Друзья делились друг с другом крохами знаний и слухов о подводном мире, собственным небольшим опытом, вместе мастерили примитивное подводное снаряжение. Каждый вносил что-то свое. Дюма придумал новый способ скоростного погружения под воду, Тайе учил друзей плавать под водой подобно дельфинам, Кусто изготовил гидрокостюм и предложил использовать кинокамеру для подводных съемок... Так постепенно, от одного маленького успеха к другому формировался главный вектор творческого поиска Ж.-И.Кусто - стремление к серьезному изучению подводного мира.
И.И.Сикорский всерьез заинтересовался авиацией в первые годы ее становления. Вся авиационная наука того времени преподавалась за несколько дней на летном поле у крыла какой-нибудь этажерки. Несколько лет безуспешных попыток построить летательный аппарат у кого угодно могут отбить охоту к дальнейшим экспериментам.
Тем более, что перед Сикорским стоял выбор - или продолжение занятий авиацией, или учеба в Киевском политехническом институте. Его дальнейшую судьбу предопределила встреча с другим энтузиастом авиации Ф.И.Былинкиным, также имевшим солидный "опыт" неудачника. Они задумали строить аэроплан сообща.
Вскоре вокруг них организовался небольшой коллектив единомышленников. Работа в таком коллективе позволила Сикорскому быстро обретать опыт и практические знания и в короткий срок выйти на передовые рубежи авиации. Позднее, когда его пригласили на должность главного конструктора авиационного отдела знаменитого Русско-Балтийского вагоностроительного завода, этот коллектив стал ядром отдела.
Главный конструктор первых космических кораблей С.П.Королев также начинал свою деятельность в коллективе единомышленников, создавших группу изучения реактивного движения (ГИРД), которую шутники именовали группой инженеров, работающих даром.
Таким образом, поиск единомышленников-энтузиастов и работа в таком коллективе - эффективный прием формирования устойчивого интереса и углубления знаний в новой, только зарождающейся области науки или техники.
Кстати, любопытно, что студенты высших учебных заведений при подготовке к особо сложным экзаменам стихийно образуют подобные "группы". В основе этого явления лежит известное правило: "хочешь научиться сам - учи других".
Учитель
Обратная ситуация возникает, когда интерес проявляется к давно развивающейся области науки и техники. Тогда накопленные знания могут оказаться чересчур многочисленны, сложны для восприятия неподготовленным новичком, потребовать специфических навыков, например, знания латыни. В таких областях могут быть накоплены свои специфические методы исследований, о которых также мало упоминают в доступной литературе. Да и не всегда это возможно, как невозможно в книге объяснить, например, искусство управления самолетом.
Как в такой ситуации избежать преждевременного угасания интереса?
Вспомним, с какими трудностями столкнулся И.А.Ефремов при попытках самостоятельно освоить основы палеонтологии. Ему помогло знакомство с известным ученым П.П.Сушкиным, который стал его Учителем, ввел в удивительный мир этой науки, обучил азам препараторского искусства и многим другим навыкам, необходимым ученому в этой области.
Огромное влияние на творческую судьбу В.И.Вернадского оказали его Учителя - выдающиеся ученые Д.И.Менделеев и В.В.Докучаев. Учителем А.Л.Чижевского был великий Циолковский; они познакомились в Калуге, когда Чижевский учился в реальном училище, а Циолковский преподавал там физику.
Первые навыки в проведении хирургических операций знаменитый биолог Г.Селье приобрел в клинике отца, а формированием своих научных интересов во многом был обязан крупнейшему американскому физиологу У.Кеннону.
Таким образом, поиск своего Учителя - эффективный прием формирования устойчивого интереса и углубления знаний в обширной, давно развивающейся области науки или техники. Таким Учителем может быть только творческая личность, активно работающая в интересующей новичка области.
На это можно возразить: встреча с настоящим Учителем - редкая удача, дело случая; какой же это прием?! Что ж, сошлемся еще раз на биографию И.А.Ефремова и напомним, в каких неблагоприятных условиях возник его интерес к палеонтологии, и с каким упорством и настойчивостью он искал своего Учителя. Настоящий воспитатель просто не мог отмахнуться от такого ученика.
Кстати, И.И.Сикорский сперва также вел очень активные поиски своего Учителя. В Париже, тогдашней авиационной столице, он даже познакомился с одним из пионеров авиации Ф.Фербером. Но, к сожалению, авиация была слишком молода, и познания Фербера не на много превышали познания ученика.
