Если, например, вы считаете, что постоянно переедаете, то можете создать себе такую модель переключения, которая заставит вас прибегать к новым формам поведения, или вы можете выявить такое поведение, которое нуждается в замене. Вы можете спросить свое подсознание, какую пользу получали от данного поведения в прошлом. Возможно, вы обнаружите, что садились за стол поесть только для того, чтобы изменить свое внутреннее сотояние, например, скрасить одиночество. Или, возможно, еда помогала вам создать в себе чувство безопасности или расслабиться.
После этого вы можете создать три новые формы поведения, которые также дают вам избавление от одиночества, чувство безопасности или расслабления. Возможно, вам стоит записаться в какой-нибудь оздоровительный клуб, где вы были бы постоянно среди людей и чувствовали бы себя в безопасности, расслаблялись с друзьями и в то же время сбрасывали вес, добиваясь тем самым еще большего чувства уверенности в себе.
Возможно, вам необходимо заняться медитацией, чтобы вызвать в себе ощущение единения со всей вселенной, и благодаря этому чувствовать себя гораздо увереннее и защищеннее, чем когда предаетесь чревоугодию.
После того как вы создали эти альтернативы, проверьте, не нарушают ли они вашу конгруэнтность, то есть убедитесь, что все ваше существо готово поддер-
жать вас в вашем желании перейти на альтернативное поведение. Если вы чувствуете цельность, то эта выбранная вами новая методика создаст для вас формы поведения, которые поддержат вас в стремлении отказаться от вредной привычки переедать. После этого сделайте шаг в будущее и попытайтесь в своем воображении испытать эффективность новых моделей поведения, отмечая результаты, которые они дают. Поблагодарите свое подсознание и сознание за выработку этих новых форм поведения и получайте удовольствие от них.
Вы можете использовать также методику свиста, чтобы перейти от одного поведения к другому, если убедились в том, что новые формы удовлетворяют вас более полно, чем нежелательное старое поведение. Вы сделали для себя новый выбор.
Практически любой негативный опыт может быть подвергнут переконтекстуализации и превращен в позитивный. Вспомните, как часто вы говорили: Когда-то я, наверное, вспомню об этом и буду смеяться. Почему бы не сделать это прямо сейчас?
Главное - сменить перспективу, все дело в этом.
Важно отметить, что, перепрограммировав внутренние представления человека с помощью какой-либо из методик, описанных в этой книге, нельзя гарантировать, что он не вернется к старому поведению, если получал от него гораздо больше пользы, чем от альтернативного. Например, вы помогли женщине, у которой по непонятным причинам немеют ноги, узнать, что происходит в ее сознании и физиологии, когда это случается.
После этого она учится подавать сигнал в свое сознание, чтобы ее ноги вновь сталP нормальными. Однако эта странная болезнь может вернуться к ней, если она обнаружит, что, выздоровев, перестала получать вторичные преимущества, которые ей давала болезнь: муж мыл за нее посуду, уделял ей больше внимания, массировал ее ногу
Шести-этапная переконтекстуализация
Пусть часть, отвечающая за поведение, возьмет на себя ответственность за реализацию альтернативных моделей поведения, и пусть тот человек испытает это поведение как измененное.
Проверка конгруэнтности: Есть ли части, которые возражают?
Пусть творческая часть, совместно с той частью, которая отвечает за формы поведения, найдет три других способа получить преимущества.
Найдите ПРЕИМУЩЕСТВА (которые могут быть недоступны сознанию).
Установите сигнальную систему.
Войдите в контакт с той частью личности, которая отвечала за поведение.
и т. д. В течение первых недель или месяцев он будет очень рад, что у нее больше нет этой проблемы. Однако спустя некоторое время, поскольку у нее уже не немеют ноги, он может снова взвалить на нее мытье посуды, перестанет массировать ноги и вообще обращать на нее внимание.
И вот у нее снова начинают отказывать ноги. Причем она не делает этого сознательно.
Но для ее подсознания те прошлые выгоды оказались гораздо значительнее того, что она приобрела в результате новой формы поведения. И однажды она обнаруживает, что ноги снова начинают неметь.
