“Невидимая рука” А. Смита. (Магический 6-ти угольник).
Включает в себя 6 эл-тов
1. Колебание массы и норм прибыли.
(Эти колебания управляют р.э.). Те сферы бизнеса, кот. В данный момент производятся в данной прибыли и достигаются большей нормой прибыли и туда переливаются эк. ресурсы.
Т.к. каждый субъект р.э. хочет получать большую массу прибыли, тогда этот субъект со своими рес-сами устремляется в те сферы бизнеса, в кот. это обеспечивается.
Всякий владелец свободного денежного капитала, кот. хочет капитализировать этот денежный капитал, т.е. инвестировать его во что либо, превратить в реальный капитал с целью получения прибыли, прежде всего покупает акции тех корпораций, в кот. выше норма прибыли и, кот. на свои акции выплачивает более высокие дивиденды (инвестор узнает об этом и покупает акции именно этих корпораций с целью получения высоких дивидендов) и этим самым, передает свои денежные ресурсы данной корпорации.
2. Рыночные цены на товары, но свободно формирующиеся под влиянием колебаний спроса и предложения на них.
Экономисты говорят:
“Рыночной эк-кой управляют рыночные цены”, т.к. рыночные цены самая надежная и объективная информация для всех фирм: ЧТО, КАК и СКОЛЬКО производить, таким образом, рын. цены регуляторы развития рыночной экономики.
Механизм выполнения функции рыночных цен
Фирма производит продукции больше, чем нужно рынку = предложение товара и рыночная цена понижаются, это сигнал (информация) для этих фирм сократить произ-во этих товаров = рыночные цены начнут понижаться в большей мере и дело дойдет до того, что рын. цены установятся на уровне издержек произ-ва этих товаров и эти фирмы не будут получать никакой прибыли, т.е. они просто обанкротятся.
Теперь допустим фирма производит продукции меньше, чем нужно рынку = спрос начинает превышать предложение и рын. цена идет вверх повышается, это сигнал для этих фирм увеличить производство этих товаров на рынке дефицитов этих товаров. Более того, в этом случае, рын. цена предоставит этим фирмам и дополнительные финансовые средства для этих товаров, потому что они будут получать большую массу прибыли и значит, могут инвестировать свои прибыли для расширения своего произ-ва.
3. Конкуренция:
Экономисты справедливо говорят: “Есть конкуренция - есть р.э., нет конкуренции нет р.э.”
Конкуренция заставляет (вынуждает) все субъекты р.э. производить только то, что нужно рынку, снижать издержки произ-ва продукции, улучшать её качество и постоянно совершенствовать свое произ-во.
Ставка процентов за кредиты - мощный регулятор в развитии р.э.
И пример из сегодняшнего дня:
Американская эк-ка “захромала”, темпы ее развития существенно понизились с 3-4 % за год, до 1-2 % в этом году. Фондовая биржа немедленно на это отреагировала падением рын. цен на акции и тогда, администрация Президента попросила свой Ц.Б. понизить ставку % за кредиты. Расчет у президента простой:
Кредит станет дешевле, фирмы и дом. хоз-ва его охотнее будут брать и начнут расширять произ-во, а дом. хоз-ва будут больше покупать товаров по потребительскому кредиту, т.к. он стал дешевле, в рез-те увеличится совокупный платежеспособный спрос и на инвестиционные товары, т.е. на те средства произ-ва, кот. необходимы для расширения произ-ва и на потребительские товары, и темпы развития американской эк-ки увеличатся.