Особенность
практического интеллекта: его природа и развитие
Практический, или повседневный, интеллект отличается от того типа интеллекта, который ассоциируется с академическими достижениями (Neisser, 1976,1979). В своей повседневной жизни мы так или иначе ощущаем это различие. Мы видим людей, хорошо учившихся в школе, но имеющих проблемы на работе, и тех, кто очень плохо учился, но с успехом продвигался по служебной лестнице. Мы встречаем людей, которые имеют высокие результаты при тестировании интеллекта, но неспособны к социальному взаимодействию. И есть люди с низкими интеллектуальными показателями, которые могут легко вступать в контакт практически с любым человеком.
Даже непрофессионал легко поймет разницу между академическим (книжным складом ума) и практическим интеллектом ("житейским", или обычным, складом ума). Эта разница подтверждается соответствующими исследованиями в рамках имплицитных теорий интеллекта, которыми интересуются как любители, так и профессионалы.
Различие между академическим и практическим интеллектом обусловлено множеством причин. Мы приведем доводы, доказывающие что большая их часть определяется явной разницей проблем, с которыми сталкивается академический и практический интеллект. Проблемы нашей повседневной жизни подчас весьма слабо соотносятся с теми знаниями или умениями, которые мы приобрели благодаря формальному обучению или в результате школьной деятельности.
Рассмотрим в качестве примера наблюдения над сборщиком мусора из Таллахасе, штат Флорида.
Городу Таллахассе, гордящемуся существующим там сервисом и порядком, нужны сборщики мусора. Они должны регулярно менять мусорные контейнеры, расположенные на задних дворах. Жители каждого дома держат емкости с мусором именно там, а не выставляют стандартные мусорные баки на обочину, чтобы потом их можно было вывезти. Сборщикам отходов надо определить местонахождение каждого
наполненного мусором контейера, находящегося на задворках, вытащить его, загрузить мусор в грузовик, а затем пустой контейнер отнести обратно на задний двор. Многие из этих рабочих молодые ребята, отчисленные из высшей школы. По тому, как пошли у них дела с учебой, можно предположить, что результаты их тестирования были более чем скромными.
На первый взгляд, работа требует от них скорее физических, а не интеллектуальных усилий. При каждой остановке грузовика нужно совершить две ходки на задний двор: первая чтобы забрать заполненный мусорный контейнер, и вторая чтобы поставить пустой контейнер на место.
Но этим летом мы заметили, что процедура сбора мусора очень изменилась после прихода работника постарше, который попал к ним в команду. Эти изменения коснулись контейнеров для мусора, которые раньше были у каждого домовладельца свои, а теперь стали одинаковыми. Из-за того что эти емкости выпускались тут же в городе и не использовались больше для каких-либо других целей, они могли быть у всех идентичными. Теперь порядок уборки мусора изменился: остановившись у определенного дома, сборщик шел на задний двор, брал полный контейнер, а на его место сразу же ставил пустой, который приносил с собой из грузовика. Дойдя с полным контейнером до машины, он высыпал мусор в грузовик, и у него оказывалась снова пустая емкость, которую он оставлял вместо полной в следующем дворе и т. д. Этот новый порядок уборки мусора предполагал теперь только одну ходку от грузовика на задний двор.
Новый служащий благодаря своей интуиции уменьшил объем выполняемой работы практически вдвое. Это решение не приходило в голову ни другим сборщикам мусора, ни менеджеру, который ими руководил.
Каждый человек сталкивался с такими проблемами, которые нельзя легко решить, как невозможно без труда найти им аналог, основываясь на своих знаниях. Этот тип решения проблем, часто встречающихся в повседневной жизни, относится к решению практических проблем. С ними можно встретиться на работе или в школе, в магазинах, кинотеатрах или еще где-нибудь. Не существует единодушного мнения о том, как распознать практические проблемы, с какими мы сталкиваемся каждый день, но на основании различия, которое провели Найсер (Neiser, 1976), Стернберг (Sternberg, 1985a, 1987а) и Вагнер и Стернберг (Wagner Stern-berg, 1986), проблемы были классифицированы по своей природе как академические и практические. Академические проблемы или задачи обычно уже сформулированы кем-то другим, они хорошо определены, относительно их имеется полная информация; они предполагают только одно правильное решение и только один метод, позволяющий добиться этого правильного решения.
Такого рода проблемы обычно оторваны от того, с чем нам приходится сталкиваться в опыте повседневной жизни, они не представляют существенного интереса.
Практические проблемы в отличие от академических обычно еще не сформулированы или нуждаются в новой формулировке. Зачастую они представляют интерес лишь для отдельного лица или группы лиц и не дают достаточной информации, нужной для решения. Эти проблемы связаны с повседневным опытом, они плохо определены. К ним приложимо множество решений, каждое из которых обладает как обязательностью, так и своей ценностью; также они характеризуются наличием множества различных методов, отбираемых для решения.
Определение различия между академическими и практическими проблемами позволяет понять, почему люди, способные решать один род проблем, не всегда в состоянии разрешить проблему другого плана.