Дело в том, что когда-то с ней произошел несчастный случай, в результате которого у нее сильно ухудшилось зрение. И она заметила, что окружающие ее люди стали отдавать ей столько любви, внимания и тепла, сколько она не испытывала никогда в жизни. И она сделала вид, что и в самом деле ослепла. Люди же вокруг нее, думая, что она ничего не видит, обращались с ней совершенно особым образом, что стимулировало в ней поддержание такого поведения.
Она и сама порой начинала верить в свою слепоту. Дело в том, что она не могла найти другого способа заставить людей относиться к ней с таким уважением и любовью.
Она могла бы перестать притворяться, если бы нашла другой стиль поведения, который приносил бы ей больше пользы, чем ее теперешняя слепота.
Все права защищены.
Итак, до сих пор наше внимание было сосредоточено на способах переконтекстуализации негативных восприятий в позитивные. Но я не хочу, чтобы вы думали о переконтекстуализации как о какой-то терапии, как о способе перехода от плохих ситуаций к более благоприятным. Переконтекстуализация - это способ реализации потенциальных возможностей, заложенных в ситуации.
Существует совсем немного вещей в вашей жизни, которые невозможно переконтекстуализировать из хороших в лучшие.
Одним из наиболее важных контекстов, который следует рассмотреть, являются благоприятные возможности. Мы очень часто погрязаем в рутине. Мы можем получать достаточно хорошие результаты, но можем достигнуть и фантастического успеха.
Проделайте следующее упражнение. Составьте список дел, которыми
вы занимаетесь в настоящее время и которыми очень довольны. Это могут быть отношения с другими людьми, которые хорошо развиваются, какие-то дела на работе, возможно что-то, что имеет отношение к детям, или состояние финансов.
А теперь представьте, что дела пошли еще лучше. Уделите всего несколько минут размышлению об этом.
Скорее всего, вы сами будете удивлены той легкостью, с которой нашли возможности для их радикального улучшения. Переконтекстуализация возможностей - это такое занятие, которое доступно всем.
Для этого нужна только гибкость ума, внимательность, чтобы не упустить возможность, и решительность, чтобы предпринимать действия.
Ив заключение позвольте мне высказать одну мысль, которая касается всего изложенного в этой книге. Переконтекстуализация - еще один эффективный прием, который вы можете извлекать из своего умственного инструментального набора всякий раз, когда вам нужны более значительные результаты.
Подумайте об этом приеме в более широком аспекте как о беспрерывном процессе - процессе исследования возможностей и отыскания необходимого контекста, чтобы действовать все лучше и лучше.
Выдающиеся лидеры в любой области и самые талантливые специалисты по общению являются великолепными мастерами в искусстве переконтекстуализа-ци. Они прекрасно знают, как мотивировать и вдохновлять людей, взяв любое происходящее событие и представив его в виде модели благоприятных возможностей.
Есть замечательная история про Тома Уотсона, основателя компании Ай-би-эм. Один из его подчиненных совершил грубейшую ошибку, которая обошлась компании в десять миллионов долларов. В кабинете
Уотсона, куда провинившийся был немедленно вызван, он спросил: Наверное, вы хотите меня уволить? Уот-сон посмотрел на него и ответил: Вы что, с ума сошли?
Мы только что потратили десять миллионов долларов на ваше образование.
Из всего можно извлекать ценные и поучительные
уроки. Самые популярные лидеры - это такие люди,
которые извлекают уроки и умеют любое событие поставить в самый вдохновляющий контекст. Этот принцип работает и в политике, и в бизнесе, и в образовании и в семейной жизни.
Мы все прекрасно знаем людей, которых можно назвать переконтекстуализаторами наоборот. На самом ясном небе они ухитряются увидеть тучу. Однако любое непродуктивное поведение может быть эффективно преобразовано. Вам что-то не нравится?
Измените это. Вы сознаете, что делаете что-то не то? Займитесь чем-нибудь другим. Есть масса способов не только создавать эффективные формы поведения, но и иметь их под рукой, когда мы в них нуждаемся.
Из следующей главы мы узнаем, как вызвать в себе нужное поведение в тот самый момент, когда оно нам необходимо. Для этого мы рассмотрим способы...