используете ваше время не самым лучшим образом. Или же вы обнаружили у себя
склонность к затягиванию дела. Или же в том случае, если вы остановились в
середине дела "А-1".
Или же тогда, когда вы заметили, что просто перебираете
бумаги, а не работаете над ними.
Задавайте себе этот вопрос, когда вы стоите перед выбором между двумя
делами, когда вы выдохлись, когда вам надо совершить переход к какому-то
другому делу.
Для того, чтобы вы не забывали задать себе "вопрос Лакейна", поставьте
вокруг себя таблички с надписями:
"Как сейчас можно потратить время с наибольшей пользой?" и "Задай себе
вопрос Лакейна". Можно прикрепить большой плакат с такой надписью прямо
напротив вашего рабочего места. Можно развесить плакаты с такими надписями
по стенам вашего дома. Если вы не хотите, чтобы эти призывы бросались всем в
глаза, вы можете хранить записки с такими надписями у вас в ящике стола или
в записной книжке. (Я даже одно время выпускал для моих клиентов карандаши,
на которых был написан "вопрос Лакейна").
Даже если вы знаете, какое занятие является для вас делом "А-1" и вы
начали его, все равно задайте себе "вопрос Лакейна", но постарайтесь
уточнить его: "Как сейчас можно потратить время с наибольшей пользой,
работая над делом "А-1"? "Какую часть этого дела мне следует выполнить
сейчас и каким образом?"
Постарайтесь упростить задачу.
Попытайтесь осуществить ее быстрее и
сделать ее более легкой для вас. Следует ли вам позвонить или навестить
тугодума из другого отдела?
Не лучше ли вам написать письмо многословному
клиенту, чтобы он не отнимал у вас целый час на длинный монолог по телефону,
или же вам все же следует побеседовать с ним, чтобы достичь быстрого решения
на основе согласовывания взаимных интересов?
Умение работать очень быстро и хорошо - это гарантия успеха.
Возможно
вам мешает бремя мелочей, оставшихся от прошлой недели. Если это так, то
постарайтесь от них избавиться, периодически задавая себе "вопрос Лакейна".
Возможно, что вы впустую тратите свое время на дела, которые некогда
были делами "А-1", но уже перестали быть таковыми. Не стоит ли отменить этот
большой заказ? Не изменились ли сроки исполнения проекта? Такие ли уж
трудности вызовет увольнение главного счетовода?
Бывшее дело "А" может
обесцениться и превратиться в "Б", а затем в "ВЯ" не только с течением
времени, но и по мере его завершения. Правило 80/20 предполагает, что 80
процентов ценности часто достигается в течение первых 20 процентов вашей
работы над тем или иным проектом. Стремление к совершенству может приводить
к тому, что вы вкладываете слишком много сил, получая взамен лишь минимум
отдачи.
Когда стремление к совершенству помогает, а когда - нет
Стремление к совершенству полезно, когда 80 процентов ценности можно
получить лишь из последних 20 процентов работы. Такими делами являются,
например, сооружение плотины, доставка на дом купленных продуктов, починка
протекавшей раковины.
Стремление к совершенству превращается в пустую трату времени в таких
делах, как выглаживание малейшей морщинки на простыне, или многократное
вычитывание письма, не имеющего существенного значения.
Подобное увлечение
трудовым процессом часто приводит к тому, что утрачивается представление о
его цели.
Одним из способов остановить ваш дрейф по течению дела является
самоконтроль над вашей работой.
Проверяйте себя каждые пятнадцать минут, или
каждые полчаса, или работайте до 15.30, а потом проверьте ваши достижения.
Для этого можете использовать будильник.
Если вы увидите, что ваши усилия не
приносят вам успеха," остановитесь и займитесь чем-либо другим.
Будильник поможет вам выполнять дела в срок. Если вы хотите сделать
что-либо за полчаса, поставьте будильник на определенный срок. Если вас
раздражает его тиканье, поставьте его в нижний ящик стола; оттуда вы
услышите лишь звонок. Допустим, вы услыхали звонок, а ваша работа все еще не
завершена.
Поставьте будильник еще на двадцать минут, но не на полчаса.
Вполне возможно, что через двадцать минут вы пересмотрите ваше решение о
значимости вашего дела и поймете, что больше не стоит вкладывать в него силы
и время.
Не возникают ли у вас подозрения в том, что ваши дальнейшие усилия не
оправдываются? Задайте себе "вопрос Лакейна". Если вы не уверены в том,
следует ли заканчивать начатое дело (или продолжать его), я предлагаю вам
остановиться. Если вы не вернетесь к этому делу, то это значит, что вы его
завершили. А если на другой день вам станет неприятно, что вы вчера не
закончили дело и вы захотите его продолжить, вернитесь к нему.
