Видное место в истории человеческой цивилизации принадлежит Кавказу, который уже во времена глубокой древности стал ареной её развития. Тогда уже люди во имя обладания этой землёй воевали друг с другом, сметая с исторической арены целые племена. И это не удивительно.
Великолепная природа: цветущие долины и величественные горы, плодородные земли (“Воткни в землю дышло вырастет телега", - говорят в народе о плодородии кавказских равнин), прекрасные климатические условия, наличие в горах удобных перевальных путей, благодаря которым люди с давних пор осуществляли обменные и торговые связи, разнообразие растительного и животного мира богатство полезных ископаемых всё это обусловило тяготение людей к этой земле.
Согласно утверждению майкопского археолога П. У. Аутлева, человек появился на Северном Кавказе, в частности на Кубани, 350 200 тысяч лет назад, а уже в эпоху верхнего палеолита появился человек современного вида (Homo sapience), что произошло 35 40 тысяч лет назад. Отдалённые предки современных жителей северного Кавказа, в том числе адыгов, прошли долгий путь исторического развития.
Каменный век это период становления человеческого общества, это цепь открытий и достижений в материальной культуре, в изучении природы, это освоение огня и строительство жилищ, изобретение копья, а потом лука и стел и, наконец, переход к производящему хозяйству к земледелию и скотоводству, изобретение ткачества и гончарного производства. И всё это на фоне совершенствования техники обработки камня. Тогда же формируются основные искусства, элементы будущих религий.
Каменный век сменился медным (или бронзовым), а потом железным:
“Древним оружием людей были руки, ногти и зубы,
Камни, а также лесных деревьев обломки и сучья,
Пламя затем и огонь, как только узнали их люди.
Силы железа, потом и меди были открыты,
Но применение меди, скорей, чем железа узнали”,
В бронзовом веке появляется металлургия. Сначала открыли самородную медь и научились холодной и горячей ковке; потом изобрели “костровую” выплавку меди из руд и появился первый горн, работавший на естественной тяге ветра, и, наконец, освоили плавку меди и медное литьё с помощью высокотемпературного горна искусственно созданным дутьём.
Медный топор оказался эффективнее каменного в три раза, медный нож превышал производительность каменного в шесть семь раз, медное сверло в двадцать раз.
Следующий этап экономического развития переход от меди к бронзам сначала мышьяковым, потом оловянным, ознаменовавший начало бронзового века.
Ранний бронзовый век Кубани представлен майкопской культурой. Наиболее знаменит раскопанный в 1897 году учёным Н. И. Веселовским Майкопский курган, расположенный на перекрёстке двух улиц города Майкопа. По количеству инвентаря и уникальности всего вещевого комплекса ему нет равных на Северном Кавказе.
В кургане нашли три погребения, глиняную парадную посуду, металлическую парадную посуду, в том числе серебряные и золотые сосуды (некоторые с изображениями), орудия труда, оружие. На погребенных было надето большое количество украшений из золота и серебра. Особый интерес представляют два серебряных сосуда с изображением животных: медведя, льва, лошади и других. Учёные относят майкопскую культуру к 4 3 тысячелетию до н э или, точнее, к 25 24 векам до н э.
В настоящее время найдены новые очень важные и интересные памятники майкопской культуры. Все они (Псекупский и др.) свидетельствуют о развитии горного дела, металлургии и металлообработки, культуры земледелия (бронзовые мотыги) и торговли на северо-западе Кавказа.
На протяжении двух тысячелетий бронзового века на территории современной Кубани происходили сложные процессы развития племён (дольменная культура, ямная культура, новотиторовская культура и др.). На раннем этапе Кубань стала своеобразным “мостом” в распространении восточной цивилизации (колёсный транспорт), здесь сформировался один из центров металлургии бронзы, получили развитие скотоводство и земледелие, возникли и сложились два основных типа хозяйства: оседлое земледелие и скотоводство.
Ведущей хлебной культурой становится просо.
Другой ведущей отраслью хозяйства было животноводство. Разводили крупный и мелкий рогатый скот, лошадей и свиней. Возросло значение коневодства, особенно в степных районах Северо-западного Кавказа.
