Прелесть старения: возрастные паттерны


Прелесть старения: возрастные паттерны практического интеллекта те же, что и обычного?
На протяжении века, как существует когнитивная психология, многие когнитивные переменные, по большей части вызванные так называемым g-фактором (Berg, in press; Sternberg Berg, 1992), считались зависящими от возраста человека. Многие из таких соотношений весьма сложны, и представляются в виде математической кривой, отражающей рост во время школьного обучения и медленное угасание после этого (Salthouse, 1998). Однако результаты исследований также показывают определенные различия функций, характеризующих изменения в выполнении различного рода интеллектуальных задач, фиксирующих разные этапы взрослой жизни человека.

В особенности эти данные демонстрируют, что практические способности развиваются с годами, даже если в это же время академические способности ухудшаются (Williams, Denney, Schadler, 1983).
Что касается определенных когнитивных функций, то с возрастом они характеризуются, с одной стороны, снижением скорости мыслительного процесса, абстрактными рассуждениями, и специфическими способностями работы памяти (Salthouse, 1991). Ас другой характеризуется увеличением метакогнитивных способностей, направленных на интеграцию когнитивного, межличностного и эмоционального размышления в синтетическое осмысление мира, себя и других (Labouvie-Vief, 1992).
Наиболее часто привлекаемое теоретическое обоснование для объяснения обнаруженных возрастных изменений в интеллектуальной деятельности это различие текучих и кристаллизованных способностей (Cattell, 1971; Horn, 1994; Horn Cattell, 1966). Текучие это те, что необходимы в реакции на нечто новое, моментальная оценка ситуации (т. е. обнаружение паттернов фигуральной последовательности). Кристаллизованные способности базируются на накопленном опыте (например, способность подобрать синоним к редко употребляемому слову).

Опираясь на это различие, многие исследователи смогли показать, что текучие способности отражают старение человека с возрастом, в то время как способность к кристаллизации информации устойчива относительно этих возрастных изменений, исключая период приближающегося конца жизни человека (Dixon Baltes, 1986; Horn, 1982; Labouvie-Vief, 1982; Schaie, 1977/1978).
Уиллис и Шай (Willis Schaie, 1986) изучали у людей пожилого возраста соотношение текучих и кристаллизованных способностей и повседневного интеллекта (позднее определенного как способность выполнять основную деятельность в самостоятельной жизни, такую как приготовление пищи, ведение финансов или пользование телефоном, что определялось специальным ETS тестом основных способностей). Исследователи отметили существенную корреляцию между результатами, полученными в рамках теста основных способностей, и измерением текучих (г = 0,83) и кристаллизованных (г = 0,78) способностей.
Большинство из этих открытий, однако, были получены с использованием метода поперечных срезов, т. е. сравнения результатов, полученных в различных возрастных группах. Когда деятельность тех же людей исследовали с помощью метода продольных сечений (при котором данные фиксируются в течение боль-
шого промежутка времени и при этом исследуется деятельность одних и тех же людей в зависимости от изменения их возраста), результаты показали, что относительно текучего интеллекта спад не наступает до 60 лет и более, а для кристаллизованного практически до 70 (Schaie, 1996).
В дополнение следует отметить, что даже когда интеллектуальная деятельность людей одной возрастной группы отличается, изменение их специфических когнитивных способностей остается в рамках этой возрастной группы. Например, Шай (Schaie, 1988), хотя метод поперечных срезов показал небольшие различия в интеллектуальной деятельности, указывал на знаменательное разнообразие результатов внутри каждой из возрастных групп. Чтобы измерить величину этого разброса, Шай (Schaie, 1988) рассмотрел частичное совпадение в подразделении интеллектуальной деятельности молодых взрослых людей и людей пенсионного возраста. Даже в группе людей 80 лет и старше это совпадение было таким, что результаты примерно 53% респондентов превышали средний уровень, характерный для их возрастной группы. Другими словами, более половины в группе людей преклонного возраста вели себя как люди из молодой возрастной группы.



Эти результаты были характерны как при определении их текучих, так и кристаллизованных способностей.
Более того, исследования ослаблений способностей при помощи метода продольного среза также выявили значительные вариации, возникающие благодаря особенностям индивида, его состоянию и активности восстановления. Шай и Уиллис (Scaie Willis, 1986) предложили разделить исследуемых в зависимости от возраста и результатов по категориям, выделив категорию людей преклонного возраста, в среднем 72 лет, тех, чьи способности снижаются, и тех, кто показывает постоянные, не ухудшающиеся результаты при тестировании своей деятельности. Эти результаты определялись в течение 14 лет при помощи Теста основных умственных способностей (применялись субтесты, характеризующие степень пространственного мышления и способность к рассуждениям). Из числа индивидов, принявших участие в эксперименте, 47% показали стабильные результаты по обоим субтестам, тогда как 21% имели ухудшение результатов с течением времени. Некоторые из этих людей перешагнули рубеж восьмидесяти лет, и фактически ни у кого из них не отмечалось всестороннее снижение способностей по всем пяти субтестам, составляющим тест основных умственных способностей (Schaie, 1989).

Мышление тех, кто продемонстрировал хороший уровень активности, восстановления и интеллектуального развития, отличалось от показавших ослабление деятельности. Касалось это целого набора факторов, включая образовательную подготовку, профессиональные занятия, состояние здоровья, жизненные привычки, а также индивидуальные типы жизненной стойкости и гибкости (Schaie, 1996).
Тенденция интеллектуального развития на протяжении жизни оказалась, однако, отличной от практических способностей. Уильяме и его коллеги (Williams et al., 1983) опрашивали мужчин и женщин старше 65 лет. Вопросы, которые задавали этим пожилым людям, касались их ощущения возрастных перемен относительно способности обдумывать, обосновывать и решать проблемы. Обращает на себя внимание тот факт, что ответы, полученные от людей этой возрастной группы, во многом противоречили представлению, что позднее интеллектуальное раз-



Содержание раздела