Некоторые аспекты тайм-менеджмента


и восприятие, и сознание совместно регулируют деятельность. А самоконтроль в свою очередь поддерживается высоким уровнем личностной и ситуативной тревожности, т. е. обнаруживается та "цена", которой обеспечивается координация систем восприятия и рефлексии.
Личностные особенности временной организации деятельности могут исследоваться на основе синтеза объективных параметров, отраженных во временных требованиях, предъявляемых к деятельности (временной режим деятельности), и субъективных данных, заключающихся в точности временного восприятия, личностной и ситуативной тревожности, рефлексии выполняемой деятельности, временных ценностях. Данная схема анализа временных особенностей личности в определенном смысле остается открытой, позволяющей включить в нее новые характеристики и признаки, способствующие выявлению тех особенностей, которые остаются еще не раскрытыми.
Индивидуальное многообразие способов временной организации деятельности личностью представлено 8 различными типами:
" скоростно-возрастающий ", " скоростно-неопределенный ", " медлительныйвозрастающий ", " медлительныйнеопределенный ", " медлительныйпостоянный ", " разноскоростнойвозрастающий ", " раз-носкоростнойзамедленный ", " разноскоростнойнеопределенный ". Хотя данная типология была получена эмпирическим путем, без предварительного выделения теоретических оснований, она дает возможность судить о достаточно разнообразных психологических способах организации времени деятельности.
Параметр качества на протяжении деятельности позволил подтвердить факт, что одни типы успешны в оптимально (нормативно) заданном временном режиме деятельности, другие в дефиците, а третьи независимы от режима.
Не для всех личностей уровень осознания является реально регуляторным. У многих доминирующая регуляция связана с особенностями восприятия и тревожностью.
Выявленная на основе компьютерных задач типологическая структура временной организации на протяжении деятельности вбирает в себя максимум до сих пор изолированно исследованных параметров, тем не менее данная модель не является полным аналогом и моделью деятельности, отвечающей целям субъекта, его мотивам, тем более личностным характеристикам уровня притязаний, достижения и т. д. В этом естественная ограниченность избранной модели исследования. Но тот факт, что по крайней мере у некоторых типов выявились сложные комплексы зависимостей,
оказывается очень важным. Так была выделена связь восприятия с рефлексией деятельности, ускорения, ценностей и т. д.
Далее, важнейшим фактом является связь рефлексивных механизмов, привязанных к текущей деятельности (хотя осуществленных после ее завершения), и рефлексии, связанной с обобщенным осознанием своего способа действия во времени.
Также у некоторых типов была обнаружена связь ускорения (по параметру изменения динамики скорости) с качеством деятельности. Ускорение темпа работ (произвольное) при одновременном сохранении ее качественного уровня, может быть, является фактором врабатываемости, во всяком случае свидетельствует о своеобразной способности овладения временем, которая до сих пор отмечалась лишь в общетеоретическом плане (В. И. Ковалев).
Это как бы двухуровневые рефлексивные регуляторы, связанные с обобщением своего способа действия во времени жизни и профессии. Важнейшим полученным фактом является разобщенность (а у некоторых типов связь) рефлексивных механизмов, привязанных к настоящему времени, текущей деятельности, и рефлексии, обобщающей свой обычный способ деятельности в жизни, профессии.
Важным выводом является то, что компьютерная модель может служить диагностическим методом выявления характера работоспособности в двух основных режимах. Далее, именно учитывая очень .несложный характер деятельности, которая осуществлялась испытуемым, можно предположить, что, отправляясь от этой модели, на более сложных видах удастся опираться на комплексные схемы, выявившиеся у каждого типа между восприятием, переживанием, осознанием, ускорением и качеством осуществляемой деятельности.


