Автопортрет на фоне


 
АВТОПОРТРЕТ НА ФОНЕ
(или что такое самооценка)
Теперь нам в очередной раз надо вернуться к собственной особе. В действительности, мы о себе знаем мало, мы не заботимся о себе должным образом, мы не умеем над собой работать, мы не очень хорошо понимаем свое место в окружающем нас мире, мы, одним словом, не вкладываем в самое ценное, что у нас есть, - в самих себя. Кому-то, может быть, покажется все это странным, но взгляните в лицо фактам - вы чувствуете себя счастливым человеком?

А если не чувствуете, разве не по тем самым причинам, которые я только что упомянул? Короче говоря, займемся своим портретом.
Любите меня, пожалуйста!..
Мы оцениваем себя, мягко говоря, неадекватно. Бесчисленное количество специальных исследований доказывают: мы склонны необычайно себя переоценивать. В отношении других людей мы, напротив, выступаем в роли строгих и справедливых судей. У нас в голове все четко: Я прав, они - неправы!

Так что политика двойных стандартов - это наше коронное средство. Вспомните знаменитое детское: Я не виноват! Он первый начал!

С годами, как кажется, мы становимся умнее, хотя с возрастом мы лишь обучаемся большей изворотливости ума.
Всякий раз, когда мы оказываемся припертыми к стенке, из наших уст льется логичная, обстоятельная и убедительная аргументация в пользу нашей собственной позиции. Но, кроме того, из них же звучат и неоспоримые, веские, абсолютные доказательства ошибочности взглядов нашего партнера. Мы всегда можем найти объяснения тому, почему мы проиграли, сделали неправильный выбор, кого-то подвели, не успели, не смогли. Но стоит промахнуться не нам, а тому Акелле, и вот уже: Ну как можно так поступать?! О чем ты только думал?!

Совсем из ума выжил?! У тебя что, головы на плечах нет?! А почему было не спросить?!
И ведь это просто рок какой-то! Мы не способны принять, а зачастую и просто допустить возможность собственной ошибки. Нет, если что-то пошло не так, то это не мы виноваты - это нас обстоятельства подвели.

Если же кто-то другой напортачил, то причины для нас очевидны как белый день: это потому, что он дурак, нас не послушал, а ведь ему говорилось! Мы злимся, досадуем, испытываем недоумение и разочарование. Но в отношении собственных ошибок мы даже на уровне глубинных эмоций реагируем совсем по-другому, здесь мы чувствуем себя обманутыми, несчастными, обозленными на весь свет.
Но что же получается в результате этих наших, прямо сказать, абсолютно бесплодных попыток по самоамнистии и самореабилитации?
А вот что... Те другие, чьей любви и чьего понимания мы так патологически жаждем, разумеется, находятся в аналогичной позиции, т. е. считают виноватыми нас, а не себя. Более того, они еще, может статься, и убытки какие-то понесли по нашей неосторожности и вследствие наших промашек.

Мы же им говорим, прямо-таки с пеной у рта утверждаем: Невиноватые мы! Противоречие? Конфликт?

Несомненно!
Однако нарождающееся в этот момент мамаево побоище мы не замечаем и вместо того, чтобы дать заднего, продолжаем упорствовать, утверждая собственную невиновность. Наконец, в пылу этой битвы мы начинаем обвинять в собственных ошибках окружающих, причем даже тех, которые в результате этих наших действий пострадали! Они от этого еще больше сатанеют и уже грозят нам вилами.

То есть любовь со стороны этих лиц нам теперь заказана, а о каком-либо взамопонимании тут больше и думать нечего!
Таким образом, вместо достижения ожидаемых целей мы получаем прямо противоположный результат! И ведь даже опыт - и тот ничему нас не учит. В подобных ситуациях мы не утруждаем себя анализом своего опыта и своих поступков, а слушаем свой страх, который у нас один - что нас не любят, что никто нас не понимает. И вот мы снова одиноки, снова несчастны, причем по несправедливости. Иными словами, мы, как нам кажется, делали все от себя зависящее, чтобы добиться к себе расположения других людей, ну или, по крайней мере, не допустить их разочарования в нас, а на деле вышло, что мы, напротив, заставили их испытывать по отношению к нашей персоне самые что ни на есть негативные чувства.



Почему? Потому что мы послушались своего страха и побоялись допустить возможность собственной ошибки.
В детстве нас с вами недолюбили, вот что я вам скажу. В детстве у нас сформировалось это ужасное чувство, из детства мы принесли с собой во взрослую жизнь это ощущение: меня не любят. Сколько сил в своем младенчестве, детстве и отрочестве мы потратили на то, чтобы переменить эту ситуацию! Сколько мы старались, только бы угодить взрослым, только бы почувствовать их доброту и расположенность, а те были заняты процессом нашего воспитания, а потому совершенно игнорировали чувственную составляющую.

