мя, когда вы были полны жизненных сил и энергии. Вернитесь в то состояние и попробуйте ощутить те сильные чувства уверенности в себе, которые вами тогда владели. Представьте себя внутри сверкающей защитной оболочки. Обеспечив себе такую защиту, отправляйтесь мысленно в свой любимый кинотеатр. Усаживайтесь в удобное кресло, откуда экран прекрасно виден.
Затем представьте, что вы покидаете свое бренное тело, проникаете в будку киномеханика, при этом постоянно ощущая вокруг себя защитную оболочку. Посмотрите на себя из будки киномеханика.
Вы видите себя сидящим в зрительном зале и смотрящим на экран.
После того как вы все это мысленно проделали, взгляните на экран. Там вы увидите стоп-кадр, черно-белое изображение своего страха или какого-то собственного ужасного опыта, который вас постоянно беспокоит. Из будки киномеханика вы смотрите на самого себя, сидящего в зрительном зале и наблюдающего за тем, что происходит на экране, то есть вы дважды диссоциируетесь от всего происходящего. В этом состоянии начните быстро отматывать черно-белый ролик назад, так чтобы все ваши фобии казались на экране дешевым домашним видеофильмом или старомодной комедией.
Обратите внимание на забавную реакцию, которую в вас вызывает зрелище самого себя, наблюдающего за происходящим на экране.
Пойдем дальше. Я хочу, чтобы та ваша часть, которая полна сил и энергии, та часть, которая сидит в будке киномеханика, вернулась туда, где сидит ваше тело, а потом вышла и стала перед экраном.
Вы должны все это проделать с очень спокойным, уверенным видом. После этого скажите себе, сидящему в зале, что вы внимательно наблюдаете за ним и знаете два-три способа, чтобы избавиться от этого неудачного прошлого опыта, два-три способа изменить контекст, которые помогут
по-другому взглянуть на ситуацию сейчас и в будущем, - те пути, с которыми вы раньше не могли справиться, но по которым можете направиться теперь, когда ваше восприятие окружающего мира стало более зрелым. Вам незачем больше страдать от этой боли и этого страха.
Сейчас вы на более высоком энергетическом уровне, чем тогда, когда вы были моложе, весь тот прошлый опыт уже история, не более того.
Помогите своему более молодому второму я на экране справиться с тем, что ранее казалось непобедимым, затем вернитесь на место в зрительном зале и продолжайте наблюдать за теми изменениями, которые происходят на экране. Прокрутите мысленно ту же самую сцену, но пусть на этот раз ваше более молодое второе я справляется с ситуацией по-другому, обогатившись новыми знаниями и опытом. После этого снова подойдите к экрану и поздравьте себя более молодого с успехом и с освобождением от прежней фобии. Затем снова слейтесь со своим младшим я, помня о том, что это теперь гораздо более энергичный и опытный человек, чем когда-либо еще в жизни.
Поступите точно так же со всеми своими фобиями, которые вас преследуют, а затем помогите своим друзьям.
Это очень эффективная процедура. Мне удавалось освобождать людей от фобий, которые преследовали их всю жизнь, и делать это буквально за считанные минуты. Почему этот метод срабатывает?
Потому что попасть под влияние фобий означает приобрести специфические внутренние представления. Изменив эти представления, мы изменяем само состояние, в которое впадает человек, вспомнив о том или ином переживании или эпизоде.
Некоторым людям при выполнении этих упражнений требуется такой уровень внутренней дисциплины, такая сила воображения, к которым, возможно, ранее
у них никогда не было доступа. Поэтому некоторые из мыслительных стратегий, которые я здесь предлагаю, поначалу могут показаться вам необычными и странными.
Однако ваш мозг легко может с этим справиться, а если вы будете тщательно прорабатывать эти стратегии, вы постепенно привыкнете к такой методике.
