Ранее инфляция возникала, как правило в чрезвычайных обстоятельствах, к примеру во время войны. Однако в последние два -три десятилетия во многих странах она стала постоянной. Принято выделять несколько типов инфляции.
1. Ползущая инфляция.
Это инфляция, темпы роста цен в условиях которой не превышают 10% в год. Такую инфляцию современная экономическая теория рассматривает как блго для экономического развития, а государство - как субъект проведения эффективной экономической политики. Ползущая инфляция позволяет корректировать цены в соответствии с изменяющимися условиями производства и спроса.
2. Галопирующая инфляция.
Для нее характерен темп роста цен от 20% до 200% в год. Это уже серьезное напряжение для экономики, хотя большинство сделок и контрактов учитывает такой рост цен.
3. Гиперинфляция.
Для гиперинфляции характерен неограниченный рост количества денег в обращении и уровня цен. Современный рекорд принадлежит Никарагуа: во время гражданской войны среднегодовой рост цен в этой стране достигал 33 000%. В условиях гиперинфляции наносится огромный ущерб населению, даже состоятельным слоям общества.
Разрушается национальное хозяйство.
Все эти три типа относятся к так называемой открытой инфляции. Существует также подавленная инфляция, при которой рост цен может и не наблюдаться, а обесценивание денег может выражаться в различного рода дефицитах.
Негативные последствия инфляции вынуждают правительства разных стран проводить определенную антиинфляционную политику. Оценивая характер антиинфляционной политики в ней можно выделить два подхода:
1. Первый подход предусматривает активную бюджетную политику, т.е. активное маневрирование государственными расходами и налогами в целях воздействия на платежеспособный спрос. При инфляционном спросе государство может уменьшить его путем ограничения своих расходов и повышения налогов. Однако такие действия могут привести к застою и различным кризисным явлениям в экономике, увеличению безработицы.
В условиях спада спроса бюджетная политика может использоваться для его расширения, осуществляются программы государственных капиталовложений и других государственных расходов, понижаются налоги. Налоги снижают в первую очередь для получателей средних и низких доходов. Однако стимулирование спроса бюджетными средствами может усилить инфляцию, к тому же большие бюджетные дефициты не позволяют маневрировать расходами и налогами.
2. Второй подход это гибкое денежно-кредитное регулирование, которое осуществляется формально неподконтрольным правительству центральным банком страны. Банк изменяет количество денег в обращении и ставку ссудного процента. Денежно-кредитная политика используется как средство для кратковременного воздействия на экономику.
Иными словами, государство должно проводить антиинфляционные мероприятия для ограничения спроса, поскольку стимулирование экономического роста и искусственное поддержание заработной платы путем снижения естественного уровня безработицы ведет к потере контроля над инфляцией.
С точки зреня интересов общества, борьба с инфляцией может привести к значительным потерям в народном хозяйстве. По некоторым подсчетам, для снижения инфляции на 1% безработица должна быть в течение года на 2% выше своего естественного уровня, при этом реальный Валовой Национальный Продукт (ВНП) уменьшается на 4% по сравнению с потенциальным. Для США, например, такое уменьшение ВНП в 1985 году оценивалось в 160 млрд. долларов.
Структура и основные принципы формирования рынка
Ценообразование
Проблема ценообразования на факторы производства имеет два подхода:
Концепция предельного продукта позволяет решить задачу минимизации издержек.
Количественно прибыль определяется путем вычета издержек производства из объема продаж, то есть выручки.
Прибыль, полученная за счет нововведений называется инновационной (в западной литературе) или добавочной (у Маркса). Она, как правило, носит временный характер.
Монопольная прибыль - связана с ограничением предложения факторов производства. Это ограничение может быть: объективным и умышленным (искусственным дефицитом факторов).
Норма прибыли - отношение массы прибыли к авансированному капиталу.
P
P' = --- 100%
K
Факторы, влияющие на норму прибыли:
Средняя норма прибыли определяется отношением суммы прибавочного продукта, созданного в обществе ко всему авансированному капиталу.
Сумма P
P' = ------- 100%
ср Сумма K
В условиях рыночной экономики действует объективные экономические законы.
Закон средней прибыли: на равновеликие затраты (капитал), должна быть получена равновеликая прибыль.
Прибыль бывает: индивидуальная, отраслевая и средняя (общая).
Индивидуальная прибыль - это прибыль, которую получает каждый отдельный предприниматель.
Отраслевая - это прибыль, образованная внутри отраслевой конкуренции за более выгодные условия производства и сбыта товаров за получение дополнительной прибыли.
Закон цены производства: товары в условиях рыночной экономики должны продаваться не по стоимости, а по ценам производства. Цена производства возмещает предприятию его затраты и обеспечивает получение средней прибыли. С развитием производительных сил средняя норма прибыли имеет тенденцию к понижению из-за роста органического строения производства, но норма прибыли понижается в меньшей пропорции, чем растет органическое строение производства.
Конкуренция
Конкуренция - это мотивация поведение экономического субъекта в сфере хозяйствования.
Конкуренция - это процедура открытия таких факторов, которые без обращения к ней остались бы никому не известными или по меньшей мере неиспользуемыми.
Конкуренция - это процедура открытия способов предложения более качественных или более денежных товаров чем те, что уже поступают потребителю.
Формы конкуренции:
Средства конкурентной борьбы:
Государственное регулирование рыночной экономики
Любая рыночная экономика не может существовать и функционировать без государственного регулирования. Неконтролируемые рыночные процессы разрушительны для общества и природы. Поэтому рыночная экономика более чем любая иная, нуждается в регулировании.
Роль регулирующего центра может выполнить только государство – институт, представляющий всё общество и обладающий правом внеэкономического вмешательства в экономические отношения. Задача состоит в том, чтобы найти оптимальную меру и наиболее эффективные формы государственного регулирования экономики, которые, не разрушая её рыночную природу, в то же время обеспечили бы рыночной экономики максималdную социальную эффективность. Понятно, что бесконечное изменение конкретных обстоятельств превращают эту задачу в вечную проблему.
Как правило, в государственном регулировании рыночной экономики проявляется два разных аспекта. С одной стороны, это необходимое для самого рынка, представляющее неотъемлемое условие для надёжной работы организующее, упорядочивающее воздействие. Оно проявляется в государственном формировании свода правил и ограничений рыночной деятельности, его поддержке и обновлении, контроле за соблюдением.
Организуя рыночные отношения, государственные органы способствуют их органичному встраиванию в систему общественных отношений, без чего рынок был бы отторгнут политической и социальной структурами. Государственное регулирование рынка осуществляется посредством законодательства, через государственное планирование, на основе выпускаемых правительством нормативных актов.