По-прежнему имели место рыбная ловля и охота, о чём говорят находки бронзовых фигурок оленя, медведя, кабана, горного козла и птиц.
На новые ступени поднялось ремесленное производство. Кузнецы усовершенствовали искусство древнейших кавказских металлургов: железные изделия оружие и орудия труда изготовлялись сыродутным способом. В качестве печей служили земляные ямы, в нижней части которых имелись проходы для притока воздуха. После разогрева костром ямы загружали смесью руды и древесного угля.
Так выплавлялось железо.
Кузнецы производили доспехи, части конского убора, украшения из бронзы; ювелиры высокохудожественные золотые и серебряные изделия.
Мастера керамических дел прочно владели искусством изготовления посуды на гончарном круге. Широко было распространено ткацкое дело, которое имело домашний характер (изготовлялись шерстяные ткани).
Хотя хозяйство меотов и синдов носило натуральный характер, но всё же обменные и торговые связи расширялись. Торговые караваны из Меотии и Синдии устремлялись на северо-запад в области восточной Европы, к берегам Днепра и Дуная; с середины 6 века до н э тесные экономические связи налаживаются с Боспорским государством. Вывозили зерно, в особенности пшеницу, продукты животноводства, рыбу, изделия из бронзы и кожи.
Ввозили расписную керамику, дорогие украшения из золота, оливковое масло, вино, оружие и пряности. Торгово-меновые связи поддерживались и со странами Закавказья, Передней и Малой Азии, Ближнего Востока (В курганах найдены урартийские мечи, стеклянные бусы из Финикии, Сирии и Египта).
Племенной союз меотов в начале 1 тысячелетия н э вступил в полосу кризиса и упадка, что было связано с частыми вторжениями завоевателей сарматов и с усилением политической роли адыгского племени зихов.
“Зихи называемые так на языке простонародном, греческом и латинском, татарами же и турками именуемые черкесы, сами себя называют “адыга”. Они живут на пространстве от реки Таны до Азии” (из книги Дж Интериано “Быт и страна зихов, именуемых черкесами”). К 10 веку мощный племенной союз, называемый “Зихия”, - занимал пространство от Тамани до реки Нечепсухе, в устье которой находился город Никопейя.
В эпоху раннего средневековья в связи с нашествием гуннов хозяйство адыгов переживало кризис. Нормальный процесс развития горской экономики нарушился. Наступил спад, выразившийся в сокращении хлебных посевов (хлебные нивы были превращены в пастбища для стад кочевников), обеднении ремёсел, ослаблении торговли.
Но всё же движение вперёд было: к уже известным земледельческим орудиям мотыге, плугу, серпу, зернотёрке, жерновам добавились косы. Из культур, кроме проса, ячменя, пшеницы получили распространение овёс и лён. Не были преданы забвению навыки ведения скотоводческого хозяйства, особенно овцеводства и коневодства.
Именно в это время, по-видимому, началось выведение адыгского скакуна, с которым была неразрывно связана жизнь горца-воина. Скотоводство у зихов носило отгонный характер.
В раннем средневековье адыгское хозяйство по-прежнему носило натуральный характер. Но существовали и виды ремесла, связанные с выделкой металлических вещей и глиняной посуды. Добыча и обработка металла, кузнечное и оружейное дело, изготовление высококачественной керамики требовали совершенствования производства.
Не прерывались в эти времена и обменные и торговые связи. Проложенный в 6 веке “великий шёлковый путь” способствовал вовлечению народов Северо-западного Кавказа в орбиту китайской и византийской торговли. Из Китая в Зихию привозились бронзовые зеркала, из Византии богатые ткани, дорогая посуда, предметы христианского культа и пр.
Бесценная соль поступала из предместий Азова. Тесные экономические отношения установились со странами Ближнего Востока (иранские кольчуги и шлемы, стеклянные сосуды). В свою очередь зихи вывозили скот и хлеб, мёд и воск, мех и кожи, лес и металл, изделия из кожи, дерева и металла.