Но вскоре...
задайте себе "вопрос Лакейна".
Глава 14.
Используйте метод швейцарского сыра
Хотя хорошо составленный план, в котором четко определены цели и
приоритеты, является гигантским шагом вперед в установлении контроля над
вашим временем (и над вашей жизнью), даже хорошие плановики забывают одну
деталь: план, как всякий инструмент, полезен лишь тогда, когда он находит
применение.
Лучшие планы остаются грезами наяву до тех пор, пока вы не
воплотите их в жизнь через действие.
Когда речь идет о большинстве обычных дел, таких как еда или чистка
зубов, планирование непосредственно приводит к действию. Даже когда вы
занимаетесь более сложными делами, подготовка планов и их реализация могут
быть настолько связаны вместе, что могут казаться частями одного и того же
целого. Хороший план, то есть такой план, который вам кажется правильным,
обладает способностью втянуть вас в действие, потому что он представляет
единственную ясную перспективу вашей дальнейшей жизни и деятельности.
Порой переход от планирования к действию происходит менее гладко.
Представим себе, что в результате вашего планирования (составление списка
жизненных целей, определение приоритетов, ответ на "вопрос Лакейна") вы
сосредоточились на выполнении задачи, которая стала для вас делом "А-1":
вымыть все окна в доме. Однако вместо того, чтобы действовать по плану, вы
начинаете проявлять колебания.
Возможно, что вам хочется заняться менее
важным делом, или отдохнуть и пойти в кино, или просто чертить полосы
пальцем по грязным окнам. Очевидно, что в отношении дела "А-1" вы не
руководствуетесь принципом "сделать его сейчас", а предпочитаете отложить
его.
Я беседовал с тысячами людей, обсуждая их попытки взять свое время и
свою жизнь под надежный контроль. Снова и снова я слышал знакомые слова:
"Много лет я собирался сделать это дело, но постоянно его откладывал", или
"Я знаю, что я хочу сделать, но у меня никогда не хватает времени это
начать".
Промедление! Это - одно из главных препятствий, с которыми все
сталкиваются, пытаясь решить краткосрочные и долгосрочные цели. Вместо того,
чтобы позволить промедлению овладеть вами, почему бы не дать ему отпор
активными действиями"?
Правилен ли ваш выбор цели "А-1"?
Когда вы избрали себе цель "А-1", но испытываете нежелание "сделать это
дело сейчас", попытайтесь еще раз проверить правильность вашего выбора.
Возможно ваше нежелание заниматься этим делом вызвано интуитивным ощущением
того, что "А-1" - это не лучшее использование вашего времени. Часто бывает,
что интуиция вас не подводит. Бегство от "А-1" может быть более верным
решением, чем ваш выбор "А-1". Допустим, ваша цель "А-1" - это научиться
управлять парусной лодкой, но вы узнали, что инструктор берет за уроки
гораздо больше, чем вы сможете себе позволить. Возможно, самым разумным
решением будет отказ от вашего плана.
Возможно, ваш выбор "А-1" был правильным в то время, но сейчас ваши
приоритеты неожиданно изменились. Вы узнаете о том, что вам следует начать
весеннюю уборку дома на этой неделе потому, что тетя Мэри из Бостона
прибудет на три дня раньше своего обычного ежегодного визита.
Или вы сидите
за письменном столом, оформляя разные счета, когда почтальон приносит вам
письмо из банка, в котором вам сообщают, что вы перерасходовали средства и
ваш текущий счет временно закрыт. Очевидно, что уплата по счетам (дело
"А-1", которое вы наметили) должна подождать, пока вы не распутаете ваши
отношения с банком.
Отсрочка движения к цели "А-1" может быть разумной также и в том
случае, если вы не сумели предвидеть всех последствий намеченного вами
плана. Руководитель рекламного агентства решил, что наилучшим использованием
его времени могло бы стать принятие предложения одной промышленной
корпорации, которая желала начать мощную рекламную кампанию. Предложение
сулило огромные прибыли агентству.
Руководитель агентства был встревожен,
потому что по необъяснимой причине он ничего не делал в связи с этим
предложением в течение нескольких недель.
Размышляя о причинах своей неактивности он, наконец, понял, что
сдерживало его. Хотя руководитель агентства был очень заинтересован в таком
заказе, он знал, что в случае его принятия, ему придется в течение
нескольких месяцев заниматься организацией рекламной кампании и начинать ее
с нуля.