Необычные состояния сознания


Свои методы развития Гроф назвал холотропным дыханием, ребефингом и трансперсональной психологией. Став руководителем созданной им Международной трансперсональной ассоциации, Гроф занялся околонаучной деятельностью по созданию методов выхода в астральный мир, реинкарнации, духовной самореализации и другого психоаналитического бреда, правда, без фрейдовской сексуальной озабоченности.
Гроф полагал, что древние духовные системы и первобытные мифы кажутся странными и бессмысленными потому, что их научное содержание либо неизвестно, либо искажено антропологами и физиологами, не владеющими простейшими физиологическими, медицинскими или астрономическими знаниями. Поэтому Гроф считал, что современной науке в ближайшем будущем придется построить новую концепцию Реальности и феномена человека, в которой будут учтены результаты мистических достижений древних цивилизаций и современные исследования сознания.

При этом Гроф ссылался на исследования нейрохирурга Пенфилда и его книгу Тайна сознания (1986), в которой автор, подводя итог всей своей исследовательской деятельности, выразил глубокое сомнение в том, что сознание является продуктом мозга и что его функционирование можно объяснить в терминах церебральной анатомии и физиологии.
Гроф не соглашался с современной научной парадигмой, обвиняя ее в механичности и ньютоно-картезианстве. Смоделированная по Ньютону и Декарту, но без концепции Бога, современная наука разработала картину Вселенной в виде комплекса механических систем из пассивной и инертной материи, развивающегося без участия созидательной разумности От большого взрыва через начальное расширение галактик до рождения солнечной системы и ранних геофизических процессов, создавших нашу планету, космическая эволюция управлялась исключительно слепыми механическими силами. С этим Гроф принципиально не соглашался, так как по этой модели, жизнь зародилась в первозданном океане случайно, в результате беспорядочных нецеленаправленных и хаотических химических реакций.

Точно так же клеточная организация органической материи и эволюция к высшим формам жизни возникли механически, без участия разумного принципа, в результате случайных генетических мутаций и естественного отбора, обеспечивающего выживание более приспособленных, что в конце концов привело к разветвлению филогенетической системы иерархически организованных видов со все возрастающим уровнем сложности. Затем, по дарвиновской генеалогии когда-то очень давно, произошло необъяснимое событие - бессознательная материя стала осознавать себя и окружающий мир.
Гроф считал, что механизм этого необъяснимого события по трансформации мертвой материи в сознание находится в полном противоречии даже с наименее строгими научными рассуждениями. Правильность такой трансформации материи считается сама собой разумеющейся, а отсутствие прямых фактов и доказательств переадресовывается к будущим научным исследованиям.

Гроф не согласен, что сознательность присуща только живым организмам и что она требует высокоразвитой центральной нервной системы и является эпифеноменом физиологических процессов в головном мозге Гроф считал, что вероятность того, что человеческая разумность развилась из химического ила или первобытного океана благодаря всего-навсего случайной последовательности механических процессов равна вероятности того, что вихрь, пронесшийся над помойкой, случайно соберет Боинг-747.
Гроф считал, что современная наука, насколько он с ней знаком, не может объяснить некоторые эксперименты с гипнозом, сенсорной изоляцией и перегрузкой, сознательным контролем внутренних состояний, биообратной связью и акупунктурой, различные восточные и шаманские практики и др.
Гроф считает, что данные психоделических исследований позволяют утверждать, что аналогичные измененные состояния сознания возникают в современных видах западной психотерапии и телесной терапии, не использующих психоделики: в юнгианском анализе, модифицированных формах первичной терапии, в управляемом воображении с использованием музыки рольфинге, различных техниках второго рождения, техниках возвращения к прошлой жизни, модернизированной сайентологии, холотропной терапии, парапсихологических исследованиях Раина, Мер-фи, Эйзенбад, Криппнера, Тарта, Грина, Хастинка, Тарга, Патхофа и др., а также в танатологии и ЛСД-терапии.


Гроф считает, что психоделики являются катализаторами ментальных процессов и способствуют развитию ясновидения. Вместо того, чтобы вызвать типичное медикаментозное состояние, они активизируют предшествующие частицы или потенциалы человеческого ума.