Как справедливо заметил Г.Селье: "Ни один ученый не появляется спонтанно, без предшественников, но в отличие от сына по крови, сын по разуму может по крайней мере выбрать себе родителя."
Поиск энтузиастов-единомышленников и Учителя ни в коем случае не отменяет необходимость самообразования, а лишь дополняет, усиливает в определенных ситуациях позиции будущей творческой личности (особенно на этапе формирования главного вектора творческого поиска). В любом случае в первую очередь следует рассчитывать на собственные силы и помнить о примере К.Э.Циолковского.
Как удалить ртуть с пола?!
Летом 1939 года Ж.-И.Кусто довелось нырять у берегов Туниса. Там, на глубине нескольких метров, он обнаружил удивительное место: под плоским каменным дном скрывалась обширная полость, где в легких сумерках плавали стаи рыб. Он нырнул и поплыл в своеобразном подводном храме до ближайшего отверстия. В запасе оставалось около 30 секунд; пора подниматься наверх.
Он просунул голову в отверстие, и с ужасом почувствовал, что туловище не проходит. Что делать?!
Поверхность в нескольких метрах над головой, а на обратный путь не хватит времени. Накапливающийся в легких углекислый газ уже начал жечь горло и туманить голову. Стараясь не терять самообладания Кусто огляделся и заметил неподалеку еще одно отверстие.
Если и оно окажется узким... Он метнулся к нему и, обдираясь, протиснулся на свободу.
Позже он вспоминал об этом случае: "...главный вывод, который я сделал, - подводному пловцу нужен дыхательный аппарат, чтобы не зависеть от времени. Дюма, Тайе и я видели на дне моря столько заманчивого, но задержаться, чтобы рассмотреть все поближе, не могли. Дыхательные аппараты... Это было больным местом..."
Достаточно распространено мнение о том, что творческая Цель - мысль заняться какой-либо конкретной проблемой - внезапно и случайно приходит творческой личности. Казалось бы, приведенный выше эпизод должен подтвердить ее. Анализ творческих биографий показывает обратное: постановке творческой Цели предшествует целый ряд событий, закономерно формирующих ее и делающих эту встречу неизбежной.
Мы уже рассматривали, как формировался главный вектор творческого поиска Кусто - изучение подводного мира. Поэтому само стремление найти способ как можно дольше оставаться под водой вполне закономерно. Кроме того, Кусто с друзьями затеял съемки подводных фильмов, чтобы поделиться своими открытиями с окружающими.
Это еще больше обострило потребность в продолжительном пребывании под водой.
Они начали испытывать различные типы существующего водолазного снаряжения, но ни один не удовлетворил их, как не удовлетворили и попытки самостоятельно усовершенствовать их. Тогда Кусто сделал первую попытку сконструировать самодельный кислородный аппарат, напоминающий спасательные аппараты подводников. Обе попытки испытательных погружений едва не завершились гибелью конструктора: чистый кислород уже на малых глубинах становится ядовитым.
Что бы ни пытались предпринять друзья в направлении главного вектора творческого поиска, всюду они наталкивались на одно и то же препятствие. Случай в подводной пещере лишь подхлестнул события и заставил Кусто сформулировать четкую Цель: необходим простой и надежный аппарат на сжатом воздухе, позволяющий долго и свободно плавать под водой. Весь предшествующий опыт убеждал Кусто, что исследовать подводный мир можно, лишь став равным среди равных, плавая свободно, как рыбы.
Работа над этой Целью окончилась в конце 1942 года созданием акваланга.
И.И.Сикорский, работая в направлении своего главного вектора творческого поиска, пытался усовершенствовать - весьма успешно! - конструкцию самолета. Но все, что он делал, чуть лучше или хуже делали другие, а ведь он стремился внести в развитие авиации нечто принципиально новое. По мере накопления опыта и знаний он пришел к выводу, что людям в первую очередь нужны надежные самолеты, способные перевозить грузы и пассажиров на большие расстояния, независимо от погоды, а не легкокрылые "стрекозы".
Так, в общем направлении поисков выявилась проблема - создать тяжелую многомоторную машину с закрытой кабиной - задача, по тем временам считавшаяся абсолютно неразрешимой.