Схожей была эволюция Высших курсов


Первым директором Политехнического института был князь А.Г.Гагарин, специалист в области машиностроения. Деканом экономического отделения стал известный ученый-экономист, автор трудов по общинному землевладению А.С.По­с­ников. Учебные программы и планы рассматривались собраниями отделений института, его советом и представлялись затем на утверждение в Министерство финансов.

Финансовые средства института складывались их трех основных источников: сумм, отпускаемых казной; пожертвований; сборов за обучение; доходов от издательской и т.п. деятельности.
Согласно высочайше утвержденному Положению об институте на экономическом отделении изучались наряду с общеобразовательными такие дисциплины, как история хозяйственного быта в связи с историей политической экономии, теория политической экономии, прикладная политическая экономия, наука о финансах, статистика, целый ряд правовых дисциплин, включая торговое и вексельное право, экономическая география, счетоведение, теория вероятностей и финансовые вычисления и др. В качестве специальных курсов фигурировали: техника податного дела (налогообложение), таможенное и страховое дело, банковское счетоводство, коммерческие вычисления и коммерческая корреспонденция и др. Важное место в учебном процессе отводилось практическим занятиям.

Через изучение и усвоение названных дисциплин студенты приобретали основательные, притом ориентированные на современную им хозяйственную практику знания в области финансов, кредита, бухгалтерского учета, налогов и налогообложения, страхового дела.
Окончившие экономическое отделение и продемонстрировавшие "отличнейшие" зна­ния на экзаменах получали звание "кандидат экономических наук", остальные — звание "действительный студент" (выпускникам других отделений Политехнического присваивались соответственно инженерные звания).
Министерство финансов твердо придерживалось линии на дальнейшее развитие высшего профессионального коммерческого образования. В подтверждение этого можно сослаться на доклад, с которым выступил на проходившем в Санкт-Петербурге съезде директоров и представителей попечительских советов коммерческих училищ члеU учебного комитета Министерства финан­сов Е.Е.Сиверс. Он, в частности, заявил, что "при все увеличивающемся сознании необходимости возможно полного и всестороннего специально коммерческого образования возникновение соответствующих высших учебных заведений следует признать желательным".
В русле этой идеи действовало и Московское общество распространения коммерческого образования. В 1902г. был выработан устав первых в России двухгодичных Высших курсов коммерческих знаний. Их открытие состоялось на следующий год. Московские курсы отличались, во-первых, тем, что обязательным условием приема слушателей являлось окончание ими среднего учебного заведения; во-вторых, тем, что на курсах с самого начала обучались и юноши, и девушки; в-третьих, широким применением университетского лекционного метода в преподавании; наконец, преобладанием таких специальных дисциплин, как вексельное право, финансовое право и др.

Уже два года спустя эти курсы были преобразованы в самостоятельное высшее учебное заведение с четырехлетним сроком обучения, а в 1906/07учебном году были переименованы в Московский коммерческий институт.
Схожей была эволюция Высших курсов коммерческих знаний в некоторых других городах, в частности в Киеве. Созданные в 1906г., два года спустя курсы были преобразованы в Киевский коммерческий институт. Позднее возник коммерческий институт в Харькове. Действовало коммерческое отделение в Рижском политехническом институте.

По имеющимся данным, к 1913г. в России в общей сложности насчитывалось около 20высших коммерческих учебных заведений.
Московский и Киевский коммерческие институты стали своего рода эталоном высшего коммерческого образования в России. Статус этих институтов как полноправных высших учебных заведений окончательно упрочился в 1912г., когда соответствующие положения о них прошли через Государственную Думу и Государственный Совет и были утверждены императором.


Какое же место отводилось в рамках высшего коммерческого образования подготовке финансистов? Ответ на этот вопрос можно найти, например, в речи директора Киевского коммерческого института, известного специалиста в области социально-экономической истории М.В.Довнар-Запольского, произнесенной им на собрании Киевского купеческого общества в 1908г. В его представлении высшие коммерческие учебные заведения призваны готовить специалистов как по "общему финансовому ведомству", так и по отдельным его отраслям — банковскому, страховому, оценочному, статистическому делу.

