Но разве эта практика ограничивается только книгами и людьми? Отнюдь, так мы поступаем абсолютно во всем и везде. Даже когда вы готовите обычную, простую, ничем не примечательную еду, вы поступаете точно таким же образом - масса вложений, нулевой выход и вперед, дальше, за новеньким.
Вот вы ходите по магазинам, закупаете продукты, приходите домой, готовите, накрываете на стол - все красиво и вкусно.
Теперь вы садитесь за свою трапезу, ощущаете вкус первого кусочка, радуетесь мгновение, говорите: Очень вкусно!, и тут же: А что у нас по телевизору показывают?; или, обращаясь к своему ребенку: А ты уроки сделал?; или, обращаясь к своему супругу: А когда, ты говоришь, у тебя этот проект начнется? Дальше оставшиеся два килограмма еды улетают в трубу - в прямом и в переносном смысле!
Вы могли радоваться вкусу еще и еще, но вы не сделали этого. Через полчаса вы даже не вспомните, что вы ели и какой у еды был вкус. По сути, вы потратили несколько часов своего времени, чтобы на одно мгновение ощутить вкус.
Это рационально?! Почему бы тогда сразу не питаться какой-нибудь безвкусной смесью питательных веществ?
На радость было затрачено мгновение, а все остальное пошло вхолостую. Таким образом то, что, как вам кажется, вы имеете, на самом деле только числится у вас в общем списке, в номенклатуре. Но обладаете ли вы этим?
Кто-то, может быть, думает, что и да, но если бы это действительно было так, если бы и в самом деле вы обладали этим, то вы бы чувствовали себя в избытке, а не в недостатке. Ни одно животное не имеет столько, сколько имеет человек - пищи, комфорта, прочих услад, но только одно животное думает, что ему мало. Имя этому животному - человек!
У нас есть иллюзия, что мы обладаем тем, другим, третьим (впрочем, иногда мы даже и об этом забываем), но по факту - ничто из этого не является нашим. Мы не обладаем этим, потому что оно нами не прожито, не прочувствовано, не реализовано должным образом. Мы не вкусили его, не насытились этим, не испили.
Мы просто взяли это нечто, порадовались своей добыче, а потом закрыли ее в герметичную коробочку и поставили внутрь себя. Там она и существует до тех пор, пока не выйдет ее срок годности. А когда выйдет, мы это выбросим...
Короче говоря, очень целесообразно мы живем...
Берите даром, только пользуйтесь!
И вот я часто слышу возражения: Вы что, предлагаете радоваться маленьким радостям? Ну что я могу на это ответить? Во-первых, какая разница, чему радоваться, если цель - радоваться?
Во-вторых, если мы и так имеем многое, то почему бы этому не порадоваться, даже если и кажется, что где-то есть нечто большее (что, кстати, великое заблуждение). В-третьих, в действительности наши потребности, наши естественные потребности невелики, и потому маленькие радости, как их некоторые почему-то называют, нам не маленькие, а как раз по размеру. И, наконец, в-четвертых, где гарантия, что мы сможем обрадоваться большому, если мы не умеем радоваться малому?
Где гарантия, что это большое (при таком подходе к делу) через секунду уже не покажется нам маленьким?
Если жизнь состоит из маленьких действий, маленьких шагов, то почему мы удивляемся, что основные наши радости - это маленькие радости? Да, жизнь состоит из маленьких радостей, ну и хорошо! И что тогда вообще большая радость?
Это когда ты к чему-то очень долго идешь, а получая желаемое, понимаешь, что оно было тебе не нужно? Долго и мучительно стремишься, а достигая, понимаешь, что в целом можно было и без этого обойтись, это того не стоило? Это - большая радость?
Если маленькие радости наполняют нашу жизнь, наша жизнь становится не маленькой, а радостной. И она течет в настоящем моменте, в сейчас. Вот вы сейчас сидите и читаете эту книгу, вам удобно в вашем кресле или неудобно? Вы можете сделать удобно, и это будет радость, причем настоящая, фактическая, и она может стать вашей жизнью, а может и не стать. Это вы сами для себя решаете, и я уверен, что решите правильно, если будете помнить, что в вашей жизни является самым важным.
А кроме радости - другого важного нет.
Мы говорим: Ну какой в этом прок? - потому что привыкли ценить героев и великие свершения. Но все мы маленькие люди, и у всех маленькая жизнь, даже если мы герои и делаем великие свершения, а потому маленькая радость - это как раз то, что нам нужно!
В общем, нам ничего больше не остается, как обмануть свой зарвавшийся инстинкт голода. На самом деле, голод этот виртуальный, кажущийся, и это иллюзия, что мы находимся в состоянии недостатка, мы просто так чувствуем. Так что наша задача лишь в том, чтобы изменить это чувство, а для этого необходимо понимания слова: Довольно! Когда мы говорим, что нам довольно, достаточно, хватит, то сразу же оказываемся в достатке. Но как только пожелаем большего, потребуем большего - все, убыток!
И самое интересное, что тут же сразу, в этой точке начинается прибыль!
И с этого момента мы счастливы, и жизнь нам благоволит все больше и больше, поскольку давать за благодарность приятнее, нежели давать и слышать причитания и сетования.
