НЛП это исследование структуры субъективного переживания. Оно привело к таким концепциям, как Мета-модель, сенсорная четверка, стратегии, субмодальности, и к созданию ряда эффективных методов коммуникации и терапии. Но эти концепции и методы это не НЛП, точно так же, как пенициллин не наука.
НЛП это не результаты, а сам процесс исследования.
Приведенные ниже предпосылки составляют основу модели НЛП; они оцениваются в соответствии с их полезностью. Проверка этих предпосылок сводится к тому, что вы действуете так, как если бы они были верны, а затем наблюдаете результаты.
1. Каждый человек живет в своей собственной, уникальной модели мира, и эти модели неизбежно отличаются от самого мира.
2. В любой ситуации каждый человек делает лучший выбор из всех, какие он может себе представить в данный момент.
3. Внутренние ресурсы каждого человека доставляют ему потенциал для решения его проблем.
4. Есть различие между человеком и его поведением.
5. За каждым поведением стоит некоторое положительное намерение.
6. Смысл коммуникации заключается в вызванной ею реакции, а не в том, что предполагалось сообщить.
7. В человеческих взаимодействиях наибольшее влияние на результат имеет тот, кто проявляет наибольшую гибкость и разнообразие в поведении.
8. Память и воображение используют одни и те же нервные цепи и потенциально имеют одно и то же действие.
9. Знание, мышление, память и воображение возникают из последовательностей и сочетаний систем представления.
10. Психика и тело - это части одной и той же системы.
Поэтому существует параллелизм и взаимосвязь между нашими внутренними нервными процессами и нашими внешним наблюдаемым поведением.
11. Метод проб и ошибок составляет часть процесса обучения.
Если вы не получили желаемых результатов, это не значит, что вы потерпели неудачу; это значит, что вы получили обратную связь.
12. Если то, что вы делаете, не действует, сделайте что-нибудь другое.
Эриксоновские речевые обороты
Во всех терапевтических взаимодействиях терапевту нужно проявлять внимание к особому способу, которым клиент организует свой опыт, то есть к модели мира клиента и тому, как он использует процессы моделирования (обобщение, исключение и искажение) при построении этой модели. Умение терапевта выявлять и использовать модель мира и процессы моделирования клиента в значительной степени определяют его способность успешно присоединиться к клиенту. Присоединение является основой любой успешной терапии.
Мы полагаем, что словесное присоединение терапевта к клиенту можно считать успешным, когда речевые обороты терапевта принимаются клиентом, как точное описание его текущих переживаний.
Есть две основных категории, эффективных в словесном присоединении к клиенту:
1) Описания текущих, наблюдаемых переживаний клиента;
2) Описания текущих, внешне ненаблюдаемых переживаний клиента.
Хотя Эриксон обладает несравненной способностью делать эти тонкие различия, и он успешно включает замеченные им различия в свои текущие описания, он использует эти различия не только в словесном присоединении. В процессе присоединения терапевт действует наподобие изощренного механизма биологической обратной свяOи.
Он может делать это прежде всего словесно. Но кроме того, терапевт может использовать свое положение тела и движения, свой тон голоса и скорость речи в качестве механизмов присоединения, как это с поразительной эффективностью делал сам Эриксон. Он часто перенимал тон голоса, скорость речи клиента и ее синтаксическое строение, приспосабливая свое дыхание, положение тела и жесты, чтобы подстроиться к нему.
Таким образом, клиент ощущает свое дыхание, поднятие и опускание своей груди, и одновременно видит тело Эриксона, повторяющее те же ритмические движения.
Эриксон всеми различными способами расширяет применение этих принципов. Он не только подстраивается к дыханию клиента своим дыханием, но также подстраивается темпом своей речи к его дыханию или к частоте пульса, которую он определяет, наблюдая за расширением и сокращением вен клиента.
Он использует слова и фразы, услышанные им от клиента и интонации голоса клиента. В сущности, он превращает все свои выходные каналы в механизм обратной связи, осуществляющий подстройку к субъективным переживаниям и на сознательном, и на подсознательном уровне. Клиенты редко осознают сложные способы, с помощью которых Эриксон подстраивается к ним. Эта неосознанность, по-видимому, является важной составляющей в быстром, эффективном наведении транса. Такой комплексный тип присоединения будет рассмотрен подробнее в другой статье.
Здесь же мы сосредоточим внимание на словесных аспектах работы Эриксона.
Таким образом, первая категория присоединения предполагает способность терапевта словесно подстраиваться к текущим переживаниям клиента. Сюда входят очевидные способы поведения, например:
. . . когда вы сидите здесь, слушая мой голос . . .
и менее очевидное поведение. Здесь уместно привести случай, где Эриксон делает внушение клиенту, чтобы его руки поднялись. Он делает это в тот момент, когда клиент вдыхает.
Если руки у вас лежат на бедрах, и вы делаете вдох, у вас возникает ощущение, будто ваши руки приподнимаются. Эриксон подстраивает свои словесные внушения к тем переживаниям, которые, как ему уже известно заранее, будут у клиента.
Он обсуждает этот пример присоединения с Джоном Уиклендом.
Уикленд: Я не уверен, то ли вы приняли отсутствие реакции за реакцию или, при едва заметной реакции, вы сказали: она поднимается. Несколько раз, когда вы говорили это, я не мог определить, происходило что-нибудь или нет.
Эриксон: Нечто и в самом деле происходило. Положите руку на бедро, сделайте глубокий вдох.
Что произошло с вашей рукой?
Уикленд: Она поднимается!
Эриксон: Вы выбираете момент вдоха. И они не могут этого отрицать. . . Я решил позднее, что я выделю это особенно, используя каждый второй вдох, чтобы сказать поднимается.
В присоединении к текущим переживаниям клиента, цель терапевта присоединиться настолько успешно, чтобы он мог повести клиента в его переживаниях. Другими словами, как только клиент принимает (обычно на подсознательном уровне) описание терапевта как точное отображение его текущих переживаний, то размывается граница между описанием нынешнего поведения клиента и того, что он будет переживать в следующий момент. Типичный прием Эриксона сделать ряд присоединяющихся высказываний, таких, что клиент может сразу же убедиться в их истинности, а потом связать их с высказыванием, описывающим поведение, которое терапевт хочет вызвать у клиента.
Связки между высказываниями могут различаться по своей силе. Самой слабой связкой является простой союз, например, использование слова и:
. . . Вы сидите здесь, слушая мой голос и расслабляясь все больше и больше . . .
. . . Вы вдыхаете и выдыхаете, и вам становится все любопытнее, чему вы можете научиться . . .
Несколько более сильную связку мы назовем косвенно-причинной. В ней используются такие выражения, как: когда; пока; в то время, как; по мере того, как, они соединяют высказывания, связывая их во времени.
. . . Пока вы устраиваетесь поудобнее на этом стуле, вы можете начать расслабляться . . .
. . . В то время, как вы раскачиваетесь вперед и назад, вы можете войти в транс . . .
Сильнейшую употребляемую форму связки мы назовем причинно-следственной; в ней используются слова, прямо указывающие на причинность, такие, как: заставляет, делается, становится. Например:
. . . и с каждым вдохом вам становится все спокойнее и спокойнее . . .
Важной чертой этих типов соединения является не логичность всего высказывания, а действенность самой связки между текущим поведением клиента и его следующим переживанием.