Подчеркивалась необходимость постижения студентами "мирового и местного значения банковских и страховых операций, значения рынков". Отметив, что высшее коммерческое образование представляет сбой комбинацию экономических, юридических и коммерческо-технических наук, оратор во главу экономических наук поставил политическую экономию. "Отделы этой науки, — считал он, — касающиеся банков, биржи, вексельного курса, денежного обращения, торговой политики... страхового дела, — все эти отделы выдвигаются на первый план и развиваются в самостоятельные дисциплины".
Финансово-банковское направление рассматривается здесь как стержневое в учебном процессе высших коммерческих учебных заведений.
Как же функционировало такое заведение? Каким было содержание учебного процесса и как он был организован? Обратимся к Московскому коммерческому институту, самому крупному высшему коммерческому учебному заведению:
в 1910-его­ды в нем одновременно обучалось свыше 5500студентов; среди них были представители практически всех сословий, но преобладали выходцы из купцов, почетных граждан, мещан.
Институт хотя и относился к системе Министерства торговли и промышленности, тем не менее пользовался значительной автономией. Бюджет института утверждался и контролировался попечительским советом, включавшим видных представителей деловых кругов Москвы; во главе его стоял уже упоминавшийся выше А.С.Вишняков. Бессменным директором института на протяжении десяти лет являлся известный правовед и философ П.И.Новгородцев.

Институт самостоятельно разрабатывал учебные планы, однако, согласно Положению, должен был представлять их на утверждение в учебный отдел министерства.
В действительные слушатели института принимались на основе конкурса аттестатов лица, окончившие средние учебные заведения. Обучение было платным, однако плата взималась весьма скромная (100-125руб. в год). В то же время отдельным слушателям предоставлялись стипендии и выдавались пособия.

Значительная часть расходов на содержание института, оплату труда преподавателей и обучение студентов покрывалась из благотворительных средств.
Изначально институт имел два отделения (факультета): экономическое и коммерческо-техническое. Основная часть студентов проходила обучение на экономическом отделении. Выпускники, успешно защитившие дипломные работы на этом отделении, могли получить звание кандидата экономических наук I и IIразрядов, а успешно закончившие коммерческо-техническое отделение — звание коммерческих инженеров I и IIразрядов.
Если целью обучения на коммерческо-техническом отделении являлся выпуск "научно подготовленных товароведов", то цель обучения на экономическом отделении носила более общий характер и формулировалась как научная подготовка для самостоятельного участия в экономической, торговой и промышленной сфере деятельности, а также для преподавания в коммерческих учебных заведениях.
Учебный план экономического отделения предусматривал преподавание на первых двух курсах ряда экономических и юридических дисциплин "на фоне историко-философского освещения", имевшее задачей "широкую и основательную общенаучную подготовку". В частности, изучались политическая экономия, история экономических учений, экономическая политика, экономическая география, статистика, наука о финансах, всеобщая и русская история, введение в философию, ряд правовых дисциплин.
Здесь важно подчеркнуть, что усвоение фундаментальных общетеоретических знаний рассматривалось высшей коммерческой школой в качестве основы изучения специальных дисциплин. Такая специализация начиналась с 3-гокурса.


Уместно отметить, что наиболее дальновидные представители науки и бизнеса рано осознали необходимость подготовки кадров высшей квалификации непосредственно по финансовым специальностям. О том, что поиск шел именно в этом направлении, свидетельствовало, например, совещание в Московском коммерческом институте, состоявшееся весной 1907г. при участии представителей страховых и кредитных учреждений. На нем рассматривался вопрос об организации при институте, очевидно наряду с экономическим и коммерческо-техническим, особого отделения — "коммер­ческо-финансового", предназначенного "готовить образованных специалистов банковского и страхового дела".
Такого отделения как самостоятельного, равнозначного экономическому и коммерческо-техническому, создано не было, однако наряду с другими циклами или подотделами экономического отделения был образован и коммерческо-финан­совый цикл. Для его слушателей обязательным являлось усвоение основ высшей математики со сдачей соответствующего экзамена. Читались общие курсы банковского и страхового дела, товарного счетоведения и товарных вычислений, банко­вских вычислений, финансов иностранных государств, международного частного права, вексельного, банковского и страхового права и страхового счетоведения, математической статистики, высших финансовых вычислений.