Под действием этих препаратов человек переживает не токсический психоз, по существу никак не связанный с функциями психики в нормальном состоянии, а фантастическое внутреннее путешествие в собственное бессознательное. Эти препараты раскрывают и делают доступным непосредственному восприятию широкий диапазон обычно скрытых явлений, относящихся к неотъемлемым способностям человеческом ума и играющим важную роль в нармальной психической деятельности. Поскольку психоделический спектр охватывает весь диапазон человеческих переживаний, он включает и все упоминавшиеся ранее феномены немедикаментозных методов - церемоний туземцев, духовных практик, эмпирической психотерапии, лабораторных экспериментов, па-рапсихологических исследований, биологических экспериментальных и предсмертных состояний и др.

В то же время усиливающие и катализирующие свойства психоделиков позволяют добиваться необычных состояний сознания экстраординарной интенсивного и ясности в контролируемых условиях и с высоким постоянством. Поэтому Гроф с 1954 года провел более 3000 ЛСД-сеансов и просмотрел отчеты о более 2000 сеансов, проведенных в США и Чехословакии.
За многие годы клинической работы с психоделиками с использованием психолитической и психоделической терапии на различных больных и здоровых людях у Грофа создалось впечатление, что многочисленные наблюдения в ходе психоделической терапии невозможно адекватно объяснить в терминах современной науки и в контексте существующих на Западе нейрофизиологических моделей мозга. Гроф считает, что не осталось сомнений в том, что современное понимание Вселенной, природы, реальности человека является поверхностным, неверным и неполным.

Для доказательств своей правоты Гроф приводит краткое описание карактеристик полученных им измененных неординарных состояний сознания.
В психоделических и других сеансах необычных переживаний можно испытать драматические эпизоды самого разного рода, причем с живостью, реальностью и интенсивностью, сравнимыми с обычным восприятием материального мира или превосходящим его. Хотя зрительный аспект этих эпизодов стоит, пожалуй, на первом месте, надо сказать, что вполне реалистичные переживания могут быть и во всех других сенсорных областях. Иногда отдельные мощные звуки, голоса людей или животных, целые музы-кальние последовательности, интенсивная физическая боль и другие соматические ощущения или отчетливый вкус и запах могут доминировать в переживании или играть в нем важную роль. Способность к формированию понятий может подвергнуться при этом сильному воздействию, а интеллект может создавать интерпретации действительности, не свойственные данному человеку в обычных состояниях сознания.

Кроме того, необычные состояния сознания сопровождаются мощными эмоциями в разных диапазонах.
у многих психоделических переживаний, развивающих ясновидение, есть одно общее качество, присущее и повседневной жизни с ее последовательными событиями, происходящими в трехмерном пространстве и линейном времени. Однако также типичны и доступны дополнительные измерения и эмпирические альтернативы.

Психоделическое состояние несет в себе многоуровневое и многомерное качество, и ньютоно-картезианские последовательности внутренних событий кажутся произвольными вставками в сложном континууме беспредельных возможностей. В то же время они обладают всеми характеристиками, которые ассоциируются с восприятием материального мира объективной реальности. Гроф считает, что психоделические состояния сопровождаются видениями, ощущениями по всем рецепторам и эмоциональным переживаниям, включая механизмы памяти, намного глубже, объемнее, чем в реальном мире.

Причем переживания и видения могут идти многомерно, многозначно и одновременно в нескольких измерениях, но в одном времени. То есть, одновременно идут несколько фильмов с разными сюжетами и сознание эйдетически нормально все это воспринимает.

Гроф уверен, что эта внутренняя реальность является частью единой общей Реальности, в которой внешняя реальность и наш опыт и знания занимают лишь самую малую часть.
Гроф утверждает, что участники ЛСД-сеансов часто говорят об образах, но у этих образов нет качества застывших фотографий. Они находятся в постоянном динамическом движении и обычно передают некие драматические события и действия. Но и термин внутренне кино, который так часто возникает в отчетах об ЛСД-сеансах, не вполне верно описывает их природу. Психоделические видения действительно трехмерны и обладают качествами обыденного восприятия. Они кажутся происходящими в определенном месте и могут восприниматься с различных направлений и углов при достаточно четком параллаксе.

Возможны укрупнение изображения и выборочный фокус на различных уровнях и планах эмпирического континуума; восприятие или реконструкция тонкого строения; зрение через прозрачную среду представляемых объектов таких, как клетка, тело эмбриона, части растения или драгоценного камня. Произвольный сдвиг фокуса является только одним из механизмов стирания и прояснения образов.

Картины также могут проясняться, когда устранены искажения, вызванные страхом, защитой и сопротивлением или когда содержанию позволено развиваться в континууме линейного времени.





Содержание раздела