Терапевт: Вы боитесь будущего? У вас нет сил для будущего?
Какие чувства связаны с этим словом?
Фаина (пожимает плечами, вздыхает): Силы вроде бы есть.
Терапевт: Уже хорошо.
Фаина: Опора и те, кто окружает, тоже есть. Надежды, наверное, нет.
Терапевт: Почему?
Фаина: Не знаю.
Терапевт: Что произошло все-таки со смертью мамы? Что произошло с надеждой?
Фаина (вздыхает, начинает плакать, глотает слезы): Не знаю...
Терапевт: Вот вы говорите, что вас похоронят по мусульманскому обряду, детей и мужа по христианскому. Вы что, на том свете с ними никогда не встретитесь?
У вас такое впечатление?
Фаина (плачет): Нет...
Терапевт: Для вас это почему-то значимо? Другой человек, например, сказал бы, что есть точка зрения, что и Мухаммед, и Иисус это проповедники, или апостолы, одной и той же религии, которая просто по-разному называется.
Но конечный результат один и тот же, Бог один и тот же.
Фаина (сквозь слезы): Когда я думаю об этом, у меня появляется слово “предали”...
Терапевт: Кто?
Фаина (еще сильнее заплакала): Я боюсь... что мои дети... меня предадут... точно так же... как я... Я сейчас поняла... я ощущаю себя предательницей...
Терапевт: Кого?
Фаина: Маму.
Терапевт: Но не папу?
Фаина: Нет... (Плачет.)
Терапевт: Можно написать маме письмо. Или поговорить с ней мысленно или вслух. Сказать ей, о чем вы думаете.
Вам будет гораздо легче. (Фаина пьет воду, которую ей принесли.) Вы не думали, что в том, что сейчас происходит или о чем вы думали, заключается некая невыраженность? Если бы вы это выразили и покаялись, вам было бы легче.
Давайте прислушаемся к флейте... она о чем-то говорит... и кажется, что ее грустный мотив куда-то уходит... и вместо грусти появляются другие чувства... и мотив становится другим... и хочется успокоить свои веки...
Почувствовать мягкость губ... тепло в руках... И ноги находят свободу... И этот поезд неизвестно откуда и неизвестно куда...
И, может быть, вам понравится почувствовать себя от всего убежавшей школьницей... вдруг выросшей и способной на самостоятельные решения...
И весь мир кажется открытым... И поезд куда-то несет вас...
И вы смотрите в окно... и слышите посторонние шумы... В душе у вас почему-то звуки флейты...
И чувства, как пузырьки в бокале с минеральной водой или шампанским... они всплывают, лопаются... и при этом приближается умиротворение... И есть одно... очень любопытное сейчас... чувство... как иногда в детстве... Мы с вами обязательно сейчас найдем клад... (Подчеркнутое слово произносится с нажимом.) особый, своеобразный клад... который позволит нам пользоваться своей жизнью... так же, как раньше... и при этом совсем иначе...
И может быть, вы раньше слышали или читали об этом... Но мало задумывались о том, что тоже можете найти клад...
Просто так... само собой... вдруг... И почувствовать, что вы мечтали об этом, хотя и не думали...
Найти клад... И что бы с вами ни происходило сейчас... расслабляющиеся руки и плечи... закрытые глаза... подрагивающие веки...
Клад это то, что происходит внезапно. Клиентка полагает, что все время существует какая-то опасность: вдруг она заболеет, появится какое-то психическое нарушение. У нее есть некое тревожное предощущение, а клад это тоже нечто внезапное и одновременно очень положительное.
То, что еще можно ждать от жизни. Кроме того, клад это что-то, стоящее на перепутье мечты и реальности.
Вы чувствуете, как вас оставляет напряжение... как будто бы это теплая ванна со струящейся в ней водой... И струящаяся вода... смывает с вас все лишнее... И вы чувствуете свои запястья и предплечья... и шею... и декольте... такими открытыми и гибкими... как будто бы тело готовится к танцу...
И может быть, вы вспомните кошку... как она мягко и плавно лежит... (Терапевт говорит, растягивая окончания слов) меняет позу... шевелится... И таким же почувствуете свое тело...
Подвижным... текучим... и одновременно очень спокойным и устойчивым... И давайте представим себе, что где-то совсем в непривычных местах... в теплом и красивом месте... вы идете по лесу... и слышите пение флейты... и пение птиц... И хотя время от времени появляются слегка тревожащие вас картинки... ваших знакомых... близких...
Вам становится все спокойнее и спокойнее... все спокойнее и спокойнее... спокойнее и спокойнее... Давайте представим себе, что вы в этом лесу... находите спокойное, защищенное место...
Вам хочется прилечь, закрыть глаза... и задремать... И удивительно тепло примостить свое тело... и, дотрагиваясь одной рукой до другой, как будто бы закрыться... И вы знаете, что сейчас вы можете увидеть особый, вещий сон, который подскажет вам, где находится клад... где находится что-то важное для вас...
И чувство приятного ожидания... приятного ожидания... как аромат духов... это чувство по-прежнему охватывает вас...
И вы слышите звуки флейты... они сопровождают вас... и вы не знаете... большая она или маленькая... Это так приятно, как будто душа летит...
И так приятно вспомнить, как улыбаются ваши губы... как открывается ваше лицо... как подвижность вашего тела и гибкость суставов... переходит в подвижность лица... его открытость... готовность улыбнуться... Давайте представим себе... вы засыпаете... то просыпаетесь, то засыпаете... глубже... спокойнее...
И неожиданно возле вашего дерева... вы чувствуете, что совсем невдалеке... около старого пня... какая-то полузасыпанная ямка... Вы подходите к ней и начинаете осторожно копать землю... прямо руками... совсем неглубоко... почти что в песке... через какое-то время... около старой кладки... бывшего дома... который почему-то напоминает вам прошлое... далекое прошлое... вы находите небольшую шкатулку...
Неопределенность, куда вплывает какой-нибудь детский образ. “Вы с этим уже встречались, вы проходили мимо, и здесь, в обычной жизни, вчерашней, или два года назад, или в какой-то давней вы вдруг находите для себя клад”. Образ клада можно истолковать как клад из драгоценных камней, колец, и из того, что тогда происходило, но не было увидено или оценено.