Анализ программ по названным предметам дает основание полагать, что их преподавание велось на солидной основе, учитывавшей достижения мировой и отечественной науки, международного и российского хозяйственного опыта.
Характерной чертой преподавания в институте являлось умелое сочетание лекционных курсов с практическими занятиями, семинарами и так называемыми "репе­ти­ториями", проводившимися в форме "систематических бесед со слушателями".
По завершении обучения выпускники института подвергались испытаниям, включая написание дипломной работы, "своего рода маленькой диссертации". Приведем, например, темы некоторых дипломных работ по предмету "Банков­ское дело": "Эмиссионные банки важнейших государств", "Крестьянский поземельный банк", "Ипотечные банки", "Организация французского банка", "Кре­дит­ные и ссудосберегательные товарищества", "Курсы и курсовые бюллетени", "Учетная операция", "История зарождения и роста обществ взаимного кредита", "Депозитные банки и торговые операции" и др.
Столь же разнообразная тематика, которая, вероятно, могла бы заинтересовать и сегодняшних специалистов, была заявлена слушателями, готовившими дипломные работы по политической экономии, финансам, высшим финансовым вычислениям, местным финансам, экономической географии, вексельному праву, страховому делу, оценочному делу (в современном понимании — оценке собственности).
Окончившие институт слушатели имели свободное распределение. Однако при попечительском совете института с 1910г. действовал особый отдел "по приисканию занятий". Предлагались услуги выпускников для работы в банках, страховых учреждениях, в качестве бухгалтеров, конторщиков, статистиков, кооператоров, а также преподавателей коммерческих училищ.

Сам факт такого предложения услуг показывал несомненную заинтересованность выпускников института в работе на финансовом поприще.


В заключение можно констатировать, что неутомимым творческим трудом профессорско-преподавательского состава университетов, а также коммерческих институтов и других высших учебных заведений сходного профиля постепенно создавалась почва для становления специальных вузов, которые готовили бы кадры для финансовой и кредитной сферы.
Полуторавековой опыт профессионального коммерческого образования в России, компонентом которого в возрастающей степени, особенно в начале XXвека, становилось специальное образование в области финансов, банковского дела, бухгалтерского учета, страхования, — вплотную подводил к необходимости создания высших учебных заведений для подготовки квалифицированных финансистов. И одно из таких учебных заведений было открыто в 1918г. в Москве в здании бывшего коммерческого училища. Так нить времен связала традиционное коммерческое и финансовое образование.
Литература
БурышкинП.А. Москва купеческая. М., 1991.
ВиттеС.Ю. Воспоминания. Т.2 (1894–октябрь 1905).

Таллинн–Москва, 1994.
ГлебовИ., ИвановД. История Московской практической академии коммерческих наук (1810-1860). М., 1860.
ДанилевскийВ.В. История основания Ленинградского политехнического института // Труды Ленинградского политехнического института им.М.И.Кали­ни­на. 1948. №1.
Записка о Киевском коммерческом институте. Киев, 1910.
ЗмеевВ.А. Эволюция высшей школы Российской империи. М., 1998.
Коммерческий институт Московского общества распространения коммерческого образования. Обзор преподавания. М., 1908-1914.
Материалы по коммерческому образованию. Вып.I-V. СПб., 1901 1906.
Московское общество распространения коммерческого образования. 1897-1907. М., 1907.
Отчеты Московского общества распространения коммерческого образования за 1898-1913гг. М., 1899-1914.
ТаловскаяВ.Р., ШанскийД.Н. К вопросу о понятии "коммерция" в России XVIIIвека // Торговля и предпринимательство в феодальной России. М., 1994.
ТимофеевА.Г. История Санкт-Петербургского коммерческого училища. СПб., 1901/1902.

•·•

* За исключением императорских санкт-петербургского и московского коммерческих училищ и ряда курсов, находившихся в "ведомстве учреждений императрицы Марии".

Интересные записи



Содержание раздела