Опираясь на результаты этих трех исследований (Л. Ю. Куб-лицкине, О. В. Кузьмина, Т. Н. Березина), в каждом из которых деятельность была представлена в разном качестве: как обобщенная респондентами модель обычно предпочитаемого способа действия, как реальная, в настоящем времени осуществляемая на компьютере несложная деятельность, наконец, как определенная задача на планирование и организацию времени деятельности (как всякая задача, имеющая свою конкретную структуру), можно, сравнивая их, выходить на стратегию выбора исследовательских временных моделей деятельности применительно к практическим или дальнейшим теоретическим целям.
Но главным результатом является то, что во всех трех типологиях, полученных на разных моделях, оказались выявлены основные совпадающие или независимые закономерности, которые в целом составили представление о разных компонентах, разных ансамблях сложных механизмов личностной организации времени деятельности.
3. НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ТАЙМ-МЕНЕДЖМЕНТА. ЛИЧНОСТНОЕ ВРЕМЯ И СОЦИАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО УСПЕШНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
Каждому руководителю ежедневно приходится решать множество управленческих задач. А. Файоль, один из выдающихся представителей классической школы управления, выделял пять основных управленческих функций, каждая из которых в явной или неявной форме содержала в себе временные качества, с одной стороны, и относилась к области взаимоотношений людей, с другой. Временной компонент содержали: предвидение грядущего развития событий и, соответственно, планирование будущей деятельности;
организация и координация деятельности подчиненных; руководство группой, поскольку все они реализуются во времени. Три последние функции и пятая контроль за деятельностью подчиненных, включали в себя необходимость организовывать взаимодействие с людьми [11 б]. Авторитетные зарубежные исследователи современности Г. Кунц и С. 0'Доннел в качестве основных выделили функции планирования, организации, контроля и руководства, а также отдельно работу с кадрами [72].
Поэтому в эмпирическом исследовании В. Ф. Рубахина, А. Л. Журавлева, В. Г. Шорина все управленческие функции изначально были разделены на две большие группы: производственные и социально-психологические [99]. Реализация производственных функций требовала от руководителей способности правильно организовывать время жизнедеятельности: своей и подчиненных (например, координация деятельности подчиненных, или организация сопряженной и ритмичной работы, или расстановка рабочей смены). Реализация социально-психологических функций предполагала правильную организацию руководителем социальных контактов между людьми (например, воспитательная работа с подчиненными, регулирование межличностных отношений подчиненных и др.).
Таким образом, наиболее часто исследователи в качестве важнейших управленческих функций выделяют те, которые требуют от руководителя определенного "чувства времени" (последнее является не чем иным, как характеристикой личностной организации времени) и функции, обеспечивающие свободу его маневра в социальном пространстве (тесно связанные с особенностями его личностного сознания).
В широком смысле это утверждение часть более общей категории взаимоотношений между внутренним (способностями, качествами, психологическими чертами отдельной личности) и внешним (поведением и деятельностью), и она более сложна, чем может представиться на первый взгляд.
Концепция личностной организации времени, разработанная К. А. Абульхановой-Славской и коллективом молодых исследователей, опираясь на субъектную парадигму С. Л. Рубинштейна, позволила выделить на основе богатого эмпирического материала следующие временные компоненты: восприятие времени, переживание его, осознание и планирование, а также практическую организацию [7]. Вероятно, существует определенная связь между компонентами личностной организации времени человека и осуществлением им управленческих функций. Например, можно предположить связь между способностью планирования времени (как личностной характеристикой) и планированием реальной деятельности людей (как управленческой функцией).

Для некоторых видов деятельности, требующих точности и внимательности, наличие такой связи между личностными особенностями человека и способностями его работать в различных временных режимах доказано эмпирически [71, 125].


Значительная часть эмпирических исследований личностной организации времени посвящена изучению именно внутреннего времени. Это работы В. И Ковалева, рассматривавшего личностное время как образную трансспективу, интегрирующую прошлое, настоящее и будущее человека [65]. Это исследования Н. Ю. Григо-ровской, выделившей три типа личностной организации времени на основе глубинных вербальных и образных представлений (время как прямая, время как круг и "множественное" время) [42,43].
Мы рассматривали психологическое время и как составляющую внутреннего мира личности. Временные представления у человека реализуются в двух сферах: вербальной и образной.



Содержание раздела