Практика поддержки предприятия путем обеспечения гарантированными зака-
зами сохранилась и в последующие годы, но это было связано уже с новыми
явлениями в российской экономической истории, когда правительство перешло к
открытой поддержке первых монополистических объединений. При этом заметим
что симпатии царской администрации все-таки были на стороне старых уральских
заводов. Красноречиво об этом говорят предпринятые правительством меры в
отношений впервые организованного в 1882 г. Союза рельсовых фабрикантов, в
состав которого вошли передельные заводы. Несмотря на декларативные заявле-
ния о том, что необходимо оберегать самостоятельные заводы, к числу которых
относился Юзовский, правительство в 1884 г., гарантируя казенные заказы на 400
тыс. пудов в год каждому, тем не менее двум уральским заводам обеспечивало
67% загрузки против 1880-1882 гг., а Новороссийскому менее 50 %. В 80-е годы
Юзовский завод становился все более сильным конкурентом и его доля в
правительственных заказах быстро росла: с 7% в 1882-1884 гг. до 23% в
1885-1887 годы.
Юзовский завод, не принявший участия в соглашении 1882 г., вошел в состав
Союза рельсовых заводов в декабре 1890 года. Как считал И.Ф.Гиндин, этот
факт объяснялся тем, что в 80-е годы предельные заводы являлись основным
производителями рельсов. Но к 90-м годам ситуация изменилась коренным обра
зом: на вставшую на ноги южную металлургию, работавшую на местном сырье, в
целях ускорения ее роста правительство обращает всю систему поддержки казен-
ными заказами на рельсы. В то же время старые передельные заводы стали
перестраиваться на производство другой продукции. И в свете этого, как писал
И.Ф.Гиндин, совершенно естественно, что старейший южный металлургический
завод вошел в состав нового синдиката, срок действия которого истекал в январе
1895 года.
В начале XX в. ситуация постепенно выправляется, частный спрос на продук-
цию тяжелой промышленности начинает играть все большую роль по сравнению с
государственным. Не было в стороне от этих процессов и предприятие Юзов. В
XX в. правительство продолжало размещать на заводах и рудниках Новороссий-
ского Общества казенные заказы. Мы располагаем сравнительными данными на
период войны, когда казенный спрос на металл резко возрос., а его производство в целом по России падало20а. Из таблицы видно, что только в добыче угля доля
государственных заказов была значительной, а в остальных видах продукции,
имевшей оборонное значение, их доля была ниже.
Таблица № 2. Казенные заказы, размещенные на заводах и рудниках Ново-
российского Общества в 1916 г. (в пудах)
Виды
продукции
Морскому
ведомству
Военному
ведомству
Казне
Всего каз.
заказов
Всего
произвед.
Уголь
7.240.287
2.760.000
27.283.771
37.284.058
82.858.283
Кокс
170.000
4.480.000
550.000
5.520.000
15.815.971
Чугун
200.000
3.850.000
134.000
4.181.000
8.215.065
Сталь шрапнел.
-
1.924.736
-
-
-
Источники:
РГИА. Ф. 23. Оп. 28.
Д. 1498. Л. 5;
Там же. Ф. 1498. Оп. 1. Д. 14.
Л. 10, 20, 22.
Таким образом, правительственная политика поддержки сыграла важную роль
в становлении и развитии Юзовского предприятия. Но, как нам представляется,
успешная деловая активность Новороссийского Общества объяснялась также и
рационально организованным производством, и умелым управлением. Кстати,
этот факт отмечали и сами рабочие. Юзовский завод строился сразу как пред-
приятие с полным металлургическим циклом, его владельцы с самого начала
уделяли большое внимание совершенствованию технологического процесса, забо-
тились о качестве своей продукции. Так, например, на Всемирной выставке в
Париже в 1900 г. изделия Новороссийского Общества была отмечены Гран-при.
Средства на расширение производства Юзы изыскивали не только путем получе-
ния правительственных ссуд и казенных гарантированных заказов, но и при
помощи выпуска облигационных займов под залог недвижимости, которые, как
правило, размещались на денежном рынке в Англии.
В конце XIX столетия, когда предприятия уже твердо стояли на ногах, семья
Юзов активно приобретала в собственность имения местных дворян, которые
были расположены в Верхнеднепровском и Бахмутском уездах Екатеринславской
губернии. Это были земли богатые залежами первоклассной железной руды,
которая впоследствии и стала основным сырьем для предприятия. Так, в три
этапа (1886, 1894, 1895) сначала Джон Юз, а затем его сын Айвор скупили
имение Белокрысенко Федора Арсеньевича, переданное в мае 1909 г. в собствен-
ность Новороссийского Общества. Юзы также приобрели земли, принадлежав-
шие Ливен Н.Ф. (1889 г.), Смоляниновой Л.И. (1890 г.), Лариной Е.А.