Теперь каждое хорошее жизненное событие, каким бы маленьким оно ни было, будет восприниматься вами как крупное вложение и большой подарок - у вас и так все есть, а вам еще дали! Конечно, это будет казаться большим! И не нужно к этому привыкать, а вот радоваться - это пожалуйста! Вы начинаете получать сверхдоходы, не собирать недоимки, а получать прибыль.
Это единственный способ жить в мире не с ощущением голода, а с чувством насыщенности.
Секрет искренности
Возвращаемся все к тем же примерам. У вас огромное количество вещей, о которых вы и не помните, вы узнаете о том, что они у вас были, только после того, как их у вас украдут или вы сами их потеряете. Сейчас даже и жизнь у вас не инвентаризована, и вы не видите того огромного количества возможностей, которые всегда в ней имеются.
Не видите и, соответственно, не пользуетесь, и было бы странно, если бы в подобных условиях вы ощущали достаток. Если бы вы видели эти возможности, вам бы казалось даже, что они избыточны, что их даже чересчур.
Вот пVчему нам надо избавляться от требований . Вы взаимодействуете с другим человеком и предъявляете ему требование, чтобы он был каким-то, например, опрятным. Неопрятный он вас раздражает - это потому, что в вас есть требование: Ты должен быть опрятным! Но он неопрятный...
Правда, несмотря на это, он, например, умный, надежный, добрый, честный, оригинальный, яркий, но всего этого вы не замечаете. Вы фиксируетесь на неопрятности, будете об этом постоянно думать, и все - считайте, что вы потеряли его ум, его надежность, доброту, честность, оригинальность, яркость.
Требуя от человека того, чего в нем нет, вы теряете возможность получить все, что в нем есть. А в нем, как и в каждом из нас, предостаточно достоинств. Однако они останутся вами незамеченными, ваше требование к нему дать вам то, чего в нем просто нет, обречено на провал. Вы теряете самого человека. И только когда вы повстречаете опрятного, но без всех перечисленных достоинств, вы поймете, что опрятность без всего остального вам не нужна категорически!
Но именно из-за нее, точнее, из-за ее отсутствия, вы и вычеркнули того вашего знакомого из своих списков.
И это, к сожалению, всегда так. Другой опрятный, но ненадежный, третий добрый, но не оригинальный, четвертый яркий, но нечестный. Вы могли получить то, что есть у этих людей, и они были бы вам за это благодарны, поскольку они были бы востребованы. Но вы не делаете этого, потому что всем всегда чего-то недостает, и у нас у всех есть недостатки.
И что теперь, жить в одиночестве? Предъявлять претензии, видеть изъяны и игнорировать то, что в наших окружающих есть хорошего?
Почему нам не приходит в голову брать то, что есть, и не искать того, чего нет? Это же, по меньшей мере, убыточное занятие! Кажется, что мы словно бы специально выискиваем в других людях недостатки. И наши отношения с ними не складываются, они на нас обижаются, а мы пеняем им, мол, они могли бы быть и получше.
Воистину лучшее - враг хорошего! И брать надо то, что есть, и все вам за это будут благодарны. Если же вы попытаетесь взять у других людей то, чего в них нет, то можете рассчитывать только на марфушкины дивиденды - конфликты, ссоры, непонимание и одиночество.
В других людях всегда есть то, за что их можно ценить, и то, что можно у них брать, причем без ограничений. А ведь это так важно и тому, кто берет, и тому, кто дает. Ведь делиться своим умом, своей доброжелательностью, знанием, опытом - хочется! А чтобы еще и ко двору пришлось, а если еще и радовать будет - и вовсе счастье!
Так что этот эгоистический, на первый взгляд, обмен на самом деле взаимовыгоден.
Меня часто спрашивают: Что такое искреннее отношение? Искреннее отношение не в том, что мы говорим человеку о его недостатках. Иногда, возможно, это и имеет смысл сделать, но только если вы приурочиваете свое сообщение к какой-то важной для этого человека цели.
Например, незачем говорить человеку о его неопрятности просто так, но подсказать ему, как лучше одеться на свидание, было бы очень неплохим вложением. Вы проявляете таким образом заботу, что и вам приятно, и человек примет с благодарностью.
Искренность - это умение радоваться достоинствам человека. Радость - это единственное искреннее чувство, все прочие - наносные. И даже праведный гнев - это только игра. Конечная цель гнева - это смертоубийство, а мы, к счастью, не из тех животных, где убийство сородича естественно. Неслучайно драки среди человекообразных обезьян носят лишь ритуальный характер.
Так что кроме радости - нет искренности, а радоваться можно только тому, что радует. А радует то, что нам нравится в человеке, поэтому если хотите быть искренними - ищите в человеке то, что вам в нем радостно. В противном случае о взаимности нечего и думать.
Берите то, что можете взять, и не ищите того, чего нет. Помните, что когда вы берете, вы даете - вы востребуете, а потому человек чувствует себя нужным, членом своры. Наша радость - это настоящая ценность, которой не грех расплачиваться. И не забывайте о том, сколь многое скрыто в вашей жизни, не спешите получить большее, но умейте использовать в полной мере то, что есть.
И знайте, что в слове довольно заключен секрет нашего достатка и способ быть в прибыли. Переживайте жизнь и не бойтесь делать ее для себя выгодной. Право, это куда лучше, чем воображать ее в роли несправедливой мучительницы.