Занимаясь преконтекстуализацией, необходимо помнить, что любое человеческое поведение вырабатывается в определенном контексте и всегда преследует определенную цель. Люди курят не потому, что им нравится наполнять легкие канцерогенными веществами.
Они делают это потому, что курение дает им возможность чувствовать себя более комфортно в определенных социальных контекстах. Поэтому в некоторых случаях невозможно переконтекстуализировать поведение, не продумав заранее, что будет выполнять те полезные функции, которые выполняли эти формы поведения. Такая проблема может возникнуть, если, например, пытаться лечить от курения методом электрошоковой терапии. Я не хочу сказать, что этот меZод неэффективен. Но надо подумать и о том, что заменит вам сигарету в определенных контекстах.
А то от курения вы избавитесь, но можете приобрести что-нибудь похуже. Например, какой-нибудь невроз или привычку переедать.
Любое человеческое поведение в том или ином смысле является адаптивным, то есть приспосабливаемым; оно предназначено для удовлетворения определенной потребности. Не так уж трудно заставить людей возненавидеть курение.
Но я хочу заставить их поверить в то, что я могу предложить им на выбор новые поведенческие модели, которые будут удовлетворять ту же потребность, но без негативных побочных эффектов, которые неизбежно создает курение. Если курение дает возможность расслабиться, почувствовать уверенность в себе или сконцентрироваться на чем-то, можно ис-
пользовать для этого более элегантную модель поведения, которая будет способствовать удовлетворению тех же потребностей.
Теперь спросите, хочет ли она, чтобы вы узнали, что она пытается для вас сделать, генерируя поведением. Задавая этот вопрос, будьте внимательны, чтобы суметь распознать ответ да или нет.
Вспомните, какие преимущества такое поведение давало вам в прошлом, и затем поблагодарите часть за сохранение столь важных для вас преимуществ.
4. Создайте альтернативные формы поведения с целью удовлетворения тех же намерений. Уйдите
в себя и вступите в контакт с наиболее созидательной частью вашего сознания, попросив ее выработать для вас три альтернативные формы поведения, которыM столь же хороши или даже лучше, чем поведением, в удовлетворении намерения той предыдущей части, с которой вы общались ранее. Пусть ваша творческая часть подаст вам сигнал да, когда закончит выработку трех новых форм поведения...
Теперь попросите творческую часть открыть вам эти три новые формы поведения.
5. Пусть часть х примет новые формы поведения и ответственность за их генерирование при необходимости. Теперь спросите часть х, являются ли три новые формы поведения столь же эффективными, как поведение х:
А затем спросите часть х, готова ли она принять на себя ответственность за генерирование новых форм поведения в соответствующих ситуациях, когда должны быть выполнены планируемые намерения.
6. Сделайте экологическую проверку. Уйдите в себя и спросите, есть ли какая-нибудь часть, которая возражает против тех переговоров, которые только что состоялись, или все части готовы поддержать их.
Теперь сделайте шаг в будущее и представьте себе такую ситуацию, которая вызывала бы ранее старое поведение, при этом постарайтесь испытать опыт от какой-нибудь новой формы поведения, продолжая двигаться в направлении тех выгод, которые вам нужны. Затем войдите в другую ситуацию из будущего, которая ранее вызывала бы нежелательное поведение, и испытайте действие другой альтернативной формы.
Если же вы получили сигнал о том, что другие части вашего я возражают против новых форм поведения, следует начать с самого начала: выявить ту часть, которая возражает, какие преимущества давала она вам в про-
шлом, заставить поработать ее с частью х над выработкой новых форм поведения, позволяющих сохранить выгоды, которые вы получали от старого поведения, и таким образом создать для вас новый комплект форм. Может показаться мистическим, когда мы устраиваем диалог между различными частями своего я, но именно эта методика обладает гипнотическим эффектом и ее с успехом использовали такие специалисты, как доктор Эрик-сон, доктор Бэндлер и доктор Грайндер.