(1893 г.), Пшеничного С.Д. (1893 г.), Тарненко и Безуглых (1893 г.), Бобржец-
ких Н.А. и К.Н. (1896 г.) и Добровольского B.C. (1897 г.). В 1894 г. она купили
земли в Верхнеднепровском уезде под общим названием «Кривой Рог». В 1894 и
1909 годах сыновья Юза, Альберт, Джон Джеймс, Артур и Айвор, продали в
собственность Новороссийского Общества имения, доставшиеся им в наследство
от отца. На эти цели тратились по тем временам громадные средства. Так,
например, только на покупку двух имений (Лариной и Смоляниновой) было
потрачено 255 тыс. рублей серебром.
Петербургский комитет, начиная с 1895 г., вел продолжительную переписку с
министерствами внутренних дел, торговли и промышленности (образовано в
1905 г.), земледелия и государственных имуществ, испрашивая разрешение на
утверждение купчих крепостей. Это было необходимо потому, что приобретение
земель вне ближайшего расположения завода не предусматривалось договором
1869 г. и дополнительными условиями. В конце концов ходатайство Комитета
Новороссийского Общества было удовлетворено Советом министров и императо-
ром 23 февраля 1910 г. (ст.ст.) поскольку, как указывалось в документе Горного
департамента Министерства торговли и промышленности, оно было «вызвано
желанием обеспечить свое предприятие рудою».
Заводоуправление также заключало договоры на аренду земли с крестьянски-
ми общинами с целью приобретения права на разведку и добычу железной руды.
В конце XIX начале XX в. (декабрь 1898, февраль 1902, январь 1907 гг.) сыновья
Юза Артур Давид и Джон Джеймс и директор-распорядитель Яков Андресон
занявший этот пост после смерти Д ж. Юза подписали три договора с крестьянами
сел Большие Каракубы, Стилы и Новотроицкое, расположенные в Бахмутском
уезде. Эти договоры представляют большой научный интерес поскольку, на наш
взгляд, опровергают точку зрения, высказанную автором книги 1937 г. «Старая
Юзовка» о том, что крестьяне окрестных деревень подвергались якобы беззастен-
чивому грабежу со стороны владельцев завода. Между тем договорами четко
предусматривались размеры арендной платы, гарантировался ежегодный доход
Обществу поселян в виде попудной платы. Так, например, по договору 1898 г.
Новороссийское Общество выплачивало крестьянам за право вести разведку не
менее 500 рублей в год, а ежегодный доход общины должен был составлять не
менее 3.000 рублей, по договору 1902 г. не менее 2.000. Как правило, земли
арендовались на длительный срок от 9 до 15 лет. Это были документы,
оформленные по всем юридическим правилам и учитывающие интересы обеих
сторон. В сентябре 1909 г. Петербургский комитет направил в отдел торговли
МТиП письмо, в котором уведомлял власти о том, что Новороссийское Общество
отказывается от производства и продолжения выработок руды на арендованных у
крестьян землях по причине незначительного в ней содержания железа. На этом
основании, но только по истечении срока действия старых, новых договоры с
Обществами поселян не были заключены.
Таким образом, по справке, составленной для МТиП в состав Новороссийского
предприятия в начале XX в. входили: 1) железные рудники в Кривом Роге
Екатеринславской губернии «Вечерний Кут» Верхнеднепровского уезда, «Лих-
мановский» Александровского уезда, «Каракубский», «Новотроицкий» и «Сти-
ловский» Бахмутского уезда; 2) каменноугольные рудники («Центральный»,
«Ветка», «Новосмоляниновские») и принадлежащие к ним железные рудники в
Бахмутском уезде общей площадью 18.888 десятин; 3) Юзовский чугуннопла-
вильный, железоделательный и сталелитейный завод со вспомогательными цеха-
ми, расположенный в Бахмутском уезде; 4) железная дорога нормальной колеи в
районе завода длиной в 23 версты с веткой в 11 верст, соединяющей завод со
станцией Юзово Екатерининской ж.д. Следовательно, процесс концентрации
производства, охвативший российскую промышленность, был характерен и
для Новороссийского Общества. В частности он нашел свое проявление в
активном приобретении в конце XIX в. новых земель с целью обеспечения,
причем в крупных масштабах, собственным сырьем металлургическое пред-
приятие.
Как уже отмечалось, Новороссийское Общество позаимствовало крупные
суммы на расширение производства в виде займов и посредством выпуска облига-
ций. Так, 29 марта 1889 г. (н.ст.) Общество заключило договор с лордом Арчи-
бальдом Бальфуром, и Генри Брасси о выпуске 6% закладных листов на сумму в