СССР доля монополизированного производства достигла 72%.


  • во-вторых, создание акционерного общества требует больших усилий, чем общества с ограниченной ответственностью.

  • 3. Общество с дополнительной ответственностью. Участники такого общества, в отличие от общества с ограниченной ответственностью отвечают по его долгам своими взносами в уставный фонд, а при недостаточности этих суммѕ дополнительной принадлежащих им имуществом в одинаковом для всех участников кратном размере к взносу каждого участника. Предельный размер ответственности предусматривается в учредительных документах.
    4. Полное общество. Полным является такое общество, все участники которого занимаются совместной предпринимательской деятельностью и несут солидарную ответственность по обязательствам общества всем своим имуществом.
    5. Доверительное общество - общество с дополнительной ответственностью, осуществляющее представительскую деятельность в соответствии с договором, заключенным с доверителями имущества относительно реализации их права собственников. Под имуществом доверителя понимаются денежные средства, ценные бумаги и документы, удостоверяющие право собственности доверителя.
    Доверительное общество осуществляет доверительные операции:

    • для граждан - хранение и представительские услуги для обслуживания имущества доверителей;

    • для юридических лиц - распоряжение имуществом, агентские слуги, ведение счетов для собственников, их ценные бумаги и управление голосующими акциями, переданными доверительному обществу путем участия в общих собраниях акционерного общества.



    Трансформация собственности - от монополизма к плюрализму форм
    Изменения в отношениях собственности стали основным стержнем экономических реформ в бывших советских республиках. В теоретическом плане трансформация собственности потребовала решения проблемы: до какого уровня должна снизиться доля государственной собственности, какими темпами и способами пойдет это снижение, как и к кому должна переходить государственная собственность.
    В России и в других государствах СНГ взят курс на переход к системе, сочетающей частную (индивидуальную и групповую), государственную и смешанную формы собственности на средства производства. Это вполне логично сопрягается с курсом на переход к рынку. Раз рынок предполагает свободу производственной и коммерческой деятельности, конкуренцию между производителями, значит должно быть преодолено господство какой-то одной формы собственности.

    Оно должно быть заменено взаимно дополняющими друг друга различными формами собственности, каждая из которых оказалась бы наиболее приспособленной к конкретной сфере экономики, к каждому специфическому виду экономической деятельности.
    Госсобственность в переходный период
    Особенность отношений между субъектами и объектами собственности на федеральном уровне объясняются следующими обстоятельствами:


    • результаты процесса управления федеральной собственностью влияют на судьбы многих людей, определяя уровень их жизни, социальную защищенность, состояние здоровья, интеллектуальное развитие, безопасность и многие другие общепризнанные человеческие ценности;

    • федеральная собственность охватывает огромное число объектов, расположенных на всей территории страны и за ее пределами;

    • объекты федеральной собственности отличаются большим организационным и правовым многообразием, охватывают широкий спектр отраслей национального хозяйства и предназначены для использования в самых разнообразных направлениях;

    • реализация права государства на объекты собственности достигается через функционирование системы управления государственной собственностью, представляющей собой трехуровневую иерархическую структуру.


    Государственная собственность, вероятно, сохранит свою значимость и функцию опорного звена всей хозяйственной цепи. Процесс приватизации, ведущий к расширению индивидуальной и групповой форм собственности, не означает, что государственная собственность будет полностью свернута. Есть такие отрасли народного хозяйства, которые нецелесообразно дробить на элементы.
    Это относится прежде всего к крупным, наиболее важным комплексам, работающим в интересах всего государства. Очевидно, что в России энергетика, транспорт, производство оборонной продукции и некоторые другие отрасли должны оставаться в сфере государственной собственности. Сюда должны быть отнесены материальные ресурсы науки, особенно фундаментальной.