И вот мы выросли, и вот мы отчаянно стремимся быть хорошими, даже идеальными, такими, каких нельзя не полюбить, а потому мы, как нам кажется, не имеем права на ошибку. Но кто же, скажите на милость, не ошибается?.. А как жить человеку, который не может не ошибаться, а права на ошибку не имеет?



Жить ему, скажу без утайки, невыносимо!
Мы оказались на крючке собственной любви. Сам этот факт, впрочем, доказывает, что потребность в любви, т. е. в том, чтобы любить беспрепятственно и быть любимым без ограничений, - это наша сильнейшая, по сути, биологическая потребность. Но мы реализуем, мягко говоря, весьма странные стратегии, пытаясь ее удовлетворить.

Мы врем, причем и самим себе, и окружающим, утверждая, что мы лучше, чем мы есть на самом деле. Однако подобная политика не может привести к любви, а вызывает лишь обратный результат!
Власть обстоятельств
Что ж, самое время вернуться к вопросу о том, какие мы на самом деле. Понятно, что мы хотим быть хорошими, чтобы нас любили, но из этого следует, что мы думаем, будто не являемся достаточно хорошими. Мы хотим быть идеальными, т. е. какими-то не такими, какие мы есть на самом деле, а следовательно, не доверяем самим себе.

Могу предположить, что это самая первая и самая большая ошибка, которую все мы без исключения допускаем. Итак, нам предстоит убедиться либо в том, что мы действительно недостаточно хорошие и что нам нельзя доверять, либо утвердить обратное. Право, нам нужна хоть какая-то определенность!
Сейчас я буду рассказывать о власти обстоятельств, прошу не понимать все, что прозвучит дальше, слишком буквально - нам важно уяснить для себя принцип. Эта глава называется Автопортрет на фоне. Что имеется в виду?

Представьте себе зеленый цвет на желтом фоне. Представили? Согласитесь - хорошо получилось! Теперь представьте себе тот же зеленый цвет, но на тёмно-синем фоне?

Он выглядит совсем иначе, не так, как в первом случае, не правда ли? Подобным образом или примерно так пояснял в своих дневниках судьбу цвета наш замечательный художник - Василий Кандинский, а я бы хотел точно таким же образом пояснить нашу с вами судьбу.
Мы с вами - точно такой же цвет, особенный, индивидуальный, в единственном экземпляре. Но, как и в примере у Василия Кандинского, мы постоянно находимся на фоне самых разных обстоятельств, а потому меняемся - от фона к фону, оставаясь при этом неизменными. Эти обстоятельства - вещь странная, иногда необъяснимая и, что особенно важно, необозримая, бесконечная, раскинувшаяся от края до края.
В общий список входит то, что нас окружает, те люди, с которыми мы так или иначе связаны, а также ситуации, в которые мы включены, комедии и трагедии положений и еще бог знает что. Кроме прочего, этими обстоятельствами являются также наши мысли, чувства, желания, наши привычки, установки и прошлый опыт, т. е. все то, что мы думаем, чувствуем, хотим... А также многочисленные как: как мы думаем, как мы чувствуем, как воспринимаем и что при этом видим. Вот почему когда мы хотим адекватно оценить самих себя, Мы оказываемся перед неразрешимой почти задачей.

Всегда хочется уточнить: А на каком именно фоне?
Каждый из нас находится в пучине обстоятельств. Если мы поступаем так или иначе - это не просто наше решение, а результат стечения большого количества разных обстоятельств. Причем к ним относятся и внешние, и внутренние обстоятельства.

Внешние обстоятельства - это ситуация, в которой мы находимся. А внутренние обстоятельства - это то, что мы думаем, то, что чувствуем, чего боимся и чего хотим, что знаем и чему верим, т. е. наша психология.
Попробуем рассмотреть этот феномен на конкретном незамысловатом примере. Вот я пишу книги... Кто-то говорит мне, что я занимаюсь не тем, чем должен, потому что трачу время на ерунду, что, мол, я должен заниматься наукой и т. п. Другие говорят, что я пишу их слишком сложно, третьи - что упрощаю, четвертые успокаивают меня, мол, хорошие получаются книги, пятые уверены, что это важно, своевременно и нужно, шестые - что мне надо лечить, а не писать, седьмые - что все равно проку никакого, восьмые - что они помогают, девятые - что такого еще не было, это уникальный проект...
В общем, вот - я, вот - мои книги, а вот некоторые из тех суждений, которые мне приходится слышать.



Содержание раздела