Иногда использование непонятных, сложных или, наоборот, крайне простых способов поведения пациента приводит к неожиданно быстрому успеху психотерапии и способствует ее прогрессированию гораздо больше, нежели тщательно выверенная структура психотерапевтического процесса. Умение терапевта быть спонтанным - одно из важных деловых качеств в эриксоновском гипнозе.
Если есть выбор между заготовленной схемой терапии и внезапно пришедшим в ходе наблюдения за поведением пациента подходом, скорее всего, надо выбрать именно этот спонтанный подход.
В работе можно использовать все: веру в терапевта или в Бога, оценки, полученные в 10 классе, первый поцелуй и неожиданное прощание с любимым человеком. Важно, чтобы эти действия, мысли и поступки были энергетически значимыми, чтобы они могли дать необходимый толчок для производимых и происходящих изменений. Иногда терапевт должен создать
вначале какую-то мысль, эмоцию, чтобы, сконцентрировавшись в пациенте, они моли вырваться наружу и послужить толчком к процессу терапии. Лучше иметь агрессивного, чем безвольного пациента. Общеизвестно, что при попадании в критические ситуации человек использует свои собственные, скрытые резервы: хрупкая женщина способна легко поднять автомобиль, под которым находится ее ребенок. Так и эмоции отчаяния, вины, стыда иногда способны дать гораздо больший терапевтический эффект, нежели общее благодушие и видимое спокойствие.
Не существует хороших и плохих проявлений, замеченных в пациенте, существуют только полезные и бесполезные для процесса терапии.
Помимо того, чтобы использовать явно полезное проявление, следует подумать, каким образом мы можем использовать те проявления, которые на первый взгляд показались нам бесполезными и перевести их в разряд полезных. Эриксон иногда умел вызвать огонь на себя, т. е. умел вызвать недовольство собой со стороны пациента, и тот, приходя к нему на следующий сеанс говорил: Я изменился вопреки вам. Это было одним из самых лучших терапевтических эффектов, поскольку, таким образом, терапевт добился изменений и, более того, изменений, которые создал, с точки зрения самого пациента, он сам.
Это большая удача психотерапевта, хотя с точки зрения профессионального самоуважения кем-то это может быть и воспринято как неудача. Но важно помнить, что мы работаем не ради поддержания собственной выдуманной профессиональной чести, а ради помощи конкретным людям, каким бы образом эта помощь не была им предоставлена.
5. Использование внушений
Использование внушений является основной задачей, основной техникой эриксоновского гипноза. Следует отметить отличия от гипноза классического.
В эриксоновском гипнозе внушения проводятся на протяжении всего сеанса и даже за его пределами. Суггестивная работа может быть начата еще в момент беседы по телефону, ког-
да речь идет только о договоренности о первой встрече. Уже в этот момент терапевт может проводить для пациента внушения, выстроенные в косвенной форме, в которых он может давать понятия уверенности, спокойствия, укреплять веру в себя, веру в успех психотерапии. Более тщательная суггестивная работа начинается с момента прихода пациента к психотерапевту. Уже в ходе предварительной беседы, расспрашивая пациента о его жизни, о том, что привело его, терапевт продолжает темы спокойствия, уверенности в результате; он дает косвенные внушения, связанные с той проблемой, которую принес клиент.
Так, например, он может рассказывать истории о других пациентах, которые были похожи на данного пациента, и заботы которых заканчивались излечением.
Подобные метафоры, с легкой руки Эриксона, носят общее название мой друг Джо, благодаря одной из метафор. Это была история о человеке по имени Джо, который во многом похож на человека, который сидел перед Эриксоном. У него была похожая семья, похожая проблема, он мог быть похож по имени, еще по каким-то признакам. Это позволяло пациенту увидеть в Джо свой прототип. И дальше история продолжалась долго или коротко, но она могла повествовать и о путях решения проблемы, и о тех усилиях, которые Джо приложил для этого, она могла рассказывать о том, как долго ему пришлось бороться с этой проблемой, и о многом другом.
Главное, что эта история заканчивалась хорошо: мифический Джо избавлялся от своей проблемы.
Такая история, рассказанная между прочим, имела огромный психотерапевтический эффект, это была метафора, которая рассказывалась в бодрствующем состоянии субъекта. Пациент, затаив дыхание, слушал об истории Джо, и на самом деле учился сразу нескольким вещам.
Во-первых, он понимал, что эта проблема терапевту известна и он имеет опыт работы с ней. Во-вторых, эта проблема решаема, есть конкретные способы решения, которые и использовал Джо. И в-третьих, похожий на него человек оказался победителем, оказался успешным.