    В рекомендациях различных авторов, доля государственной собственности должна составлять 50-30% основных производственных фондов.
    Важная проблема в развитии государственной собственности - преодоление монополизма, характерного для административно-командной системы. К концу 1990 г. в машиностроении бывшего СССР доля монополизированного производства достигла 72%. Понятно, что демонополизация производства, основанного на государственной собственности, - это долгий и сложный процесс.

    Отчасти преодоление монополизма может осуществляться путем разукрупнения предприятий, механического раздела их на части.
    Тем не менее, одной из главных теоретических и практических проблем явилось разгосударствление, определение и использование наиболее рациональных путей, моделей приватизации.
    Приватизация - это переход государственной собственности в руки отдельных граждан, трудовых коллективов, юридических лиц, или возникновение на базе государственных предприятий различных смешанных форм собственности. После приватизации субъектами собственности становятся частное лицо, работник приватизируемого предприятия, трудовой коллектив, акционерные общества, холдинги и т.д.
    Объектами приватизации могут быть предприятия торговли и сферы услуг, жилищный фонд, жилищное строительство, мелкие, средние и крупные предприятия промышленности и сельского хозяйства.
    Цели приватизации связаны с повышением эффективности хозяйственной деятельности через развитие рынка и формирование слоя частных собственников-предпринимателей, стимулирование предпринимателей на повышение эффективности работы предприятий, расширение индивидуальных свобод и создание конкурентной среды, привлечение иностранных инвестиций, содействие демократизации экономики. Приватизация направлена на социальную защиту населения и развитие объектов социальной инфраструктуры за счет средств от приватизации.
    Процесс приватизации в России начался раньше, чем сформировалась сама концепция приватизации, и понятие частной собственности было признано официально. В результате, происходила своеобразная приватизация государственных финансовых ресурсов, а по существу, разграбление государственной собственности. Смена собственников не привела к эффективному хозяйствованию.

    В экономике утвердилось господство естественных монополий, экономический и финансовый кризис углубился. В связи с этим, необходимы следующие меры, которые ранее были использованы другими странами:


    • дифференцированный подход к приватизации крупных государственных объектов с целью создания экономической структуры с разумным балансом малых, средних и крупных предприятий, с достаточной степенью конкуренции между предприятиями в различных отраслях и с достаточным участием иностранных инвесторов;

    • разнообразие способов передачи государственной собственности в частные руки;

    • предоставление краткосрочных кредитов с гарантией государства предприятиям, деятельность которых находится под квалифицированным контролем, для финансирования заработной платы и обязательств перед поставщиками и др.


    Товарное производства
    Различают два типа хозяйствования: натуральное и товарное.
    Натуральный тип - это такой тип организации общественного хозяйствования, при котором продукт труда используется для внутреннего потребления. Производитель продукта должен быть собственником средств производства. Продукт труда не является товаром.

    Формы натурального хозяйства абстрактно могут быть самыми разнообразными. Границы натурального хозяйства определяются системой внутреннего потребления.
    Товарный тип объективно обусловлен на определенном этапе развития человеческого общества. Определение товарного производства впервые дает В.И.Ленин в работе по поводу так называемого вопроса о рынках: ...под товарным производством разумеется такая организация общественного хозяйствования, когда продукты производятся отдельными обособленными производителями, причем каждый специализируется на выработке одного какого-либо продукта, так что для удовлетворения общественных потребностей необходима купля - продажа продуктов (становящихся в силу этого товаром) на рынке.
    Для становления товарного хозяйства необходимы два условия:


    • общественное разделение труда;

    • обмен, рынок.


    Основные черты товарного хозяйства:


    • производитель продукта труда может быть собственником средств производства, но может и не быть им;

    • продукт труда является товаром;

    • рабочая сила становится товаром.



    Товар
    Товар, это есть продукт труда, удовлетворяющий какую либо человеческую потребность через обмен, рынок.
    Товар обладает потребительской стоимостью. Это есть способность товара удовлетворять какую либо общественную потребность. Исходя из общественной потребности товары делятся на средства производства и предметы потребления.

    Интересные статьи



    Содержание раздела