результатов достигает тот, кто каким-либо образом использует результаты предыдущей Цели при выборе и непосредственно в работе над новой Целью!
Рассмотрим возможные пути преемственного выбора новой Цели, обобщающие опыт таких творческих личностей.
В 20-х годах нашего века русский экономист Н.Д.Кондратьев провел тщательное исследование экономики Германии, Англии и США, начиная с первой промышленной революции 1775-1785 гг., и установил, что колебания в экономическом росте, в сопровождающих его появлении новых идей, их практической реализации и т.п., укладываются в несколько длинных циклов (волн) с периодом 40-60 лет. Для каждого цикла (волны) он выделил четыре характерных фазы - восстановление, процветание, снижение и депрессия (см. 43).
Справедливость своей теории Кондратьев доказал на "практике", предсказав великую депрессию 1929-1933 гг.
43. Макроциклы Кондратьева
Всего с 1775 года насчитывают четыре таких цикла, получивших название макроциклы Кондратьева. В таблице 3 приведены данные по макроциклам для США, полученные К.Б.де Грине.
Согласно выводам Кондратьева, фаза восстановления каждого нового цикла начинается с появления базовых изобретений, создающих основу для будущего экономического роста. Так, первый цикл начинался с появления паровой машины и ткацкого станка. В фазе процветания происходит интенсивное развитие и эксплуатация ранее полученных идей. В фазе снижения научно-технические идеи, питавшие экономический рост в период восстановления и процветания, начинают исчерпывать себя.
А в фазе депрессии наступает их полный моральный износ, сопровождающийся резким спадом в экономике. Именно в это время в обществе возникает особо острая потребность в новых идеях.
Сравним время возникновения и реализации некоторых идей, уже упоминавшихся в этой книге, с данными таблицы 3. Таблица 3. Макроциклы Кондратьева (по США)
Циклы экономического роста
Фазы циклов
I
II
III
IV
Восстановление
1775-1785 пром.рев.
1840-1860
1896-1905
1937-1948
Процветание
1785-1815
1860-1873
1905-1920
1948-1970
Снижение
1815-1825
1873-1886
1920-1929
1970-1990
Депрессия
1825-1840
1886-1896
1929-1937
1990-2000
длительность
65 лет
56 лет
41 год
63 года
Идея беспроволочной связи (Морзе) возникла в фазе депрессии первой волны. Тогда же начались интенсивные исследования в области электричества. Открытие электромагнитных волн (Герц) и изобретение радио (Попов) произошло в фазе депрессии второй волны.
Идея самолета (Хенсон и Стрингфеллоу, 1842) возникла в начале фазы восстановления второй волны. Серьезные попытки его создания (Можайский, Адер, Максим) начались в фазах снижения и депрессии второй волны, а практически он был создан в фазе восстановления третьей волны (братья Райт).
Идея использования ракеты для полета в космос зародилась и получила теоретическое обоснование (Циолковский) в фазах снижения и депрессии второй и восстановления третьей волн. Формирование коллективов разработчиков космической техники (Тихомиров, Цандер, Королев, Глушко, Оберт, фон Браун и др.) и начало серьезных работ в ракетостроении пришлось на границу фаз депрессии третьей и восстановления четвертой волн.
Идея вычислительной машины (Бэббидж) возникла в фазе депрессии первой волны, а первая ЭВМ была создана в фазе восстановления четвертой волны.
Идея использования ядерной энергии (Кюри) возникла в фазе восстановления третьей волны, а первый ядерный реактор (Ферми, 1942) был построен в фазе восстановления четвертой.
Идея автотрофного человека (Вернадский) была высказана в фазе снижения третьей волны, а в фазе снижения четвертой волны она получила научное обоснование в виде биоэлектрокатализа.
Эти и многие другие факты позволяют сделать очень важный вывод о том, что полупериод волны творчества (см.42), т.е. временная дистанция между Целями I и IV этапов творчества, для наиболее выдающихся идей равен периоду волны Кондратьева, что составляет 40-60 лет. А в отдельных случаях - два периода (например, для ЭВМ) и более (например, идею вертолета высказывал еще Л. да Винчи). Следовательно, если высказывается хорошо обоснованная идея I этапа, опережающая свое время, то ее практической реализации (IV этап) можно ожидать не ранее, чем через 40-60 лет.