Подобная метафора, рассказанная в начале беседы, способствовала дальнейшей работе, наведению транса, терапевтической трансформации.
Ниже мы будем говорить о способах наведения транса. Но у Эриксона было еще одно внушение, которое было специфично для людей, неоднократно бывавших у него на сеансах: у него было так называемое кресло для транса. Это было кресло, в котором пациент в предыдущий раз входил в транс. Эриксон беседовал с ним на другом кресле, расспрашивая о чем-то, а затем указывал на кресло, в котором пациент знал, что он должен войти в транс. И показывая рукой или жестом головы, Эриксон говорил: Ну что ж, присядьте в кресло для транса.
Пациент садился туда, как правило, закрывал глаза и самостоятельно погружался в транс, потому что дорога в транс была для него уже известна. Это было одно из многих внушений, которым пользовался Эриксон и которым можете пользоваться вы.
Внушения, которые мы даем в ходе транса, мы рассматривали и раньше и будем рассматривать еще.
Напомним, что внушения делятся на три группы: прямые, косвенные и открытые. В основном в эриксоновском гипнозе пользуются косвенными и открытыми внушениями.
Однако, чем глубже транс, тем больше шансов использовать прямые внушения, поскольку в глубоком трансе заметно снижается контроль сознания и пациент выказывает большую готовность действовать согласно указаниям терапевта.
На выходе из транса: либо непосредственно перед ним, либо сразу после выхода - терапевт дает пациенту постгипнотические внушения, т. е. внушения на период после гипноза. Они могут быть двунаправленные: они могут быть направлены на усиление положительных эффектов, полученных в трансе, либо на ослабление негативных эффектов, которые также могут наблюдаться, например, головная боль, расслабленность, снижение тонуса мышц и т. д. Также постгипнотические внушения могут быть направлены на период жизни клиента, который пройдет до следующего визита к психотерапевту, на несколько дней, может быть, на несколько недель.
Подобные внушения нужны для того, чтобы они начали менять привычную жизнь клиента. Внушения могут проводиться через домашние задания, где, помимо цели написать, нарисовать, погрузиться в самогипноз, преследуются иные цели,
которых терапевт добивается, будь это ускорение и усиление психотерапевтического процесса, получение навыков погружения в транс, изменение каких-то социальных установок пациента и многое другое.
Эти внушения действительно могут даваться в виде заданий, а могут быть завуалированы под иные фразы. Например, прощаясь с пациентом, терапевт как бы невзначай может сказать: Изменения проходят у всех по-разному, у кого-то они начинаются сразу, у кого-то через некоторое время, и мне очень важно знать, как быстро изменения начнутся у вас.
Я прошу вас фиксировать их и запомнить, как это будет происходить. На самом деле, этой фразой терапевт дает пресуппозицию, что изменения происходить будут, и клиент, ожидая их, их же и вызывает или ускоряет их приход.
Эти и подобные внушения (а о характере косвенных внушений вы можете посмотреть выше) облегчают работу терапевта и создают некий задел для последующих встреч терапевта и клиента.
Иногда терапевт может давать пациенту с собой кассету с записью собственного голоса либо кассету с записью музыки, если музыка использовалась при наведении транса, с рекомендацией использовать эту кассету при обучении самогипнозу. В этой кассете также могут быть внушения, которые терапевт считает необходимым дать пациенту в период между их встречами.
Следует отметить, что в данном случае терапевт не может получить сиюминутной обратной связи, и поэтому эти внушения ни в коем случае не должны задевать каких-то чувствительных струн пациента, они должны носить общий характер, чаще всего ресурсный, т. е. они должны поднимать внутреннюю энергетику пациента, учить его расслабляться, погружаться глубже в гипнотическое состояние и учить работать с собой самостоятельно. Это очень важный навык. Как говорила дочь Эриксона Бетти Эриксон: Я для своего пациента - вначале костыли, затем палочка, а затем он учится ходить сам.
Для того чтобы наш пациент быстрее научился ходить сам, научился разбираться сам со своей жизнью, подобные средства являются вовсе не лишними. Умение обратить внимание пациента на изменения, которые будут происходить с ним,
будь это изменения в физиологическом или психологическом плане, является важным навыком, который облегчает работу психотерапевта и ведет к ускорению терапевтического процесса, к облегчению его прохождения, снижению патологической симптоматики.
В обучении гипнотерапевта умение давать внушения во всех ситуациях сходно с умением утилизировать все то, что приносит с собой клиент, потому что эти два процесса неразрывно связаны друг с другом. И когда внушения, даваемые терапевтом, опираются на реальные привычки, поведение, мысли пациента, это дает им особую точность, значимость и ценность.