Для определения компонента переживания использовались не только методики Р. Кнаппа и др., но и диагностировалась ситуативная и личностная тревожность с помощью опросника Спилбер-гера, использовался также опросник Ю. М. Орлова, измеряющий потребность в достижении. Нам представлялось, что тревожность больше связана с настоящим временем, в котором осуществляется деятельность, чем переживания, выявляемые с помощью метафор и образов.
Как отмечалось, деятельность осуществлялась только в двух режимах нормативном и дефиците, но дополнительно измерялась ее скорость (темп).
Все данные по выборке (111 человек) анализировались в двух направлениях: 1. Давалась общая характеристика времени деятельности отдельно для каждого режима (нормативного и дефицита), каждого испытуемого отдельно относительно среднего арифметического их значения По выборке. 2. Особо анализировалась скорость деятельности как одна из основных характеристик ее динамики по критерию увеличенияснижения скорости. Основным результатом была ярко выраженная типология.
Основой типологии (выделилось 8 типов, или групп, испытуемых) оказалась скорость, которая дифференцировалась на высокую и низкую (замедление), возрастающуюснижающуюся к концу деятельности.1 По каждому испытуемому сравнивалась скорость в первые 150 сек. деятельности и во вторые 150 сек., а также различие скоростей в разных режимах деятельности. Вторым основанием типологии явилось качество деятельности, замерявшееся по числу ошибок,2 которое оставалось у одних типов константным, у других уменьшалось, у третьих увеличивалось в связи с характером изменения скорости.
Данные типы не представляют иерархии. В их обозначении первое слово отражает общую тенденцию скорости деятельности
Высокой скорость считалась в том случае, если ее значение выше среднего арифметического по выборке (V; = 187 сек., Уд = 171 сек.), где V, средняя скорость времени в режиме дефицита, a Vg средняя скорость в условиях нормативного режима.
2 В режиме дефицита качество деятельности в целом ниже (V, == 5,03), где V, среднее арифметическое количество ошибок в режиме дефицита), чем при работе в нормативном времени (Vg = 4,8), где Vg среднее арифметическое количество ошибок в режиме нормативно заданного времени.
(высокаянизкая) относительно среднего арифметического, второе раскрывает характер скорости деятельности (увеличениеснижение) в процессе деятельности как в режиме оптимальной временной заданности, так и в условиях временного дефицита.
Первой тип назван "скоростным возрастающим". У его представителей наблюдается высокая скорость деятельности. Ее показатель выше среднего арифметического по всей выборке как в условиях дефицита времени, так и в режиме оптимальной временной заданности.
Причем необходимо отметить то, что скорость выполнения деятельности имеет тенденцию постепенно увеличиваться от начала к концу в обоих режимах.
Второй тип обозначен как "скоростной неопределенный" и характеризуется тем, что скорость работы испытуемых в условиях Временного дефицита и оптимальной заданности времени выше среднего ее показателя по выборке отдельно в обоих режимах. Для процесса выполнения деятельности в режиме дефицита времени характерны либо постепенное понижение скорости (73%), либо ее постоянство (27%). В процессе деятельности в условиях оптимальной временной заданности наблюдается либо постепенное увеличение скорости (15%), либо ее снижение (85%).
Третий тип "медлительно-возрастающий" представлен испытуемыми, для деятельности которых в режиме дефицита времени и оптимальной заданности срока характерна невысокая (ниже среднего показателя по выборке) скорость работы. Причем ее значение постепенно увеличивается от начала деятельности к ее концу в обоих режимах.
Четвертый тип назван нами "медлительно-неопределенный". Деятельность испытуемых данного типа отличает невысокая скорость (ниже среднего по выборке), и для нее характерно или постепенное понижение в условиях временного дефицита, или сложное сочетание: понижение у 13,55% испытуемых и увеличение у 86,5% испытуемых в режиме оптимальной заданности времени.
При оптимальной же временной заданности скорость либо повышается, либо остается постоянной в процессе всей деятельности в данном режиме времени. Этот тип должен быть разбит на подтипы и специально исследован.
Достаточно сложно соотнести полученные О. В. Кузьминой типы с типологией Л. Ю. Кублицкине, но одним из оснований соотнесения может быть категория ускорения, проявившаяся в ускорении темпа деятельности к концу работы. Причем это увеличение скорости, как ни парадоксально, происходит в равной мере и в режиме нормы, и в дефиците. Это, по-видимому, означает, что ускорение, мобилизация свойственны не только лицам, которые успешны в дефиците. Это внутренняя детерминация темпа (скорости) к концу деятельности, проявляющаяся и при высоком, и при низком, и при среднем уровне скорости в целом. Можно резюмировать, что это типы, склонные к ускорению, причем при всех режимах, т. е. обладают способностью увеличивать скорость к концу деятельности.
Это особенно очевидно при сравнении с пятым типом, скорость которого остается на всем протяжении постоянной (мы бы назвали его ритмичным типом). Это эмпирическое подтверждение того, что среди важнейших временных способностей существует способность ускорения.
Чрезвычайно интересны в плане сравнительном типы, которые имеют разные уровни скорости в разных режимах, но тем не менее увеличивают ее к концу работы. Последнее свидетельствует о том, что повышение скорости к концу деятельности является показателем способности ускорения, которая, во-первых, безотносительна к темпу работы в разных режимах (одинаковому в обоих или в обоих разному) и, во-вторых, к уровню скорости вообще. Таково
Но это в свою очередь обозначает, что каждый тип устанавливает по-своему временной период максимального напряжения (на протяжении деятельности).
Второй этап был посвящен сопоставлению по типам качественной и скоростной сторон процесса деятельности. Это дало возможность выявить следующие зависимости и взаимосвязи, существующие между скоростью деятельности и ее качеством.
Временной режим оказывает прямое влияние на процесс выполнения деятельности. Так, при работе в условиях временного дефицита качество деятельности в целом ниже (т; = 5,03; где т, среднее арифметическое количества ошибок в режиме дефицита времени), чем при работе в режиме оптимальной временной заданности (nig E= 4,8, где m среднее арифметическое количества ошибок при выполнении деятельности в режиме оптимальной временной заданности).